Газета
 29 октября 2007, 00:00   827

Свет в конце канализации

Свет в конце канализации
Как в Перми реструктуризировали коммунальное хозяйство. В конце 2003 года пермский водоканал был передан в аренду дочерней структуре «Интерроса», компании «НОВОГОР-Прикамье». В соответствии с соглашением между «Интерросом» и областной администрацией и, как следовало из текста соглашения, в целях реформирования комплекса жилищно-коммунального хозяйства и привлечения инвестиций на территорию Пермской области. Мало кто помнит, что передача водоканала в аренду частному оператору стала своеобразным итогом затяжной, безутешной и безуспешной борьбы директора муниципального предприятия «Водоканал» и тогдашней городской администрации. Впрочем, реформа ЖКХ в отдельно взятом регионе сопровождалась не менее драматичными коллизиями.
Как в Перми реструктуризировали коммунальное хозяйство.
В конце 2003 года пермский водоканал был передан в аренду дочерней структуре «Интерроса», компании «НОВОГОР-Прикамье». В соответствии с соглашением между «Интерросом» и областной администрацией и, как следовало из текста соглашения, в целях реформирования комплекса жилищно-коммунального хозяйства и привлечения инвестиций на территорию Пермской области. Мало кто помнит, что передача водоканала в аренду частному оператору стала своеобразным итогом затяжной, безутешной и безуспешной борьбы директора муниципального предприятия «Водоканал» и тогдашней городской администрации. Впрочем, реформа ЖКХ в отдельно взятом регионе сопровождалась не менее драматичными коллизиями.



Business Class начинает публикацию глав из готовящейся к печати книги известного пермского журналиста Андрея Никитина. Книга посвящена тому, как создавалось предприятие «НОВОГОР-Прикамье», как сдавался в аренду Пермводоканал, как менялась система управления и т. п..

1. Кадры и люди

Оперативка. Плач, тоска, банальность, мат, игра, обман, изящество, коварство, ревность, издевательство, похмелье, сон, бессонница, страсть — сколько имен и ассоциаций у тебя, производственная оперативка.
Нет, главное здесь — все-таки отчет и его оценка. Перед лицом нового директора, который без году неделя, которому еще постигать и постигать азбуку водопровода и канализации. Но кто его знает, что он за зверь такой…
Анекдот в тему.
Приходит мужик устраиваться машинистом насосной станции на водоканал.
Генеральный директор водоканала:
— Ваша работа очень простая: утром приходите — рубильник в положение «ON», весь день сидите, ничего не делаете. Вечером рубильник — в положение «OFF» и идете домой. Поняли?
— Не понял.
— Объясняю еще раз. Приходишь утром на работу. Рубильник — в положение «ВКЛ.». Весь день сидишь, ничего не делаешь. Вечером — рубильник в положение «ВЫКЛ.». Понял?
— Не понял.
— Блин. Приходишь на работу. Рубильник — вверх. Вечером рубильник — вниз! Понял???
— Начальник, ты чо — тупой? Я тебе в третий раз объясняю: не по-нял!
Главный диспетчер водоканала — почти ветеран. Он знает про тонны, литры и молекулы воды, которая — во всем городе. Главный диспетчер, дежурный директор, дирижер режимов, докладывает, что вот по итогам прошедшей недели подано столько-то тысяч кубометров, что составляет столько-то процентов от плана.
«Постойте, а откуда взялся этот план?» — тормозит плавное течение оперативки генеральный директор.
Всеобщее недоумение фотонегативом проявляется в остолбенелости главного диспетчера. Что значит откуда? План — он всегда план.
«А как вы думаете, если мы будем подавать воды меньше плана, это плохо или хорошо? А я думаю, что очень хорошо. Поймите, коллеги, рано или поздно мы должны прийти к той ситуации, в которой сейчас вся Европа, не только Западная, но и Восточная. У нас сколько литров в сутки на человека приходится? Правильно, 326. А в Польше, например, 150 литров. Зато цена — в разы дороже. Как мы будем приводить в порядок изношенную нашу «коммуналку»? Государство? Забудьте. Увы, только с помощью потребителя. Для него, ради него, но и за его счет. Правильно, Зинаида Валентиновна?»
Сейчас кажется, что весь 2004 год прошел в убеждении новогоровцами самих себя и всех окружающих, что для того, чтобы услуга была качественной, необходимо — ну просто никак невозможно иначе — повышать тариф и снижать потребление воды. При этом каждый вновь приходящий во власть — от депутата гордумы до премьер-министра — искренне (хочется надеяться, что искренне) убежден, что тарифы на «коммуналку» завышены, а их рост неизбежно ударит по неимущим и подстегнет инфляцию. О том, что изношенность сетей — это не только отключения воды и электричества, но и плавно вытекающие из этого ЧП типа Чагино или гепатита в Нижнем Новгороде, в голову приходит как-то потом. Бывает, что и не через голову. Но вернемся на оперативку.
Следующий докладчик — начальник управления по обслуживанию клиентов, миловидная дама, от одного имени которой трепещут клиенты. И должны трепетать, должны, потому что все они — потенциальные неплательщики, безо всякой там презумпции.
— По итогам минувшей недели на счет поступило столько-то рублей, что составляет столько-то процентов от плана, — искрометный взгляд в сторону нового генерального (все нормально?). Среди должников — Завод имени Кирова, Завод имени Дзержинского, КЭЧ. Кировскому заводу отправлено предписание об отключении воды с такого-то числа, — в голосе миловидной начальницы — скрытая сила застывающего металла.
— А позвонить не пробовали? — снова прерывает заведенную протяжность совещания Новый.
Да что он, издевается?
— Видите ли, проблема в том…
— Я прошу всех. (Ого, металла-то не менее будет в мягком голосе нового генерального. Пауза. Грамотно. Все просыпаются.) Во-первых, в этом кабинете слово «проблема» не употреблять. Нет у нас проблем. (Саркастические взгляды.) У нас есть задачи, которые мы должны и будем решать. Во-вторых, прежде чем писать строгие предписания в адрес наших клиентов, наших партнеров, очень прошу провести предварительную работу. Для начала просто снять трубку и позвонить. (Ехидные взгляды.) В случае необходимости съездить. Доложить о результатах финансовому директору. И если уже, как вы считаете, исчерпаны все меры… Правильно, подойти ко мне. В третьих, и это главное, мы пришли сюда не для того, чтобы учить вас, как надо работать (Суперехидные взгляды.) по вашим специальностям. Мы хотим вместе с вами научиться делать дело так, чтобы… (Суперсаркастические взгляды, в которых тонет все, включая нового генерального.) И для начала, вы меня извините, исключить воровство. Мы не будем рыться в старых грехах, в тех временах, которые были до нас. И наказывать вас за то, что было или случалось. Но если кто-то попадется на нечистоплотности сегодня, уж не обессудьте. Самое мягкое — увольнение по собственному желанию, а можно и передать материалы в соответствующие органы. Уверяю, сил у нас хватит. С Андреем Петровичем все ведь уже знакомы?
Новый заместитель генерального по режиму и безопасности — прежде и должности такой не было — ласковым пронзительным взором оглядывает присутствующих, как будто оплетает их цепкой паутиной. Знакомы, как же…
Продолжение в следующем номере.

P. S. Дренаж
Через два года внимательному наблюдателю, оценивающему состояние бизнеса в Прикамье, стало очевидно, что «НОВОГОР-Прикамье» — компания, в которой собрались ну если не лучшие менеджеры, то вообще-то очень грамотные ребята. Откуда их брали? Да отовсюду. Выискивали в Интернете, переманивали, причем не только деньгами, но и интересом. Подбирали там, где людей, имеющих серьезные амбиции, просто недооценивали. Но самый верный на первом этапе деятельности компании способ подбора персонала — самый традиционный: по знакомству, по связям, по рекомендациям.
В последнее время поиск кадров стала более системным — с помощью кадровых агентств и с обязательной проверкой собственного управления по персоналу. Тестирование, собеседование, испытательный срок и еще куча всяких специфических придумок.
Отдельным пунктиком — обучение и, извините за выражение, воспитание.
Впрочем, через два года руководству компании стало очевидно, что новые люди («команда» — очень они любили это слово), сколь бы хороши и грамотны они ни были, не сделают революции (или эволюции — кому как угодно) без команды старой. Увы, деление на старых и новых долго оставалось ахиллесовой пятой новой коммунальной компании.
Свет в конце канализации
Поделиться:
Все новости компаний