Газета
 24 сентября 2007, 00:00   1139

Политшоу

Пермяки смогут бесплатно увидеть известных всей России актеров и музыкантов. Однако только во время предвыборной кампании.
Пермяки смогут бесплатно увидеть известных всей России актеров и музыкантов. Однако только во время предвыборной кампании.

Такой неожиданный, но зачастую оправданный в политике ход — приглашение на первую позицию регионального партсписка «Справедливой России» актера Валерия Золотухина, вновь заставляет говорить о связи между политикой и искусством. По мнению политологов и искусствоведов, грань между двумя сферами жизни современного общества достаточно тонка. Часто политики становятся звездами масскультуры или даже шоу-бизнеса — вспомним того же Владимира Жириновского или Че Гевару. Еще чаще происходит наоборот: прославившиеся на теле- и киноэкранах идут в политику. Так случилось с президентом США Рональдом Рейганом (в прошлом киноактером), покойным ныне губернатором Алтайского края (а прежде комиком) Михаилом Евдокимовым и актером Станиславом Говорухиным, ставшим депутатом Госдумы. По пути трансформации в политиков пошли итальянская телезвезда и комик Беппе Грилло (сейчас считается восходящей звездой итальянской политики, призывающей к обновлению существующего в стране политического строя) и порнозвезда Илона Сталлер, ставшая депутатом итальянского парламента. Уличены в заигрывании с политикой и деятели искусства Перми — стоит вспомнить главного режиссера Пермского театра оперы и балета Георгия Исаакяна (регулярно участвующего в мероприятиях, организованных «Единой Россией) и иллюзиониста Владимира Данилина (пытавшегося в 2006 году принять участие в выборах в Пермскую городскую думу).
Однако эта часть отношений сфер жизни общества достаточно наглядна. Гораздо более изощренным является использование приемов искусства (и масскультуры) в политической жизни. Мировоззрение граждан сегодня формировать «много проще, чем в приснопамятном 1917 году», считает один из экспертов «bc». Этому способствует общее культурное пространство, в котором обретается большинство граждан современной России, сформированное массовой культурой.
Правда с экрана. Времена агитпропа и «голубой блузы» никуда не ушли, просто приемы использования искусства в политике стали изощреннее, считают специалисты. В последние месяцы ввиду приближения двух избирательных кампаний сменились акценты в идеологии, которую проповедует отечественная масскультура. Прежде всего эти изменения стали заметны в телеэфире. К ставшему уже традиционным антиамериканизму добавились новые краски.
Достаточно ярко новые тенденции проявились по отношению к одной из самых дискутируемых личностей отечественной истории минувшего века. Если еще год назад тональностью многих публицистических программ было если не восхваление Сталина, то как минимум преподнесение его как «великого государственного деятеля и выдающегося полководца». Это серьезно диссонировало с оценкой деятельности Иосифа Сталина, которая стало привычной за 90-е годы: «тиран, убийца и деспот». Когда речь идет о культурных явлениях конца 80-х — начала 90-х годов, посвященных эпохе, на память приходят фильмы «Гу-га», «Ближний круг», «Покаяние», «Холодное лето 53-го», роман «Дети Арбата» и ряд аналогичных по тональности и оценкам произведений. Именно они сформировали свойственное части населения (прежде всего интеллигенции) восприятие коммунистической идеологии как абсолютного негатива.
Однако текущее десятилетие абсолютно нивелировало установки того времени. За несколько лет был снят ряд художественных фильмов, представивших Сталина и его эпоху как нечто более светлое, чем было еще десятилетие назад. Одна из последних иллюстраций к данному тезису — созданный в прошлом году телевизионный сериал «Сталин. Live», который представляет лидера СССР как «простого человека с его проблемами и личной жизнью». Ситуация, по мнению аналитиков, объяснима — Сталин для многих символизирует «порядок».
Тем неожиданнее для многих была резкая смена ориентиров, случившаяся на протяжении этого года. Причиной такой смены акцентов является тот факт, что именно бывший лидер СССР используется как «знамя и творец Победы» в агитации КПРФ. Не лить воду на мельницу коммунистов в преддверии выборов в Госдуму — главная задача подобного идеологического маневра, считают политологи.
Тут как нельзя более кстати пришелся юбилей одного из главных обличителей сталинского режима, Варлама Шаламова. Своевременно появилась неплохая экранизация наиболее яркого цикла автора, «Колымских рассказов». Сериал получил хорошие отзывы критиков и большую зрительскую аудиторию. Автор этих строк слышал, как две женщины средних лет, обсуждая перипетии происходящего в сериале, достаточно негативно оценивали коммунистов и весь период их 70-летней власти.
По словам пресс-секретаря крайкома КПРФ, политолога Елены Коваль, подобные приемы манипуляции общественным сознанием не очень успешны. «Стереотип о том, что в СССР жить было лучше, жив до сих пор у многих людей среднего и старшего поколения, — считает эксперт. — При этом не имеет особого значения, сторонником какой политической силы является человек: КПРФ, ЛДПР или «Единой России»». По словам г-жи Коваль, раскачивание этой темы свидетельствует о том, что партия власти воспринимает коммунистическую идеологию как угрозу своему существованию.
«Симптоматично в этом смысле выглядит цикл Николая Сванидзе «Исторические хроники, — говорит эксперт «bc». — Автор пытается развеять в своих программах советские исторические мифы (о руководителях СССР, полководцах, разведчиках), используя при этом другие мифы». В целом, по словам Елены Коваль, данные программы вряд ли изменят чье-либо мировоззрение: сторонники коммунистических идей еще больше обозлятся, а у остальных появится повод для досужих разговоров.
Меж тем часть экспертов «bc» считает, что роль медиа и масскультуры в данном случае игнорировать нельзя. «Возможности киноискусства в формировании взглядов людей действительно очень велики, — считает арт-директор «Пермской синематеки» Павел Печенкин. — Достаточно вспомнить влияние на умы молодежи кинематографа в 60-е годы, чтобы понять, с чем может столкнуться общество».
По мнению специалиста, антиамериканизм, достаточно активно пропагандируемый кинематографом и телевидением, — это всего лишь один из способов сохранить свою национальную и культурную идентичность, а появление антикоммунистических ноток в медиапространстве «следовало ожидать».
«Было бы странно, если бы государство не использовало государственные и контролируемые каналы для воздействия на аудиторию, — считает культуролог, программный директор «Пермской синематеки» Анна Сидякина. — О тенденциях этого воздействия говорят многие телекритики: кто-то предпочитает термин «оболванивание аудитории» (по поводу засилья развлекательных программ и вытеснения аналитики с экрана), кто-то говорит о «реставрации идеологического прошлого» (новая волна переосмыслений образов вождей социализма и пр.)».
По мнению эксперта, данное явление — идеологическое воздействие с помощью телеэкрана — достаточно серьезный инструмент. Телевидение сегодня — самое мощное средство воздействия на массовую аудиторию, уверена Анна Сидякина. «Именно поэтому так остро стоит вопрос о том, что необходимо со школьных лет формировать навыки критического мышления, и в целом вопросы медиакультуры и медиаграмотности должны входить в зону образовательных приоритетов», — считает эксперт.
«Партия будущего — это круглосуточный телеэфир MTV, прочих молодежных развлекательных каналов, реалити-шоу и ведра попкорна, прилежно изничтожаемого в обновленных стенах советских кинотеатров, — считает культуролог и художник Анатолий Ульянов. — Власть прилежно продолжает формировать необходимые для себя воззрения граждан посредством телеэкрана».
Все-таки шоу. Собираются строить свои кампании с применением образов «культурных героев современности» партии и на этих выборах. Так, по словам пресс-секретаря регионального отделения «Справедливой России» Алексея Зорина, в федеральной кампании партии планируется эксплуатировать образы членов партии и кандидатов в депутаты Госдумы: «Мисс Вселенной-2002» Оксаны Федоровой и чемпиона мира и Олимпийских игр по фигурному катанию, телеведущего Евгения Плющенко. Региональная кампания, по словам эксперта, наряду с прочими мероприятиями, будет строиться на творческих встречах и концертах Валерия Золотухина.
Не исключили возможности использования во время агитационных мероприятий известных людей из сферы шоу-бизнеса и в руководстве прикамской «Единой России». «Единороссы» пока не определились с персоналиями, однако можно предположить, что определенную роль в подобных акциях партии сыграют члены партии, группа «Любэ» и Николай Расторгуев, который может стать членом одного из региональных списков «Единой России».
В то же время многие аналитики сомневаются в высокой эффективности подобной технологии «завлечения зрелищами», а также в привлечении личностей из сферы культуры в качестве лидеров списка. «Считаю, что это своеобразная лотерея. Раз сыграло — в следующий раз может не сработать, — считает политолог Роман Авраменко. — Очень важно, чтобы претендент в политики из мира искусства прежде всего продемонстрировал, что он умный человек, и сумел это донести до избирателей. Популярность у него уже есть».
Поделиться:
Все новости компаний