Газета
 08 октября 2007, 00:00   1179

Ломать стереотипы

Константин Бесчетнов, президент «Альянса среднего бизнеса России»: «Малый и средний бизнес быстро гибнут, но так же быстро рождаются».
Автор: Кирилл Перов
Константин Бесчетнов, президент «Альянса среднего бизнеса России»: «Малый и средний бизнес быстро гибнут, но так же быстро рождаются».

Как Вы оцениваете состояние малого и среднего бизнеса в России и Пермском крае? Как выглядит он на фоне других регионов страны?
— Здесь нужно выделить несколько моментов. С одной стороны, Пермский край существенно отличается от других регионов, с другой — он очень на них похож. Во-первых, Пермский край — это регион с профицитным бюджетом, и следовательно малому и среднему бизнесу здесь легче развиваться. Это касается любых отраслей. В этом смысле Пермский край — приятное исключение. Что касается похожих черт, то традиционно малый и средний бизнес развиты слабо по всей России. Поэтому перед государством стоит задача его развития. Оно должно выходить не только на российские региональные рынки, но и за рубеж.
В этом плане интересным примером является Китай. Там фактически отсутствуют требования по санитарным нормам и административные барьеры. Хотя я ни в коем случае не призываю перенимать этот опыт. Но они, мягко говоря, не просто тормозят развитие бизнеса, но и не дают ему возможности для этого развития.
Можно ли говорить о том, что крупный бизнес находится в привилегированном положении?
— В принципе, да, и не только в Пермском крае, но и в целом по России. Крупный бизнес может позволить себе представительство в органах власти — исполнительных, законодательных, федеральных и региональных. Куда сложнее обстоят дела в малом и среднем бизнесе. И как следствие, активно развивается крупный бизнес, который имеет такую маржу, о которой малому и среднему бизнесу остается только мечтать. Хотя сдвиги в лучшую сторону есть, но их мало.
Насколько административные барьеры мешают развитию малого бизнеса? Можно ли говорить, что это проблема номер один? Что надо предпринять для ее решения в первую очередь?
— Сейчас можно констатировать такой факт, как отсутствие системы малого бизнеса. В наличии имеется много тормозов и мало двигателей, которые раскручивают систему. То есть сейчас необходимо сконцентрироваться на создании инфраструктуры, которая подтолкнет развитие среднего и малого бизнеса.
Здесь уместно вспомнить и о бизнес-инкубаторах. Образно говоря, это такая машинка, которая плодит бизнес. Одна часть из предпринимателей умирает, а другая благополучно продолжает развиваться. На сегодняшний день в России работают порядка 80–90 бизнес-инкубаторов. Возникает вопрос, а что дальше? Но на него ответа пока нет.
Подчеркну, что необходимо уделять внимание и такому моменту, как ломка стереотипов мышления. В советское время нам говорили, что предприниматель — это не есть хорошо, это плохо. И сейчас мы продолжаем жить с этим стереотипом.
Крупный бизнес все чаще позиционирует себя как социально ответственный. Могут ли средний и малый бизнес позволить себе нечто подобное?
— Такая практика существует давно. Возможность осуществлять социальные проекты есть всегда, потому что любой бизнес работает для общества. Существует масса примеров, когда люди с любым уровнем дохода, начиная с тех, кто зарабатывает немного, и заканчивая крупным бизнесом, берут под свою ответственность несколько детских домов и оказывают им всяческую помощь. Социальная ответственность абсолютно не зависит от уровня достатка.
Если мы заботимся о среде, в которой живем, то и она относится к нам так же. Это, на мой взгляд, и есть социальная ответственность бизнеса, человека, власти.
Банки заявляют о желании плотно работать с малым и средним бизнесом, но на деле лишь небольшое число предпринимателей соответствует всем условиям банков для получения кредита. Что здесь можно изменить и какова может быть роль государства?
— Получать кредиты сейчас крайне сложно, особенно малому и среднему бизнесу. Мы все больше превращаемся в бюрократическую систему. Если сравнить количество требуемых документов в 1990-е годы и в настоящее время, то это небо и земля.
В первую очередь требования диктует центральный банк, а следовательно, государство. Но и в банках есть своя бюрократическая машина. Наша задача — сделать так, чтобы правила стимулировали развитие среднего и малого бизнеса.
Расскажите об альянсе, который Вы возглавляете. Каковы основные мероприятия, которые проводил альянс? На что направлена его деятельность?
— В Перми в ближайшее время, в октябре-ноябре, мы собираемся внедрить программу развития предпринимательства. В принципе, это наработанная практика, так как альянс в любой регион заходит с социальными проектами. Затем мы начинаем разрабатывать и бизнес-проекты. Лично я придерживаюсь мнения о сбалансированном предпринимательстве.
Среди наших реализованных проектов самым интересным я считаю продажу шоколада российского производства на американском рынке.
Подчеркну, что бизнес начинается не с денег, а с образа мышления. Зачастую люди думают, что занятие бизнесом — это сложно и невозможно. Но именно из-за таких убеждений ничего не получается.
Напомню еще раз, что Пермскому краю необходимо выходить не только за пределы края, как минимум — на всю Россию, а максимум — за рубеж.
По данным Пермьстата, в объеме выручки вклад малого бизнеса в региональную экономику вырос с 19 % до 21 %. Как Вы оцениваете этот показатель? Можно ли добиться его увеличения?
— Я считаю, что вклад в региональную экономику очень мал. По моему мнению, доля малого и среднего бизнеса должна составлять как минимум 50 %. К тому же демонстрируемые темпы роста также ничтожно малы, поэтому нужно стремиться увеличить их до 5 %.
Как это ни парадоксально, но малый и средний бизнес развивать гораздо проще, чем крупный, поскольку последний неповоротлив и плохо реагирует на изменения. Безусловно, малый и средний бизнес быстро гибнут, но так же быстро рождаются.
Для увеличения доли малых и средних предприятий в объеме выручки необходимо их сотрудничество с крупными. Актуальным здесь становится аутсорсинг.
В Пермском крае малый бизнес сконцентрирован в 4 отраслях: 39 % от числа малых предприятий работали в сфере торговли, 18 % осуществляли операции с недвижимым имуществом, 16 % работали в сфере строительства, 13 % — в обрабатывающем производстве. Нужно ли ставить задачу по расширению представительства малого бизнеса в других отраслях?
— Во-первых, нужно развивать те отрасли, которые уже освоены предпринимателями. А во-вторых, необходимо работать в смежных областях.
Не секрет, что в Америке чуть ли не 50 % программистов — выходцы из России. Возникает закономерный вопрос: почему они там, а не здесь? Именно поэтому нужно создавать базу, которая позволит стимулировать высокотехнологичный бизнес.
Нужно развивать инфраструктуру, которая поспособствует созданию точек роста, так называемых кластеров, и тем самым изменит экономику региона.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний