Газета
 08 октября 2007, 00:00   1872

Эксклюзив в квадрате

Эксклюзив в квадрате
Через пять лет в Перми наступит бум коттеджного строительства, считают эксперты «bc». Эта перспектива задает тон сегодняшнему развитию рынка дизайна интерьера в Перми.
Через пять лет в Перми наступит бум коттеджного строительства, считают эксперты «bc». Эта перспектива задает тон сегодняшнему развитию рынка дизайна интерьера в Перми.

В ближайшие годы занятость пермским дизайнерам обеспечит интенсивно развивающееся коттеджное строительство, уверены эксперты «bc». Кроме загородных объектов, фронт работы дизайнерам дают строительные компании, возводящие офисные и торгово-развлекательные центры. Доля частных лиц среди клиентов интерьер-компаний постепенно увеличивается, однако по-прежнему не является определяющей.
Большие и малые. По мнению экспертов, сегодня рынок дизайна и интерьера в Перми не имеет четких очертаний. Сергей Козук, директор выставки «Интерьер. Дизайн», которая пройдет в середине октября на площадях «Пермской ярмарки», отмечает, что говорить о точном количестве пермских компаний, работающих в этой сфере, очень тяжело: «В нашей базе данных числятся 322 пермские фирмы, занимающиеся декором. По большей части они имеют узкую специализацию: одни занимаются светом, другие — текстильным дизайном, третьи специализируются на витражах». По словам г-на Козука, оценить объемы рынка в денежном выражении практически невозможно, поскольку оборот большинства компаний неизвестен. По оценке директора архитектурного бюро «АБФ» Зинаиды Бересневой, сейчас в Перми существует более 200 частных дизайнерских студий, в штате многих из них всего один человек. «Дизайном помещений занимается каждый второй пермский дизайнер, а их великое множество — все выпускники факультетов дизайна художественной академии и других пермских вузов», — говорит г-жа Береснева.
Если верить справочнику «Желтые страницы», в Перми около пятидесяти фирм, занимающихся дизайном интерьера. В основном они имеют статус индивидуальных и частных предпринимателей, обществами с ограниченной ответственностью являются только порядка десяти компаний. Причем это крупные организации, которые специализируются на архитектурном проектировании, а дизайн не является для них основным видом деятельности. Тем не менее они считаются серьезными игроками на рынке интерьера. «В Перми нет крупных дизайнерских бюро, — считает Галина Шестакова, директор собственной дизайн-студии. — Со временем крупные игроки, конечно, появятся, но индивидуалы все равно останутся и будут сосуществовать с ними».
Наиболее востребованный в Перми на сегодня вид дизайна — интерьер жилых помещений. Из общего числа заказов на его долю, по словам Максима Маховикова, главного архитектора проекта архитектурного бюро «ЛАД», приходится порядка 90 %.
Как отмечают директора небольших дизайн-студий, их основные клиенты — частные лица со средним и высоким уровнем доходов, а половина заказов — комплексные проекты дизайна всей квартиры.
Цена вопроса. Цена дизайн-услуг зависит от «глубины» проекта и степени его элитности. По словам Зинаиды Бересневой, разброс цен на дизайнерские услуги очень большой: от 25 до 1000 долларов за квадратный метр площади помещения. На сайте еще одного пермского дизайнера, Елены Симоновой, вывешены такие расценки: цена дизайн-проекта определяется из расчета 250 рублей за кв. м помещения. В студии «Март» «bc» оценили среднюю стоимость предлагаемых ими работ от 12 до 20 тыс. рублей за кв. м витража.
Максим Маховиков сообщил «bc»: «Последний построенный нами коттедж имел площадь 250 квадратных метров, бассейн в 70 квадратных метров. Дизайнерские услуги обошлись заказчику в 500 тысяч рублей. В эту сумму входило авторское курирование дизайн-проекта с выездами сотрудников фирмы на место. В то же время себестоимость строительства составила около 6 миллионов рублей».
Столичный дизайнер, директор собственной дизайн-студии Павел Кузьмин сообщил «bc», что самый дорогостоящий проект дизайна жилого помещения, разработанный фирмой, стоил 150 долларов за квадратный метр. «В указанную стоимость вошла только оплата услуг агентства по проектированию дизайна», — рассказывает г-н Кузьмин.
Как сообщили «bc» в пермской компании «Дизайн интерьера», средняя стоимость выполняемых фирмой заказов составляет 80 тыс. рублей. Это касается дизайн-проектов и жилых, и общественных помещений. «Классический дизайн, требующий проработки большого количества деталей, стоит дороже. Есть клиенты, заказывающие дизайн-проекты за 30–40 тысяч, но есть и те, кому работа обходится в 200 тысяч», — рассказали в компании.
По словам Павла Кузьмина, работать с офисными интерьерами проще, так как их дизайн в значительной мере унифицирован. «При разработке проекта торгово-развлекательного центра изначально закладывается определенный процент на оплату дизайнерских и отделочных услуг. Заказчик старается найти подрядчика, который сделает это за минимальные деньги. Средняя стоимость отделочных работ для офисных и торговых площадей в Москве — от 100 до 500 долларов за квадратный метр площадей общего пользования. Впрочем, разброс в цифрах очень велик», — рассказал г-н Кузьмин.
В Перми, по словам Равиля Кашапова, директора департамента девелоперских проектов корпорации «Перспектива», при проектировании строительства крупных торговых и офисных центров в смету закладываются расходы на отделку помещений, как правило, в размере 20 % от цены объекта.
Испанская ласточка. Ведущей тенденцией развития пермского рынка интерьер-дизайна специалисты называют тягу к эксклюзивности. Например, 70 % заказов фирмы «Март» — эксклюзивные работы. Галина Шестакова также отмечает, что пермяки с каждым годом все больше заказывают индивидуальный дизайн помещений. Однако Максим Маховиков отмечает, что до высокого уровня эксклюзивности пермяки еще не доросли: «90 % заказчиков требуют, чтобы им сделали, как у соседа. И только немногие просят индивидуальный дизайн». Но все же, соглашается г-н Маховиков, некоторый вкус у пермяков уже сформировался. Все чаще клиенты заказывают «продвинутые» виды работ, например эксклюзивную графику.
На другую тенденцию рынка обращают внимание московские эксперты. Часть из них считают, что на российском рынке интерьер-дизайна вскоре наступит кризис насыщения. По их мнению, количество заказов снизится по объективным причинам — ремонтировать вскоре будет нечего. В связи с этим специалисты предполагают два варианта развития событий: либо качество дизайнерских услуг будет расти из-за жесткой конкуренции, но вырастут и цены, либо качество услуг снизится и цены упадут.
Однако, по мнению пермских дизайнеров, кризис насыщения пермскому рынку дизайнерских услуг пока не грозит. Более того, рынок имеет большие перспективы роста. По мнению Галины Шестаковой, сфера интерьер-дизайна в Перми еще недостаточно насыщена, и она будет интенсивно развиваться. Причем качество дизайнерских услуг будет расти, а цена падать, считает дизайнер.
По мнению Максима Маховикова, «развитие рынка определит потребитель». «С одной стороны, растет спрос на дорогие интерьеры, индивидуальный дизайн. Потребитель становится требовательней, он согласен платить больше при условии выполнения заказа на высоком уровне. Однако останется и спрос на услуги мелких фирм с низкой ценовой политикой. Причем стоимость типового дизайна будут падать, а эксклюзива — возрастать», — считает г-н Маховиков.
Кризис насыщения рынка интерьер-дизайна в Перми, по мнению Максима Маховикова, наступит не скоро: «Строительный бум в городе только начинается. Думаю, лет через пять наступит пик в сегменте строительства коттеджей, владельцы которых обязательно обратятся к дизайнерам за услугами».
Директор Пермского аналитического центра Сергей Седова прогнозирует, что по мере развития рынка и роста интереса к нему со стороны иногородних фирм пермяки потеряют часть заказов. Однако московский дизайнер Павел Кузьмин возможность реализации такого варианта отрицает. По его мнению, столичным компаниям в провинции «делать нечего», настолько несопоставимы цены на дизайн-услуги. Его поддерживает и Сергей Козук: «Представители московских дизайнерских бюро в Пермь не поедут. Цена дизайн-проектов в столице как минимум в пять раз выше». Однако сторонники интереса к рынку со стороны иногородних компаний парируют им тем, что оформлением «Колизея» занималась фирма из Испании.
В целом же, по мнению Сергея Седова, у пермского рынка интерьер-дизайна хорошие перспективы. Он считает, что залог его развития — активно растущее число торговых и офисных зданий. «Объемы рынка интерьер-дизайна будут увеличиваться за счет того, что сфера недвижимости на подъеме, только в ближайшие 3–4 года на рынок «выйдут» сотни тысяч квадратных метров коммерческих площадей, которые так или иначе будут требовать соответствующих оформительских услуг», — отметил г-н Седов.
Так же рекомендуем вам Дизайн интерьеров квартир, домов, офисов и кафе от Студии Перемен
Поделиться:
Все новости компаний