Газета
 15 октября 2007, 00:00   1253

Глотая краны

Компания «Строймеханизация» купит более 100 башенных кранов в России и Китае. Эксперты сходятся во мнении, что большая часть кранов может остаться невостребованной.
Компания «Строймеханизация» купит более 100 башенных кранов в России и Китае. Эксперты сходятся во мнении, что большая часть кранов может остаться невостребованной.

Компания «Строймеханизация» заявила о намерении приобрести несколько десятков кранов для последующей сдачи их в аренду. Эта сделка позволит предприятию занять практически монопольное положение на рынке. По данным экспертной группы НПФ «Стратегия», ситуация, сложившаяся на рынке башенных кранов в Прикамье, приближается к критической. Только за прошлый год произошло 23 аварии, в том числе со смертельным исходом. Следствием этого может стать запрет Ростехнадзора на использование устаревших кранов, а их сегодня более 90 %. Свои краны имеют только «Сатурн-Р», «Стройиндустрия» и Трест № 14, остальные компании берут их в аренду. «Башенные краны — самая дорогая строительная техника, — говорит генеральный директор «Строймеханизации» Илья Пьянков.
160 метров китайского производства. В октябре 2007 года планируется поставка первого из партии примерно в 20–30 башенных кранов QTZ-160 китайского производства, рассчитанных на строительство сооружений высотой до 160 м (здания до 24 этажей). «По результатам работы QTZ-160, от его востребованности в регионе, — говорит генеральный директор ОАО «Строймеханизация» Илья Пьянков, — будет приниматься решение о возможных поставках данных кранов в регион. Стоимость одной единицы техники — 12 миллионов рублей. К концу года будет куплено 10. В перспективе планируется приобрести несколько десятков единиц техники. Сомнений относительно соотношения цены и качества (китайский кран на несколько миллионов дешевле отечественного аналога) у компаний нет. «В Челябинске и Екатеринбурге они работают уже давно, и серьезных проблем с ними, кажется, нет», — утверждает г-н Пьянков.
Помимо этого, уже подписано соглашение о приобретении у ОАО «Краностроительный завод» (г. Ржевск, Тверская область) в течение 2008 года еще 48 кранов модели КБМ-401 (до 18 этажей). Общая стоимость проекта по приобретению башенных кранов отечественного производства составляет 540 млн руб-
лей (цена одного крана примерно 9 млн рублей).
Как сообщил корреспонденту «bc» представитель ржевского завода Алексей Кухарчук, в России наблюдается настоящий бум спроса на башенные краны. К ОАО «Краностроительный завод» обращаются практически все крупные регионы. Однако их заказы ограничиваются 1–2 единицами техники. «Заказ «Строймеханизации» можно считать крупнейшим в России среди немосковских компаний. Принимая его, мы должны будем на несколько лет вперед отказаться от других предложений», — заключает г-н Кухарчук.
Как сообщил журналистам Илья Пьянков, «мы намерены держать у себя и ржевские и китайские краны в пропорции 60/40 или 80/20 соответственно. Китайская техника дешевле и занимает меньше места, но работа с ней имеет ряд минусов. Во-первых, это необходимость платить НДС, во-вторых, проблемы с таможней».
Спасительные облигации. Сделку по закупке кранов «Строймеханизация» будет осуществлять через компанию «Стратегия-лизинг», а непосредственным плательщиком выступит НПФ «Стратегия». Осуществляться операция будет по следующей схеме: закупку сделает «Стратегия лизинг» под выпуск облигаций на сумму 500 млн рублей, в дальнейшем облигации данного займа будут выведены на биржу в котировальный список «Б». Таким образом, в проекте смогут участвовать НПФ, которые после постановления Правительства РФ № 63 от 1 февраля 2007 года имеют доступ к ограниченному спектру операций с ценными бумагами, наиболее эффективной из которых, по мнению генерального директора НПФ «Стратегия» Петра Пьянкова, является как раз финансирование облигационных займов. «Механизм проекта специально рассчитан на пенсионные фонды, — говорит Андрей Трифонов, генеральный директор «Стратегия-лизинг». — Банки вряд ли будут участвовать в финансировании проекта с семилетней окупаемостью и без сверхприбылей, в то время как пенсионные фонды должны быть заинтересованы в «проплате» этих облигаций».
Петр Пьянков:
— Сейчас складывается ситуация, когда нам просто некуда вкладывать свои деньги, поэтому мы вынуждены разрабатывать конкретные механизмы для собственных инвестиций. В настоящий момент компания имеет активов на 2 миллиарда рублей, так что этот проект на 500 миллионов сама «Стратегия» через год-два просто «проглотит».
Будет ли спрос. Заявленные краевыми властями темпы жилищного строительства (выход к 2010 году на показатель в 1 млн кв. м жилья — прим. «bc») должны увеличить спрос на аренду строительной техники. По данным «Стратегии», стоимость машино-часа башенного крана за последние два года увеличилась с 700–800 рублей до 1600. Дальнейшее повышение темпов просто оставит рынок без техники. В этой связи, по мнению Ильи Пьянкова, «купленные краны сразу будут пользоваться большим спросом». Хотя заместитель главного директора по строительству «Сатурн-Р» Николай Кирюхин предупреждает: «Спрос на краны, безусловно, есть. Но все краны «Строймеханизации» будут востребованы только в том случае, если Гостехнадзор запретит пользоваться старыми, ведь сейчас они обеспечивают рынок. Хотя, если господин Пьянков предложит приемлемую цену аренды, конечно, предпочтение будет отдано новой технике». В Пермском филиале Рос-технадзора корреспонденту «bc» сообщили, что «проблема существует, но какое-то решение по ней может принять только главное управление, которое пока молчит».
Если решение о запрете не будет принято, эксперты сходятся во мнении, что большая часть купленных кранов может остаться невостребованной, поскольку цена на них скорее всего будет выше, чем на старую технику.
Первые башенные краны прибудут в Пермь уже в середине октября.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний