Газета
 24 сентября 2007, 00:00   998

С пристальным взором

Налоговая служба разработала 11 критериев, с помощью которых налогоплательщик сможет понять, стоит или нет ожидать прихода налоговиков. Эксперты «bc» скептически оценивают подобные действия.
Автор: Кирилл Перов
Налоговая служба разработала 11 критериев, с помощью которых налогоплательщик сможет понять, стоит или нет ожидать прихода налоговиков. Эксперты «bc» скептически оценивают подобные действия.

Федеральная налоговая служба (ФНС) России приняла «Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок», в которой обозначены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Об этом на минувшей неделе публично рассказал Валерий Аникин, начальник отдела по работе с налогоплательщиками и средствами массовой информации УФНС России по Пермскому краю. По его словам, теперь каждый налогоплательщик может заранее подготовиться к налоговым проверкам, обнаружив у себя на предприятии ряд признаков, которые вызовут интерес и подозрение у сотрудников налоговой службы.
«bc», изучив «Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок», выделил наиболее интересные критерии, которые используют налоговые органы в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок. Например, налоговики обязательно обратят внимание на предприятие, если оно на протяжении длительного периода демонстрировало в налоговой отчетности убытки; если темпы роста его доходов опережают темпы роста доходов от реализации товаров. Интерес у налоговой службы вызовет и заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности, а также расходы индивидуального предпринимателя, максимально приближенные к сумме его дохода за календарный год. Предприятие также может быть уверено в том, что в его отношении будут проведены выездные налоговые проверки в том случае, если оно неоднократно меняло свое местонахождение, то есть мигрировало между налоговыми органами.
При этом в концепции подчеркнуто, что система планирования базируется на таких принципах, как режим наибольшего благоприятствования для добросовестных плательщиков, своевременность реагирования на признаки возможного совершения правонарушений, неотвратимость наказания налогоплательщиков и обоснованность выбора объектов проверки.
Тем не менее многие эксперты сомневаются в том, что заявленные выше принципы будут соблюдены. Например, Сергей Нагибин, управляющий сетью магазинов «Пятерочка», считает, что обычно всегда ищут не там, где действительно надо, а там, где кажется. «Как правило, на мелкие предприятия никто не хочет тратить ни сил, ни времени», — полагает эксперт. Вадим Юсупов, директор «Нормы», напротив, полагает, что у налоговой службы есть большой опыт работы, налоговики знают признаки, по которым определяют объект проверок. «Так как в налоговой службе понимают, где нужно искать, там они и ищут», — уверен г-н Юсупов.
По словам Алексея Жучкова, члена коллегии юристов «Правое дело», критерии, изложенные в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», являются своего рода сигналом для налоговиков к дальнейшим действиям, но для более эффективной работы не следует отталкиваться только от этих характеристик.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний