Газета
 01 октября 2007, 00:00   1045

Пустые метры

Пустые метры
Единственный в Перми торговый центр премиум-класса рискует остаться без арендаторов и покупателей.
Автор: Кирилл Перов
Единственный в Перми торговый центр премиум-класса рискует остаться без арендаторов и покупателей.

В конце лета компания «Кама Gate» заявила о том, что планирует построить в Перми торговый центр премиум-класса. Как рассказал «bc» генеральный директор компании Алексей Луканин, магазин разместится в нижней части элитного жилого комплекса Euro Towers, строительство которого также инвестирует «Кама Gate». Торговая площадь центра, не считая служебных помещений и парковки, по словам владельца, составит порядка 10 тыс. кв. м, четверть из них займет продуктовый супермаркет уровня business fashion. В качестве арендаторов площадей супермаркета владельцы предпочли бы увидеть известные федеральные бренды «Азбука вкуса» или сеть магазинов «Гурме». Помимо супермаркета, в ТЦ планируется разместить бутики, кафе и рестораны высокой кухни. «Нашей основной задачей при разработке концепции было создание торгового центра такого класса, который до сих пор никто не построил в Перми», — заявил Алексей Луканин.
Однако многие эксперты издания посчитали, что радужные надежды девелопера вряд ли могут быть оправданы. «Ассортимент пермских торговых сетей сегодня в полной мере удовлетворяет нужды потребителей, — уверен директор компании «НормаН-Виват» Вадим Юсупов. — Но даже если там появится какой-либо экзотический продукт, который оценят покупатели, мы будем готовы к конкуренции». Дополняет коллегу Светлана Кузьмич, директор УК «ЭКС» (управляет сетью магазинов «Семья»). По ее мнению, сегодня аудитория в Перми, готовая приобретать высококачественный товар, относительно невелика. «До сих пор стабильного потока покупателей эксклюзивного товара не было, — отмечает Светлана Кузьмич, — все покупки такого характера единичны, поэтому есть сомнения насчет объема площади, выделенной под продуктовый супермаркет». Представители торговых сетей «Азбука вкуса» и «Гурме», с которыми, по словам Алексея Луканина, сейчас ведутся переговоры, в телефонных разговорах с корреспондентом издания отказались прокомментировать свои планы относительно регионального торгового центра премиум-класса.
Что касается ресторанов высокой кухни, то по этому вопросу эксперты высказали мнение, аналогичное тому, что принадлежит представителям продуктового ритейла. Владелец ТЦ «Айсберг» Александр Кириленко считает, что новый оператор в первую очередь столкнется с большими трудностями при поставках свежих деликатесов. Это мнение подтверждают и те, кто непосредственно занят в этом бизнесе. «В Перми сегодня работают 2–3 ресторана премиум-класса, — поясняет директор ресторана Le Marsh Константин Драчев, — и число их клиентов относительно невелико. Вряд ли с появлением еще одного заведения подобного уровня количество гурманов резко возрастет. Вторая проблема, актуальная для этого бизнеса на сегодняшний день, с которой столкнутся собственники, — поставки продуктов. Пермь на сегодняшний день не может обеспечить стабильную поставку свежей продукции, поэтому часть ресторанов перешла на свежемороженые продукты, другие самостоятельно возят деликатесы на самолете».
По поводу открытия новых бутиков мнения экспертов кардинально разошлись. Одни посчитали, что появление новых операторов будет вполне востребовано у пермяков.
Вадим Юсупов:
— В городе до сих пор не было ни одного чистого fashion-центра, так что открытие не только одного, но и двух-трех будет вполне уместно, тем более, если владельцы сделают ставку на бутики одежды.
Ольга Ясько, руководитель департамента аналитики Colliers International (г. Москва), считает, что при нынешней нехватке качественных коммерческих площадей появление нового торгового центра вполне уместно. «Пермь относится к числу российских городов-миллионеров с одним из самых высоких уровней доходов населения, что определяет ее значительный потенциал с точки зрения перспектив развития торговой недвижимости, — пояснила свою точку зрения аналитик. — Хочется отметить, что текущее состояние сегмента профессиональной торговой недвижимости, в том числе и его премиум-составляющей, характеризуется превышением спроса над предложением. Так, хорошо известно, что многие состоятельные горожане за покупками нередко отправляются как в Москву, так и в европейские страны». С этим мнением соглашается и бренд-менеджер бутика «Элемент роскоши» Марина Рыжкова: «На сегодняшний день действительно не хватает качественных торговых площадей, так что вполне вероятно, что места в торговом центре Euro Towers будут востребованы».
Другие эксперты скептически отнеслись к тому, что в Перми найдется достаточное количество брендовых арендаторов уровня business fashion. «Премиум-класс — это достаточно стабильный сегмент покупателей, но вопрос в том, сколько нужно открыть магазинов, которые были бы рентабельны. Десять тысяч квадратных метров — достаточно большая площадь, владельцам будет сложно заполнить магазин операторами, соответствующими концепции торгового центра, — поясняет Александр Кириленко. — При этом стоит учитывать, что сегодня несколько таких операторов уже имеют в Перми собственные магазины. Вряд ли они откажутся от своих отремонтированных площадей, чтобы стать арендаторами торгового центра». Экспертами издания также высказывалось мнение, что планы инвесторов на сегодняшний день являются не более чем прожектами, а поездки пермяков за новинками в Москву или за границу, не свидетельствуют о том, что в Перми спрос на эту же продукцию будет стабильным.
Алла Лебедь, директор консалтинговой компании «Арбат» (г. Москва):
— На примере прочих городов-миллионеров, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, можно говорить о том, что розничной торговлей товаров класса luxury и premium зачастую занимаются индивидуальные предприниматели, предлагающие итальянские товары старых коллекций по завышенным ценам. Из официальных дилеров товаров luxury в России, таких как Bosco, JamilCo, Crocus, ни один не заявил о своем желании развиваться в иных городах, кроме перечисленных. Тем не менее наиболее перспективными, по имеющимся у нас сведениям, представители данных компаний считают Сочи, Екатеринбург, Нижний Новгород. На наш взгляд, в настоящее время и ближайшие 5–7 лет развивать данное направление в Перми не вполне разумно, поскольку целевая аудитория покупателей такого рода товаров предпочитает совершать покупки за границей или в столицах. Несетевые игроки могут присутствовать, но организовать работу баеров и закупку исключительно новых коллекций представляется затруднительным.
Строители объявили, что объект планируется сдать к 2012 году. Но пока отсутствие единого мнения по поводу уместности появления в городе торгового центра премиум-класса лишь подтверждает точку зрения экспертов, которые считают, что говорить о перспективах данного направления для рынка Перми пока преждевременно, поскольку не до конца ясно, как ведет себя потребитель товаров такого уровня. По всей вероятности, к такому повороту событий на сегодняшний день не готовы обе стороны, как покупатели, так и владельцы премиальных брендовых марок.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний