Газета
 27 августа 2007, 00:00   749

Хождение в народ

Хождение в народ
Банки стремительно увеличивают объемы кредитования физических лиц. В некоторых сегментах уже виден спад темпов роста.
Банки стремительно увеличивают объемы кредитования физических лиц. В некоторых сегментах уже виден спад темпов роста.

Рынок банковского ритейла продолжает динамично расти. За прошедший 2006 год банки увеличили объем кредитования физических лиц на 72 %. В абсолютных цифрах остатки на кредитных счетах банков и филиалов, работающих на территории Пермского края, увеличились с 18,4 до 31,7 млрд рублей. В 2007 году рост сегмента займов продолжается: только за первый квартал 2007 года остатки выросли более чем на 3 млрд рублей.
Тем не менее финансисты считают, что у рынка есть еще очень большой потенциал роста. По словам заместителя управляющего Пермским филиалом «Собинбанка» Любови Юдиной, в данный момент перспективными являются все без исключения направления банковского ритейла, поскольку рынок еще далек от насыщения. Управляющий директор по развитию бизнеса Пермского филиала НБ «Траст» Игорь Мерзлов отмечает, что о привлекательности ритейла красноречиво свидетельствует сама ситуация на рынке. «Федеральные банки, с нуля открывающие бизнес в новых для себя регионах России, фокусируются именно на продвижении розничных продуктов», — отмечает эксперт.
Напомним, что за последние два года количество кредитных организаций в Перми выросло на треть. Тенденция сохранится и впредь: по оценкам председателя правления «Экопромбанка» Андрея Туева, в ближайшие 2–3 года количество банков в регионе должно как минимум удвоиться. По мнению экспертов «bc», многие из них будут специализироваться именно на ритейле, как это сделали недавно открывшиеся в Перми филиалы. «Абсолют-банк» и «Пробизнесбанк» работу в Перми начали именно с открытия кредитно-кассовых офисов. Выделение в отдельную структуру «ВТБ-24» — розничной «дочки» группы ВТБ — само по себе также очень показательно.
Те ритейловые банки, которые ранее работали в магазинах, сейчас активно открывают свои офисы по работе с клиентами. Первым из них стал «Русский стандарт», затем своя сеть отделений в Перми появилась и у «Хоум Кредита». «Финансбанк», переименованный в «Кредит Европа банк», также открыл свой офис в Перми. Хотя от присутствия в точках продаж они не отказались. Более того, путем открытия своих кредитно-кассовых офисов в торговых центрах пошли и многие универсальные банки: «Абсолют», «Уральский банк реконструкции и развития» и пр. Одним из первых, кто применил этот опыт, стал «Альфа-банк», начавший открывать кредитно-кассовые офисы на оживленных торговых магистралях Перми. И количество офисов обслуживания клиентов постоянно растет. По данным Главного управления Центрального банка по Пермскому краю, на 1 апреля 2007 года в Пермском крае открыто уже 722 отделения и филиала банков против 662 в начале 2006 года.
Причина интереса к работе в торговых центрах и точках продаж очевидна: от «быстрых» займов банки получают более высокую доходность. По словам управляющего Пермским филиалом «Татфондбанка» Якова Демина, больший риск в этом случае сочетается с более высокой доходностью, поскольку банки берут премию за оперативность в принятии решений. Правда, за повышенную ставку приходится платить большим количеством невозвратов кредитов. Ни для кого не секрет, что «Хоум Кредит» и «Русский стандарт» уже продают «плохие» долги коллекторским агентствам, поскольку процент невозврата, по неофициальным данным, у некоторых банков превысил 20 %.
Карточная система. Многие банки уверенно называют перспективным продуктом пластиковые карты.
Александр Яцков, заместитель председателя правления банка «Урал ФД»:
— Большинство инновационных банковских решений выстраивается вокруг розничных продуктов, базирующихся на пластиковых картах. Соответственно наиболее динамично развивающимися направлениями ритейла являются такие банковские продукты, как «зарплатные» проекты и проекты по организации иных выплат на счета карт, организация безналичной оплаты коммунальных платежей непосредственно в банкоматах, дисконтные программы.
Стабильно увеличивается популярность такого банковского продукта, как кредитные карты. Чтобы приучить потребителей пользоваться ими, банки вводят так называемый «беспроцентный период», в течение которого плата за пользование заемными средствами не взимается. Как правило, этот период составляет 30–40 дней. Правда, подобным приемом пока пользуются лишь 4 банка и все — федеральные: «Альфа», «Райффайзенбанк», «Русский стандарт» и МДМ. Местные банки в данный момент не готовы предоставлять такие условия использования заемных средств.
По мнению директора по розничному бизнесу Пермского филиала «Альфа-банка» Фаины Митрофановой, в будущем займы по пластиковым картам станут основным каналом развития кредитования населения.
К тому же бизнес пластиковых карт является для банков одним из серьезных источников доходов. По словам Александра Яцкова, банковский ритейл — это бизнес объемов. «Поэтому наиболее экономически успешными являются банковские продукты, продажу которых можно осуществлять в массовом порядке с минимальными издержками. Среди таких продуктов можно назвать банковские карты, предоставляемые в рамках «зарплатных» проектов, и потребительские кредиты в форме овердрафта», — сообщил «bc» заместитель председателя правления «Урал ФД».
По мнению управляющего Пермским филиалом банка «УралСиб» Константина Долонина, объем платежей, осуществляемых населением, увеличивается стремительными темпами. Впрочем, доля таких платежей составляет всего примерно 2–3 %, но в абсолютных цифрах рост действительно существенный. «Платежные терминалы постоянно устанавливаются в магазинах, ресторанах, даже автосервисы уже работают с картами», — говорит г-н Долонин.
Разные темпы. Безусловно перспективным направлением все без исключения банкиры называют ипотечное кредитование. По данным Регистрационной палаты города Перми, за последний год количество сделок с применением ипотечных схем увеличилось на 33 %, с 3444 за первое полугодие 2006 года до 5 061 за первое полугодие 2007 года. Рост сегмента происходит благодаря увеличению количества заемщиков, тогда как возможностей заработать на повышенных ставках у банкиров почти нет. По словам Якова Демина, условия ипотечного кредитования в целом по пермскому рынку находятся в рамках, аналогичных тем, что предоставляет Пермское агентство по ипотечному и жилищному кредитованию.
В то же время доходность самой операции ипотечного кредитования ощутимо ниже других. Причем уменьшение доходности операций по ипотеке произошло буквально на глазах: по словам Любови Юдиной, в рамках серьезной конкуренции многие банки буквально за последний год пересмотрели свою кредитную политику в сторону снижения процентных ставок.
При этом заместитель управляющего «Собинбанка» считает, что перспективным направлением обещает стать кредитование на покупку квартир в новостройках. Сами по себе квартиры в строящихся домах стоят дешевле, чем жилье на вторичном рынка, но проценты по таким кредитам немного выше. По словам коммерческого директора АН «Респект» Алексея Ананьева, банки устанавливают более высокие ставки при кредитовании на покупку квартиры в строящемся доме, поскольку в данном случае у банка нет предмета залога. Соответственно займы на приобретение квартир в новостройках способны принести больше прибыли.
Фаина Митрофанова отмечает еще одну тенденцию развития рынка жилищных займов. «Люди стали вкладывать в ипотеку не с целью удовлетворить свою потребность в жилье. Ипотека теперь рассматривается как некий способ инвестирования», — говорит эксперт. «На сегодняшний день доля инвестиционных сделок на рынке составляет 27–30 %. При этом в структуре инвестиционных сделок доля тех, которые совершаются с привлечением ипотеки, составляет очень небольшую часть — 5–7 %. Ведь ипотека — очень «длинный» инструмент, подразумевающий выплаты годами, тогда как инвесторы на рынке недвижимости предпочитают вкладывать средства на короткий срок», — говорит Алексей Ананьев.
Несмотря на то что сейчас происходит бурный рост потребительского сектора, некоторые сегменты могут снизить темпы развития.
Любовь Юдина:
— Темпы роста по некоторым продуктам в ближайшее время могут снизиться, это, в частности, относится к авктокредитованию, которое в свою очередь зависит от объемов производства автомобилей. Производители не успевают удовлетворять все желания клиентов, и последним приходится выстраиваться в очередь, что и является сдерживающим фактором для темпов роста сегмента. Положение на рынке ипотечного кредитования за последние месяцы тоже настораживает. При положительной тенденции изменения процентных ставок на ипотечные кредиты и увеличения объемов строительства наблюдается снижение темпов роста ипотеки. Причина в том, что цены на жилье за последний год резко выросли. Для большинства горожан оно просто недоступно.
    По мнению Игоря Мерзлова, в целом по рынку классического потребительского кредитования оттока клиентов не происходит. «Скорее, идет процесс перехода клиентов из категории заемщиков, пользовавшихся кредитами в торговых сетях и экспресс-кредитами, в категорию, использующую менее дорогостоящие кредиты», — говорит Мерзлов. Впрочем, по мнению управляющего директора по развитию Пермского филиала банка «Траст», пермский рынок кредитных продуктов может насытиться через 2–3 года. «За это время отношение кредитной массы к ВВП, при неизменной конъюнктуре и сохранении темпов роста банковского рынка, достигнет уровня стран Западной Европы. И в дальнейшем темпы роста сегмента сократятся», — считает Игорь Мерзлов.
По всей видимости, следует ожидать и снижения доходности кредитования для банков. Эксперты предполагают, что начатые Генпрокуратурой проверки деятельности банков, работающих на рынке потребкредитования, вынудят последних отказаться от комиссий и штрафных санкций, как это уже сделал «Русский стандарт». Очевидно, что после этого доходность банковского бизнеса по рисковому кредитованию теперь пойдет на убыль, несмотря на возможное повышение ставок по кредитам.
Поделиться:
Все новости компаний