Газета
 03 сентября 2007, 00:00   839

Выйти из сумерек

Выйти из сумерек
Применение «черных» политтехнологий в Перми началось. Избирательные комиссии планируют бороться с подобными методами агитации.
Автор: Кирилл Перов
Применение «черных» политтехнологий в Перми началось. Избирательные комиссии планируют бороться с подобными методами агитации.

В Перми появились испорченные рекламные щиты, информирующие о книге лидера СПС, депутата Законодательного собрания края Никиты Белых «Достройка капитализма». На билбордах во многих местах Перми появились наклейки, искажающие смысл надписей на щитах. Так, первоначальный текст гласил: «Почему народу не дают избирать губернаторов?», однако после работы «доброжелателей» СПС надписи существенно изменились и стали звучать так: «Почему МНЕ не дают назначать губернаторов?». При этом наклейки со словами «МНЕ» и «назначать» выполнены типографским способом и отличить их от оригинального текста возможно лишь при внимательном изучении.
«Кроме того, мы столкнулись с фактом распространения фальшивых агитматериалов СПС, компрометирующих партийную программу «Достройка»», — говорит председатель краевого отделения партии Сергей Щерчков. Лидер СПС Никита Белых также сообщил о распространении на территории края, в поселке Куеда, подобной агитпродукции, в которой сообщается о том, что «соавторами книги «Достройка капитализма» являются ряд известных экономистов, среди которых Сергей Мавроди, Анатолий Чубайс и другие».
По словам Никиты Белых и Сергея Щерчкова, по данным фактам уже поданы заявления в прокуратуру, а рекламная компания, на конструкциях которой размещены испорченные надписи, должна будет исправить недостатки.
Таким образом, пророчества аналитиков о напряженном и грязном характере начавшейся предвыборной гонки сбываются. Завтра жертвой черного PR и «грязных» политтехнологий могут стать и другие участники избирательного процесса.
Именно поэтому ЦИК РФ организовал семинар по противодействию черным PR-технологиям, к участию в котором были приглашены главы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также ведущие политтехнологи. Участники семинара получили брошюру «Рекомендации по предупреждению и пресечению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний». Участвовала в работе семинара и председатель Пермской краевой избирательной комиссии Татьяна Бородина, у которой в течение недели не нашлось времени пообщаться с «bc».
В то же время аналитики скептически относятся к возможностям избирательных комиссий по препятствованию черным политтехнологиям и считают, что это личная инициатива главы ЦИК Владимира Чурова, а не свойственная избиркомам работа. У политологов вызывает большое сомнение эффективность действий избирательных комиссий любого уровня на данном поприще.
«Господин Чуров — вообще весьма спорная фигура в современном избирательном процессе, — считает руководитель Центра политических технологий PRОПОЛИТИКА (г. Екатеринбург) Алексей Швайгерт. — Некоторые его инициативы из разряда не очень удачного самопиара». Как сообщил «bc» эксперт, во время семинара председатель ЦИК неоднократно подчеркивал, что «черные» технологии в России отмирают. Но отмирают для того, чтобы видоизмениться, уверен Алексей Швайгерт.
«Идет всесторонний и масштабный коррекционный процесс таких инструментов политической пропаганды, — считает политолог. — Например, анонимные агитки с фальшивой информацией за сутки до дня выборов активно сменяют кандидаты-спутники, выставляемые для жесткой системной критики политического оппонента через те же агитационные материалы в течение всей избирательной кампании (выборы в ЗС Пермского края наглядно это продемонстрировали). Формально такие кандидаты-критики действуют в рамках закона».
Также, по словам специалиста, для того, чтобы ускользнуть от возможной ответственности, все активнее используют легальные способы распространения: почтой или по телефону. И методов борьбы с подобными технологиями нет, считают специалисты.
«Вопрос, как господин Чуров или руководители избирательных комиссий будут бороться с рассылкой «черных» агитматериалов почтой? — удивляется Алексей Швайгерт. — Вскрывать всю почту или просматривать ее содержимое рентгеном? Проследить за этим практически невозможно». То же, по словам политолога, касается и телефонной агитации.
«Сегодня IP-телефония и автоматизированные CATI-системы позволяют организовать практически круглосуточный обзвон, скажем, жителей Перми через десятки call-служб и центров, расположенных в соседних городах, регионах или государствах, — говорит политолог. — И, как ни странно, это получится вполне бюджетный PR-проект».
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний