Газета
 17 сентября 2007, 00:00   904

С долей оптимизма

С долей оптимизма
Пока что прикамское машиностроение почти полностью зависит от внутреннего спроса. Тем не менее отрасли необходимо развивать экспортоориентированную составляющую.
Пока что прикамское машиностроение почти полностью зависит от внутреннего спроса. Тем не менее отрасли необходимо развивать экспортоориентированную составляющую.

Машиностроение входит в число пяти наиболее важных отраслей промышленности Пермского края, уступая химии и нефтехимии, добыче топливных ископаемых и металлургии. По данным официальной статистики, по итогам января-июля доля этой отрасли в обороте экономики региона составила 3 %, приблизительно таков же ее вклад в объемы поступлений в региональный бюджет налога на прибыль.
Цифры и оценки. В целом в 2007 году машиностроение Пермского края развивается вполне успешно — об этом свидетельствуют сразу несколько показателей.
Основной из них — динамика производства продукции — показал один из лучших результатов среди всех отраслей промышленности края. Как сообщает Пермьстат, оборот машиностроения за этот период увеличился на 128,2 %, а индекс роста физического объема производства отстал лишь незначительно и составил 120,7 %. Оба эти показателя значительно превосходят средние по экономике, которые составляют 119,7 % и 106,2 % соответственно.
Гораздо более благоприятной по сравнению с общерегиональной выглядит и динамика работающих в отрасли. Тогда как в целом в Пермском крае уже на протяжении нескольких лет отмечается вялое, но стабильное снижение численности занятых в экономике, на машиностроительных предприятиях наблюдается обратная тенденция: только с июня 2006 года по июнь 2007-го число работников в отрасли увеличилось на 12,6 %. Позитивны и финансовые результаты отрасли. Объем чистой прибыли, полученной машиностроительными предприятиями Прикамья в январе-июне 2007 года, по данным официальной статистики, составил 1,4 млрд рублей, что в полтора раза превосходит аналогичный показатель прошлого года. В то же время в целом по экономике региона, согласно данным Пермьстата, совокупный финансовый результат увеличился куда менее значительно — на 5,5 %. Стабилизация финансового положения отрасли закономерно привела к улучшению платежной дисциплины предприятий, работающих в ней: к 1 июля 2007 года совокупный объем их просроченной кредиторской задолженности сократился на 17 %.
Кроме того, в столь благоприятной ситуации машиностроители имеют возможность увеличивать заработную плату своих работников. Так, за последние 12 месяцев ее начисленный объем вырос на 28 % (средний по всем отраслям экономики Пермского края прирост составил 24 %).
В то же время, несмотря на имеющиеся финансовые ресурсы, в первом полугодии 2007 года машиностроение не только не увеличило свои вложения в производственные фонды, но и сократило их. По данным Пермьстата, их объем составил лишь 460,3 млн рублей, что на 37 65% меньше аналогичного показателя прошлого года.
Неоднозначность ситуации отмечают и эксперты «bc». Юрий Перский, заведующий кафедрой экономической теории и мировой экономики ПГУ, доктор экономических наук, профессор, считает, что дать оценку тенденции развития отрасли трудно — слишком неодинаковы условия, в которых работают разные отрасли. Однако если говорить о трех-четырехлетней динамике, то оценка будет скорее негативной: доля отрасли в общей (валовой) добавленной стоимости промышленности края снизилась.
В то же время Ренат Мубаракшин, директор центра прогрессивных технологий «Урал ИнКо», отмечает: «В нынешнем году машиностроение Прикамья, на мой взгляд, имеет в целом позитивную тенденцию развития. Практически все предприятия сейчас работают в таком режиме — растут заказы, увеличиваются объемы производства».
Внутри и снаружи. Эксперты «bc» сходятся во мнении, что доминирующим фактором развития отрасли является внутренний спрос: по данным официальной статистики, на долю внутренних продаж приходится 84 % от общего объема реализации отрасли. По мнению Юрия Перского, основным потребителем прикамского машиностроения является ТЭК.
«Тем не менее, — продолжает Ренат Мубаракшин, — ряд пермских предприятий активно поставляет свою продукцию на импорт. В первую очередь это Пермский моторный завод, «Привод», в меньшей степени «Мотовилихинские заводы».
По оценке Сергея Смолина, управляющего директора ОАО «Пермский моторный завод», основными зарубежными потребителями продукции прикамского машиностроения являются прежде всего страны Ближнего и Среднего Востока и СНГ.
Впрочем, об ощутимой валютной выручке отрасли говорить не приходится. По итогам первого полугодия объем продукции отрасли, реализованный за рубеж, в суммовом выражении составил 102,4 млн долларов, или 6 % от общего объема экспорта Пермского края. В рублевом эквиваленте пересчитанная по среднему курсу эта сумма составляет 2,7 млрд рублей, или чуть более 16 % от общего объема отгруженной продукции машиностроительной отрасли в январе-июне 2007 года. Надо отметить, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем экспорта машиностроительной продукции увеличился на 27 % в долларовом выражении.
Однако регион остается нетто-импортером продукции машиностроительной отрасли. По итогам января-июня 2007 года в Пермский край было ввезено продукции на 134,5 млн долларов (65 % от всего объема импорта региона). Это неудивительно, считает Юрий Перский, ведь российская продукция ряда секторов машиностроительной отрасли неконкурентоспособна по сравнению с производимой за рубежом. Сказанное относится прежде всего к оборудованию, используемому в ЛПК, строительно-дорожному и полиграфическому машиностроению, а также, конечно, к автомобилестроению. В то же время, уверен эксперт, вполне конкурентоспособной остается продукция не только нефтегазового спектра: прикамские машиностроители являются успешными игроками мировых рынков энергетического машиностроения. В частности, продукция Пермского моторного завода, отмечает Сергей Смолин, конкурентоспособна как по цене, так и по надежности продукции.
Ренат Мубаракшин добавляет к перечню успешных секторов отрасли производство военной техники, космической промышленности, а также отчасти судостроение.
«В целом же, — отмечает Юрий Перский, — практика показывает, что экспортоориентированность машиностроительных производств вовсе не является залогом их успешности». В пользу этого утверждения говорит тот факт, что доля даже наиболее успешных машиностроительных предприятий в объеме налоговых поступлений регионального бюджета по-прежнему невысока, она несравнима с отчислениями предприятий ТЭК, химии и нефтехимии. В то же время, по словам эксперта, существует ряд примеров, когда машиностроительные предприятия, ориентированные на внутренний рынок, оказываются способны не только выживать, но и вполне динамично развиваться. Среди таких предприятий — Александровский машиностроительный завод.
На перспективу. Юрий Перский отмечает, что внутренний спрос для большинства машиностроительных производств будет иметь определяющее значение в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе.
Такая ситуация тем более вероятна, что в отрасли ощущается недостаток средств на развитие производства. Наиболее вероятные источники удовлетворения инвестиционного голода — привлечение заемных средств и госзаказ — доступны далеко не всем. Интерес иностранных инвесторов к отрасли сейчас фактически отсутствует: по данным официальной статистики, доля вложений в машиностроение в общем объеме иностранных инвестиций в целом по России по итогам 2006 года составила 1 %, а Пермским краем не было получено ни доллара. В этой связи Ренат Мубаракшин отмечает: «Естественно, что сегодня необходима определенная поддержка со стороны государства, которая в постсоветский период была практически исключена».
По его мнению, наиболее серьезные проблемы российского машиностроения связаны прежде всего с физическим износом оборудования, который, по данным официальной статистики, составляет более 50 %, и моральным износом, превышающим, согласно оценкам эксперта, 85 %.
Юрий Перский в свою очередь отмечает необходимость увеличения уровня диверсификации машиностроительного производства в Пермском крае и в России в целом. «Сегодня уровень диверсификации отрасли настолько низок, что не позволяет предприятиям осваивать новые рынки, фактически обрекая их на выполнение традиционных заказов», — рассказал он «bc».
Кроме того, в ряду наиболее серьезных проблем отрасли эксперты «bc» назвали также и дефицит грамотных кадров. Прежде всего речь идет не о рядовых рабочих, а о топ-менеджменте, специалистах высокой квалификации, специалистах по маркетингу и PR, а также по инвестиционным проектам. В частности, редактор одного из пермских печатных СМИ в интервью «bc» отметил, что машиностроение Прикамья в целом остается информационно закрытой отраслью. «Контакты представителей СМИ с большинством предприятий отрасли сводятся к написанию и прочтению пресс-релизов, а получить более «живую» информацию практически невозможно. Аналогичная ситуация характерна для большинства отраслей тяжелой промышленности, и исключения здесь очень редки», — отметил эксперт. По его мнению, причина такой ситуации — недопонимание важности PR-работы, что напрямую связано с определенным кадровым голодом.
Однако, несмотря на все сложности машиностроения, эксперты «bc» оценивают будущее отрасли с заметной долей оптимизма. Сергей Смолин уверен, что темпы его развития со временем будут увеличиваться. Впрочем, для того, чтобы эти надежды сбылись, необходимо приложить значительные усилия. В частности, Юрий Перский уверен, что одним из условий дальнейшего развития машиностроения Прикамья является развитие его экспортного потенциала, особенно для таких секторов отрасли, как энергетическое машиностроение, оптико-механическое производство и, конечно же, моторостроение.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний