Газета
 10 сентября 2007, 00:00   959

До востребования

До востребования
Большинство пермских магазинов и предприятий сферы обслуживания до сих пор не могут предложить своим клиентам расчет с ипользованием пластиковой карты. Предприниматели и банкиры считают, что препятствий для продвижения такой услуги почти не осталось.
Большинство пермских магазинов и предприятий сферы обслуживания до сих пор не могут предложить своим клиентам расчет с ипользованием пластиковой карты. Предприниматели и банкиры считают, что препятствий для продвижения такой услуги почти не осталось.

Банкиры и предприниматели сходятся во мнении, что в Пермском крае на сегодняшний день владельцы пластиковых карт часто не имеют возможности пользоваться ими для безналичного расчета за приобретенные товары и оказанные услуги. Между тем, по данным ГУ Центробанка России по ПК, к 1 июля 2007 года в крае было эмитировано более 1,059 млн карт. Однако участники рынка уверены, что в ближайшее время проблема сойдет на нет, поскольку в ее решении заинтересованы не только потребители, но и финансовые организации и предприниматели, работающие в сфере услуг и торговли.
Михаил Сюткин, управляющий филиалом «МДМ-банка» в Перми:
— Проблема на сегодняшний день существует, но ее решение — прерогатива банков и торгующих организаций, которые видят выгоду в установке считывающих устройств. По нашему банку могу сказать, что изменение ситуации в лучшую сторону происходит ежедневно. Уверен, что число торговых точек, в которых есть терминалы для оплаты услуг по безналичному расчету, будет только увеличиваться.
«Проблема действительно есть, но она не так остра, — соглашается начальник отдела по связям с общественностью банка «Урал ФД» Светлана Кабанова, — поскольку рынок развивается согласно потребностям клиентов. Сегодня потребители только начинают активно пользоваться пластиковыми картами, причем все чаще расплачиваются с их помощью за товары и оказанные услуги».
Все за. Установка картридера выгодна всем участникам процесса. Банки, затрачивая деньги на установку терминала, получают комиссию с организаций, пользующихся ими для обслуживания клиентов. При этом, по мнению специалистов, не имея возможности произвести расчет с покупателем по пластиковой карте, предприниматели зачастую теряют клиента. Если год назад, по данным «bc», предприниматели заявляли, что не связывают приток новых клиентов с установкой терминала (подробнее см. «Скидки для развития», «bc» № 33 (98) от 14 августа 2006), то сегодня мнение многих кардинально поменялось. «Когда был открыт торговый центр «Чкаловский», мы в своем отделе сразу установили аппарат по приему безналичных платежей, — рассказал корреспонденту издания один из арендаторов ТЦ «Чкаловский». — Однако в течение года терминал был востребован всего пять раз, это было крайне невыгодно, поэтому пришлось отказаться от него. Но в 2007 году, проанализировав ситуацию, мы поняли, что теряем около 5 % от валовой выручки, потому что клиенты, готовые сделать крупную покупку, отказываются от нее, не имея возможности расплатиться по карте».
По словам Людмилы Шуклиной, менеджера по аренде УК «Еврокапитал» (управляет ТЦ «7 пятниц»), сейчас арендаторы сами обращаются к управляющей компании с просьбой сделать технически возможной установку терминала по приему безналичных платежей. По словам предпринимателей, банкомат, с помощью которого клиенту предлагается обналичить деньги во многих торговых точках, чтобы потом расплатиться за покупку, не является гарантией, что покупатель вернется в отдел.
Самим покупателям также в последнее время выгоднее расплачиваться по карте, чем наличными, поскольку многие банки в таких случаях предоставляют значительные скидки, которые в среднем составляют 5 % от стоимости товара. Кроме того, владельцы кредитных карт при оплате товара или услуги по безналичному расчету получают дополнительное преимущество: проценты на снятую сумму начинают начисляться не с момента ее снятия, как это происходит, если деньги обналичиваются в банкомате, а спустя определенное время.
Цена вопроса. Представители финансовых организаций не смогли сказать, сколько пермских предприятий на сегодняшний день оборудованы устройствами для приема платежей по безналичному расчету, но признали, что организаций, где их нет, еще достаточно много. «Сегодня только 20 % отделов в «7 пятниц» имеют картридеры, в первую очередь их установили у себя московские операторы, но в ближайшее время все магазины, расположенные на 4 этаже, будут иметь возможность принимать у клиентов деньги по безналичному расчету, — отметила Людмила Шуклина. — Мы вышли с предложением к арендаторам, и они также проявили заинтересованность в этом вопросе». 20 % на сегодняшний день не самый худший показатель для торговых центров. По словам одного из арендаторов «Чкаловского», гораздо хуже дело обстоит в гипермаркетах строительных материалов. При этом, уверяет анонимный собеседник «bc», управляющие компании решение этой проблемы перекладывают на плечи заинтересованных арендаторов. Подобным образом обстоит дело и в заведениях общественного питания. «Установка терминалов зависит от уровня среднего чека в ресторане. Если чек высокий, картридер устанавливать выгодно, в противном случае клиенты могут расплачиваться только наличными», — пояснил Константин Драчев, директор ресторана Le Marches. Такая практика характерна и для других компаний, работающих в сфере общественного питания, например, в ресторанах «Росинтер» Il Patio и «Планета суши», где средний чек составляет 14–18 долларов, установлены терминалы для приема безналичных платежей. А в «Ростиксе», также принадлежащем «Росинтер Ресторантс», где клиенты в среднем оставляют около 5 долларов, подобная услуга не предусмотрена.
Вопрос времени. Объясняется сложившееся положение несколькими причинами. Несмотря на то что установка терминала осуществляется за счет средств банка, предприниматель должен обеспечить соответствие офиса/магазина техническим требованиям. По словам специалистов, для этого должна быть выделена дополнительная телефонная линия, что могут себе позволить далеко не все организации. Сотрудничество арендаторов и управляющей компании в этом вопросе, уверен анонимный собеседник «bc», могло бы способствовать решению этой проблемы. Между тем сами владельцы магазинов не всегда понимают те преимущества, которые дает им установка терминала. «Зачастую предпринимателям невыгодно устанавливать аппараты по приему безналичных платежей, — считает управляющий сетью «Пятерочка» Сергей Нагибин. — Оплачивая покупку по пластиковой карте, покупатель ничего не теряет, а порой даже выигрывает, в то время как магазин с каждой такой покупки отчисляет банку комиссию. Магазинам, которые предлагают недорогие товары, приходится решать, каким образом компенсировать затраты, зачастую это компенсируется повышением цены». Однако сама «Пятерочка», по словам Сергея Нагибина, планирует увеличить количество платежных терминалов в своих магазинах. Вместе с тем, по словам Светланы Кабановой, если банк заинтересован в том, чтобы торговая сеть установила платежный терминал в своих магазинах, то он предлагает минимальные комиссии, и, как правило, отчисления компенсируются за счет притока покупателей.
Правда, по словам представителей торговых организаций, банки, декларируя заинтересованность в установке терминалов, не всегда подтверждают это на практике. Как рассказал один из экспертов «bc», установкой картридеров сегодня занимаются далеко не все финансовые структуры. Кроме того, пояснил владелец магазина в «Чкаловском», при обращении в банк приходится ждать не менее двух месяцев, прежде чем терминал установят, и то если клиент будет торопить банк.
Между тем, считают участники рынка, перечисленные причины нельзя назвать существенным препятствием в продвижении услуги.
Яков Демин, управляющий Пермским филиалом «Татфондбанка»:
— Точек, не оборудованных картридерами, осталось не так много, думаю, в ближайшее время этот вопрос будет окончательно решен.
«Сейчас все кредитные организации стремительно идут в розницу, и количество объектов, готовых предоставить своим клиентом такую услугу, растет», — утверждает Светлана Кабанова. В первую очередь установка оборудования для осуществления платежей по безналичному расчету будет, по словам специалистов, проходить в крупных организациях, клиентами которых являются люди с высоким и средним достатком. Для более мелких предприятий с небольшим товарооборотом установка картридеров еще длительное время будет не по карману.
Поделиться:
Все новости компаний