Газета
 24 сентября 2007, 00:00   910

Взгляд со стороны

Взгляд со стороны
Накануне парламентских выборов имена пермских политологов все чаще стали фигурировать в СМИ. Однако не менее интересно взглянуть на политическую картину в нашем регионе глазами стороннего наблюдателя Алексея Швайгерта, руководителя Центра политических технологий «PRОПОЛИТИКА» (г. Екатеринбург).
Накануне парламентских выборов имена пермских политологов все чаще стали фигурировать в СМИ. Однако не менее интересно взглянуть на политическую картину в нашем регионе глазами стороннего наблюдателя Алексея Швайгерта, руководителя Центра политических технологий «PRОПОЛИТИКА» (г. Екатеринбург).

Каковы, на Ваш взгляд, шансы той или иной партии на предстоящих парламентских выборах в Пермском крае и в России, в частности?
— Уверен, что в Государственную думу пятого созыва проходят две «России» — «Единая» и «Справедливая», КПРФ и ЛДПР. Призрачно выглядят шансы избирательного проекта «Гражданская сила», возглавляемого Михаилом Барщевским, и организационно слабого «Яблока» Григория Явлинского. Впрочем, не исключаю появления интересных проектов и конфигураций, которые могут интенсивно влиять на политический процесс (вспомним триумф «Родины» образца 2003 года).
Что касается Пермского края, то здесь нельзя не упомянуть СПС. Результаты прошлогодних декабрьских выборов, где СПС набрал достойные проценты, трудно рассматривать как некую закономерность. Очевидно, что высокие результаты этой партии в Пермском крае будут зависеть от тех персональных договоренностей, которых достигнут Никита Белых и Антон Баков с экономическими и политическими элитами региона. Вполне возможно, что в свете определенных событий, связанных с процедурой реабилитации ЕР за результаты прошлой кампании, СПС дадут красный свет — неожиданно возникнут проблемы с размещением агитматериалов, проведением уличных акций, посыпятся традиционные заявления о подкупе избирателей.
Но с позиции идеологов местного отделения «Единой России» при любом раскладе сил и договоренностей я бы не стал недооценивать технологическую составляющую «Союза правых сил». В арсенале этой мобильной и агрессивной партии сегодня отработанные организационно-полевые методы, позволяющие вести полноценную кампанию и в рамках абсолютной информационной блокады.
С уверенностью можно сказать, что в отношении СПС и КПРФ как на федеральном, так и на региональном уровнях пройдут несколько волн тотальной контрпропаганды.
Насколько результаты выборов в Пермском крае будут отличаться от результатов, полученных на федеральном уровне?
— Сейчас сложно делать какие-либо достоверные прогнозы. Нужно понимать, что конфигурация политических сил и агентов влияния в Пермском крае накануне выборов будет во многом зависеть от искусства дипломатии и лоббизма: кто и как «утрясет» личные и корпоративные интересы, обретет или нет проходное место в списке той или иной партии.
Важно отметить и то, кто и как закрепил за собой в Пермском крае электорат «Российской партии пенсионеров» образца декабря 2006 года. Удалось ли это сделать региональному отделению «Справедливой России»? Это острый вопрос. Ведь процесс объединения «Родины», РПЖ и РПП в регионе шел достаточно сложно.
Подчеркну еще раз: результаты выборов в Пермском крае будут отличаться от федерального уровня ровно настолько, насколько пермским «единороссам» удастся достичь внутрипартийной сплоченности и технологической жесткости в отношении партий-конкурентов. Нет согласия внутри партии — нет победы. Прошлая кампания ЕР отличалась непроработанностью идеологии и организационной расхлябанностью, излишней демократичностью и панибратством в отношении соперников. Сегодня партии власти нужен профессиональный внешний менеджмент, умение брать солидарную ответственность за результат и то, что называется политической волей…
Как Вы считаете, насколько административный ресурс губернатора Пермского края Олега Чиркунова «сыграет» для партии «Единая Россия» в ходе выборов в регионе?
— Административный ресурс — это не панацея. Давайте разберем, что такое «административный ресурс» в прикладном плане. Можно говорить, что в отношении кандидата или партии используется административный ресурс, если: 1) коллективы бюджетных учреждений (школ, больниц, органов социальной защиты и т. д.) и промышленных предприятий отказывают по надуманным причинам во встрече с кандидатом или представителем партии; 2) органы правопорядка задерживают «до выяснения обстоятельств» агитаторов, расклейщиков, пикетчиков кандидата или партии; 3) рекламные агентства и фирмы отказываются размещать или демонтируют агитационную продукцию кандидата или партии; 4) работники ЖКХ (дворники, работники служб благоустройства) уничтожают или портят агитпродукцию кандидата или партии под предлогом сохранения чистоты на улицах; 5) чиновники и специалисты администраций муниципальных образований незаконно участвуют в избирательной кампании той или иной партии, оказывая влияние на подконтрольные структуры и организации; 6) в редакциях средств массовой информации появились «стоп-листы» с фамилиями персон и названиями партий, присутствие которых в эфире под разными предлогами должно быть сведено к минимуму.
А кроме этого?
— Я перечислил лишь некоторые эффективные приемы, снижающие затраты субъекта влияния на ведение контрпропаганды в рамках негласного закона действия административного ресурса — «все знают, что надо делать». Однако в 90 случаях из 100 административный ресурс действует криво и неоднозначно, по логике знаменитого постулата Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».
Конечные «жертвы» давления административного ресурса — дворники, милиция, коллективы заводов, больниц, школ, домов культуры и советов ветеранов — зачастую не получают ни копейки за свою «деятельность», не знают суть и причины такого давления, не понимают, зачем и почему они должны безропотно выполнять чужую волю. Они плюются, обсуждая на кухне вопиющую несправедливость. Более того, говоря языком политтехнологов, такие люди легко «перекупаются» и действуют против тех, кто на них давит. Поверьте, к такому сопротивлению они готовы и морально, и психологически.
Резюмируя сказанное, замечу, что административный ресурс сыграет немаловажную роль на предстоящих выборах, если его грамотно применить и финансово обеспечить. Технология реализации давления должна быть заранее спроектирована, доведена до каждого исполнителя, обязана подлежать непрерывному эффективному контролю и корректировке.
Думаю, что сейчас в регионе было бы полезно провести своеобразный «акт устрашения», отстранив от должностей нескольких одиозных чиновников в районах (по типу отставки Путиным ряда губернаторов). Это бы явилось «сигналом» для местных элит со стороны областного центра — «мы настроены серьезно, работайте на совесть».
Какую роль, на Ваш взгляд, могут сыграть так называемые «партии-спойлеры» или «партии-киллеры» в ходе предстоящих выборов? Среди них называются «Гражданская сила» и даже «Яблоко». Как Вы считаете, так ли это? Возможно ли назвать «партией-спойлером» какую-либо еще партию?
— Если есть «кандидаты-подставы», то будут и соответствующие партии. Это нормальная технология, формально соответствующая избирательному законодательству. Сложно сказать, какая из партий будет отрабатывать кампанию с позиции жесткой критики оппонентов. В любом случае цели есть и они очевидны.
Однако, если кампания в Госдуму будет развиваться по наиболее благоприятному для Кремля сценарию, думаю, что такие партии останутся не у дел. Это связано с тем, что необходимо обеспечить мягкую, безболезненную и как бы цивилизованную «преемственность курса». Вполне допустимо, что для поддержания контраста черное — белое, плохое — хорошее устрашать избирателя опять призовут ТВ. Обратите внимание, как за последнее время резко выросло число информационных сюжетов и программ про «лихие 90-е». Скорее всего противопоставлять нынешней условной стабильности будут не призрак СССР — КПСС (что отмечалось в предыдущих федеральных кампаниях), а тему хаоса, беспредела и братков.
Изменят ли выборы расклад сил в Законодательном собрании Пермского края, многие из депутатов которого фигурируют в избирательных списках партий и могут стать депутатами Государственной думы?
— Пока несвоевременно говорить о будущем раскладе сил в Законодательном собрании края. Результаты выборов в Госдуму, безусловно, окажут влияние на роль депутатов регионального парламента и их политический вес. Очевидно также, что стратегически мыслящие политики и бизнесмены будут вести борьбу за два округа, где выборы не состоялись, — № 2 и № 8. Во-первых, после выборов в Госдуму и накануне выборов президента они обеспечат представленность своих интересов в региональной власти независимо от «новых вводных» со стороны будущего главы государства. Во-вторых, какие результаты покажет ЕР в крае? Чьи головы в случае провала будут сечь в первую очередь? Вопрос пикантный, а поэтому обеспечить себя властным ресурсом посредством депутатского мандата просто необходимо — хотя бы на всякий случай…
Какие дополнительные ресурсы могут привлечь в Пермском крае те или иные партии?
— Мозги. Много хороших мозгов. Поверьте, команды специалистов разлетаются по выборам с удивительным ажиотажем. Так, «Справедливая Россия» в рамках федерального заказа уже «укомплектовала» специалистами ряд субъектов РФ. Если говорить об Уральском регионе, то политтехнологи, работающие на «эсеров», уже обосновались в Курганской и Тюменской областях, ведутся электоральные исследования в ХМАО. Без работы во время этой кампании окажется только самый ленивый пиарщик.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний