Газета
 01 октября 2007, 00:00   912

Делить по-братски

Пермские риэлторы меняют правила игры на рынке. Некоторые предлагают вообще не брать денег с покупателей.
Пермские риэлторы меняют правила игры на рынке. Некоторые предлагают вообще не брать денег с покупателей.

27 сентября состоялось внеочередное собрание членов некоммерческого партнерства «Российская гильдия риэлторов. Пермский край» (РГР. ПК). Продавцы жилья искали выход из сложившейся на рынке ситуации, которую все единодушно называют сложной. В условиях сокращения количества сделок на рынке риэлторы готовы идти на серьезные уступки клиентам.
По словам исполнительного директора РГР. ПК Игоря Остапенко, с предложениями по изменению привычных механизмов работы отдельные участники гильдии выступали уже давно. Однако тогда реформы многим показались преждевременными, а опасения, связанные со снижением активности покупателей, надуманными. «В ситуации, когда срок экспозиции каждого объекта не превышал двух-трех недель, а покупатели выстраивались в очередь перед дверями агентств недвижимости, наши доходы росли, для этого не требовалось особых усилий», — признается один из риэлторов. Теперь срок экспозиции вырос до нескольких месяцев, и все чаще случаи, когда объект снимается с продажи, так и не дождавшись ее.
Надежды на то, что снижение спроса — явление временное или сезонное, на совещании не ощущалось. Подобного оптимизма не разделяют уже и те, кто совсем недавно был полностью уверен в стабильном спросе. Если раньше рост предложения, согласно приведенной на совещании статистике, в секторе первичного жилья едва достигал 10 % ежегодно, то в этом году он может добраться до отметки 50 %. Количество предложений в секторе вторичного жилья также вырастет довольно существенно, в среднем, по прогнозам, на 30 %. Спрос, в отличие от предложения, демонстрировать серьезные показатели роста не намерен. Поэтому операторы рынка ищут новые инструменты получения прибыли.
Участники совещания наиболее подходящим и действенным в данной ситуации способом избежать убытков считают раздел комиссионных. Здесь они опираются на зарубежный опыт, такое уже давно практикуется на западе. Кроме того, председатель совета НП «РГР. Пермский край» Алевтина Романова ссылается на опыт риэлторов Санкт-Петербурга. В Северной столице относительно недавно внедрили подобную схему взаимоотношений, и результаты показывают, что она может эффективно работать, в том числе и в российских условиях.
По предлагаемой схеме риэлтор выставляет продаваемый объект в мультилистинговую систему, и к поиску покупателя подключаются другие агенты. В том случае, если покупатель найден кем-либо из них, полученные комиссионные делятся между риэлторами продавца и покупателя. Игорь Остапенко уверен, что подобный подход к работе привлечет дополнительных покупателей и существенно увеличит спрос, поскольку подразумевается получение комиссии только со стороны продавца, покупатель за услугу агента не платит. Фактически услуги риэлтора по поиску предложений станут бесплатными. Доход обоих агентов будет складываться только из комиссионных, взятых с продавца.
В целом к такой форме взаимодействия готовы были все участники заседания. Многие из них уже по собственной инициативе отказались брать вознаграждение с покупателя и даже заключили двусторонние соглашения о разделе комиссионных продавца. Но, как отмечали собравшиеся, для эффективной работы необходимо распространение этого правила на всех игроков рынка. Правда, как отметил Владимир Онянов, генеральный директор ООО «Корпорация «Перспектива»», агентства, не занимающие серьезной доли рынка, в любом случае вынуждены будут последовать за «флагманами» этого бизнеса.
Хотя и сами «флагманы» с ходу договориться не смогли. Делить комиссионные по принципу 50 %:50 % готовы не все. Одни говорили, что согласны отдавать 1 % от суммы сделки, другие — только премиальные агентам, которые привели покупателя. Некоторые предположили, что введение такой системы приведет к некоторому выравниванию процента комиссии среди риэлторов, то есть кому-то придется его и увеличить.
Кроме того, возникли вопросы и к мультилистингу, как к основному средству обмена информацией между риэлторами. Пермская обменная база для профессионалов рынка недвижимости успела себя зарекомендовать как инструмент достаточно эффективный даже по сравнению с печатными СМИ. Количество объектов, размещенных в ней, сейчас составляет около 10 тысяч. Но вместе с преимуществами есть и существенные недочеты в ее работе. Для некоторых участников совещания важна была степень закрытости и защищенности информации, размещенной в системе. Ради повышения эффективности мультилистинга предлагали и вовсе радикальные меры, такие как предложенный Алексеем Соловьевым, генеральным директором ООО «Респект», полный отказ от размещения объявлений на страницах печатных изданий.
В итоге участники совещания приняли решение о разработке исходного варианта договора между компаниями, который затем будет согласовываться с каждым членом гильдии. И позднее на основании внесенных предложений пермские риэлторы выработают наиболее удобную для себя форму сотрудничества.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний