Газета
 17 сентября 2007, 00:00   913

С долей оптимизма

С долей оптимизма
Пока что прикамское машиностроение почти полностью зависит от внутреннего спроса. Тем не менее отрасли необходимо развивать экспортоориентированную составляющую.
Автор: Кирилл Перов
Пока что прикамское машиностроение почти полностью зависит от внутреннего спроса. Тем не менее отрасли необходимо развивать экспортоориентированную составляющую.

Машиностроение входит в число пяти наиболее важных отраслей промышленности Пермского края, уступая химии и нефтехимии, добыче топливных ископаемых и металлургии. По данным официальной статистики, по итогам января-июля доля этой отрасли в обороте экономики региона составила 3 %, приблизительно таков же ее вклад в объемы поступлений в региональный бюджет налога на прибыль.
Цифры и оценки. В целом в 2007 году машиностроение Пермского края развивается вполне успешно — об этом свидетельствуют сразу несколько показателей.
Основной из них — динамика производства продукции — показал один из лучших результатов среди всех отраслей промышленности края. Как сообщает Пермьстат, оборот машиностроения за этот период увеличился на 128,2 %, а индекс роста физического объема производства отстал лишь незначительно и составил 120,7 %. Оба эти показателя значительно превосходят средние по экономике, которые составляют 119,7 % и 106,2 % соответственно.
Гораздо более благоприятной по сравнению с общерегиональной выглядит и динамика работающих в отрасли. Тогда как в целом в Пермском крае уже на протяжении нескольких лет отмечается вялое, но стабильное снижение численности занятых в экономике, на машиностроительных предприятиях наблюдается обратная тенденция: только с июня 2006 года по июнь 2007-го число работников в отрасли увеличилось на 12,6 %. Позитивны и финансовые результаты отрасли. Объем чистой прибыли, полученной машиностроительными предприятиями Прикамья в январе-июне 2007 года, по данным официальной статистики, составил 1,4 млрд рублей, что в полтора раза превосходит аналогичный показатель прошлого года. В то же время в целом по экономике региона, согласно данным Пермьстата, совокупный финансовый результат увеличился куда менее значительно — на 5,5 %. Стабилизация финансового положения отрасли закономерно привела к улучшению платежной дисциплины предприятий, работающих в ней: к 1 июля 2007 года совокупный объем их просроченной кредиторской задолженности сократился на 17 %.
Кроме того, в столь благоприятной ситуации машиностроители имеют возможность увеличивать заработную плату своих работников. Так, за последние 12 месяцев ее начисленный объем вырос на 28 % (средний по всем отраслям экономики Пермского края прирост составил 24 %).
В то же время, несмотря на имеющиеся финансовые ресурсы, в первом полугодии 2007 года машиностроение не только не увеличило свои вложения в производственные фонды, но и сократило их. По данным Пермьстата, их объем составил лишь 460,3 млн рублей, что на 37 65% меньше аналогичного показателя прошлого года.
Неоднозначность ситуации отмечают и эксперты «bc». Юрий Перский, заведующий кафедрой экономической теории и мировой экономики ПГУ, доктор экономических наук, профессор, считает, что дать оценку тенденции развития отрасли трудно — слишком неодинаковы условия, в которых работают разные отрасли. Однако если говорить о трех-четырехлетней динамике, то оценка будет скорее негативной: доля отрасли в общей (валовой) добавленной стоимости промышленности края снизилась.
В то же время Ренат Мубаракшин, директор центра прогрессивных технологий «Урал ИнКо», отмечает: «В нынешнем году машиностроение Прикамья, на мой взгляд, имеет в целом позитивную тенденцию развития. Практически все предприятия сейчас работают в таком режиме — растут заказы, увеличиваются объемы производства».
Внутри и снаружи. Эксперты «bc» сходятся во мнении, что доминирующим фактором развития отрасли является внутренний спрос: по данным официальной статистики, на долю внутренних продаж приходится 84 % от общего объема реализации отрасли. По мнению Юрия Перского, основным потребителем прикамского машиностроения является ТЭК.
«Тем не менее, — продолжает Ренат Мубаракшин, — ряд пермских предприятий активно поставляет свою продукцию на импорт. В первую очередь это Пермский моторный завод, «Привод», в меньшей степени «Мотовилихинские заводы».
По оценке Сергея Смолина, управляющего директора ОАО «Пермский моторный завод», основными зарубежными потребителями продукции прикамского машиностроения являются прежде всего страны Ближнего и Среднего Востока и СНГ.
Впрочем, об ощутимой валютной выручке отрасли говорить не приходится. По итогам первого полугодия объем продукции отрасли, реализованный за рубеж, в суммовом выражении составил 102,4 млн долларов, или 6 % от общего объема экспорта Пермского края. В рублевом эквиваленте пересчитанная по среднему курсу эта сумма составляет 2,7 млрд рублей, или чуть более 16 % от общего объема отгруженной продукции машиностроительной отрасли в январе-июне 2007 года. Надо отметить, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем экспорта машиностроительной продукции увеличился на 27 % в долларовом выражении.
Однако регион остается нетто-импортером продукции машиностроительной отрасли. По итогам января-июня 2007 года в Пермский край было ввезено продукции на 134,5 млн долларов (65 % от всего объема импорта региона). Это неудивительно, считает Юрий Перский, ведь российская продукция ряда секторов машиностроительной отрасли неконкурентоспособна по сравнению с производимой за рубежом. Сказанное относится прежде всего к оборудованию, используемому в ЛПК, строительно-дорожному и полиграфическому машиностроению, а также, конечно, к автомобилестроению. В то же время, уверен эксперт, вполне конкурентоспособной остается продукция не только нефтегазового спектра: прикамские машиностроители являются успешными игроками мировых рынков энергетического машиностроения. В частности, продукция Пермского моторного завода, отмечает Сергей Смолин, конкурентоспособна как по цене, так и по надежности продукции.
Ренат Мубаракшин добавляет к перечню успешных секторов отрасли производство военной техники, космической промышленности, а также отчасти судостроение.
«В целом же, — отмечает Юрий Перский, — практика показывает, что экспортоориентированность машиностроительных производств вовсе не является залогом их успешности». В пользу этого утверждения говорит тот факт, что доля даже наиболее успешных машиностроительных предприятий в объеме налоговых поступлений регионального бюджета по-прежнему невысока, она несравнима с отчислениями предприятий ТЭК, химии и нефтехимии. В то же время, по словам эксперта, существует ряд примеров, когда машиностроительные предприятия, ориентированные на внутренний рынок, оказываются способны не только выживать, но и вполне динамично развиваться. Среди таких предприятий — Александровский машиностроительный завод.
На перспективу. Юрий Перский отмечает, что внутренний спрос для большинства машиностроительных производств будет иметь определяющее значение в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе.
Такая ситуация тем более вероятна, что в отрасли ощущается недостаток средств на развитие производства. Наиболее вероятные источники удовлетворения инвестиционного голода — привлечение заемных средств и госзаказ — доступны далеко не всем. Интерес иностранных инвесторов к отрасли сейчас фактически отсутствует: по данным официальной статистики, доля вложений в машиностроение в общем объеме иностранных инвестиций в целом по России по итогам 2006 года составила 1 %, а Пермским краем не было получено ни доллара. В этой связи Ренат Мубаракшин отмечает: «Естественно, что сегодня необходима определенная поддержка со стороны государства, которая в постсоветский период была практически исключена».
По его мнению, наиболее серьезные проблемы российского машиностроения связаны прежде всего с физическим износом оборудования, который, по данным официальной статистики, составляет более 50 %, и моральным износом, превышающим, согласно оценкам эксперта, 85 %.
Юрий Перский в свою очередь отмечает необходимость увеличения уровня диверсификации машиностроительного производства в Пермском крае и в России в целом. «Сегодня уровень диверсификации отрасли настолько низок, что не позволяет предприятиям осваивать новые рынки, фактически обрекая их на выполнение традиционных заказов», — рассказал он «bc».
Кроме того, в ряду наиболее серьезных проблем отрасли эксперты «bc» назвали также и дефицит грамотных кадров. Прежде всего речь идет не о рядовых рабочих, а о топ-менеджменте, специалистах высокой квалификации, специалистах по маркетингу и PR, а также по инвестиционным проектам. В частности, редактор одного из пермских печатных СМИ в интервью «bc» отметил, что машиностроение Прикамья в целом остается информационно закрытой отраслью. «Контакты представителей СМИ с большинством предприятий отрасли сводятся к написанию и прочтению пресс-релизов, а получить более «живую» информацию практически невозможно. Аналогичная ситуация характерна для большинства отраслей тяжелой промышленности, и исключения здесь очень редки», — отметил эксперт. По его мнению, причина такой ситуации — недопонимание важности PR-работы, что напрямую связано с определенным кадровым голодом.
Однако, несмотря на все сложности машиностроения, эксперты «bc» оценивают будущее отрасли с заметной долей оптимизма. Сергей Смолин уверен, что темпы его развития со временем будут увеличиваться. Впрочем, для того, чтобы эти надежды сбылись, необходимо приложить значительные усилия. В частности, Юрий Перский уверен, что одним из условий дальнейшего развития машиностроения Прикамья является развитие его экспортного потенциала, особенно для таких секторов отрасли, как энергетическое машиностроение, оптико-механическое производство и, конечно же, моторостроение.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний