Газета
 27 августа 2007, 00:00   1149

Возможности роста

Возможности роста
Основным локомотивом развития рынка лизинга остается малый и средний бизнес. Крупные предприятия предпочитают банковские кредиты.
Автор: Кирилл Перов
Основным локомотивом развития рынка лизинга остается малый и средний бизнес. Крупные предприятия предпочитают банковские кредиты.

Рынок лизинга в Пермском крае, как свидетельствуют его участники, уже прошел этап формирования и теперь развивается стабильными темпами. По их мнению, это обусловлено привлекательностью механизма финансовой аренды и соответственно постоянным увеличением количества предприятий, использующих механизм лизинга.
Непрозрачный, но перспективный. Однако с точным определением емкости рынка лизинга затрудняются даже специалисты. Дело в том, что информация об операциях лизинговых компаний не обобщается и оценить их совокупный масштаб можно лишь приблизительно.
По словам ВладимираТачкина, финансового директора ООО «Промлизинг», общероссийский показатель доли лизинга в финансировании приобретения основных средств, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» составил в 2006 году около 8,7 %. Учитывая, что, по данным Пермьстата, объем инвестиций в основной капитал за этот же период был равен 58,4 млрд рублей, ежегодную емкость регионального рынка лизинга можно оценить в 5 млрд рублей.
Владимир Тачкин отмечает, что в настоящее время региональный рынок демонстрирует временное замедление темпов роста: в 2006 году они оказались рекордно низкими и составили 20 %. «Однако, — продолжает эксперт, — рост ускорится уже в 2007–2008 годах». При этом бизнес отдельных лизинговых компаний растет значительно более быстрыми темпами, чем среднерыночный. Всего же за последние 6 лет рынок лизинговых услуг, по словам Людмилы Завьяловой, генерального директора ООО «Пермская лизинговая компания «ЛиК»», вырос в 37,5 раза.
В целом по России объем лизинговых инвестиций в 2006 году составил порядка 380 млрд рублей, по Приволжскому федеральному округу — 43 млрд рублей. Сравнение этих цифр с региональными косвенно свидетельствует о том, что уровень развития лизинга в Пермском крае сравним с другими регионами.
Эксперты «bc» сходятся в оценке количества игроков пермского рынка. По их словам, оно составляет порядка тридцати компаний. Среди действующих лизингодателей есть как универсальные компании, так и компании, специализирующиеся на лизинге отдельных видов основных средств (например, на лизинге автомобилей).
В настоящее время круг лизингодателей региона расширяется в основном за счет появления филиалов крупных столичных и региональных компаний. По всей видимости, эта тенденция сохранится и впредь. Сергей Литов, руководитель представительства ГК «УралЛизинг» в Пермском крае, отмечает, что такие компании зачастую рассматривают Пермский край в числе приоритетных рынков. Число игроков увеличивается и за счет банков, предоставляющих услуги лизинга. В целом, считает Владимир Тачкин, рынок лизинга в крае, как и в целом по России, можно считать сформированным и на сегодняшний день вполне конкурентным.
Отсутствие агрегированной информации по рынку лизинга затрудняет определение его лидера и рыночных долей участников. В любом случае, уверен Сергей Литов, пробиться в лидеры рынка проще клиентоориентированным компаниям с диверсифицированным лизинговым портфелем.
Опора на малых. Основную долю лизингополучателей формируют представители малого и среднего бизнеса. Так, среди клиентов компаний, входящих в «Пермский лизинговый альянс», более 90 % составляют представители среднего и малого бизнеса, в ГК «УралЛизинг» их 85 %.
Их отраслевая принадлежность может быть самой разной, отмечает Владимир Тачкин, от сектора высоких технологий до сферы обслуживания. Среди крупных предприятий основными потребителями услуг «Пермского лизингового альянса» являются энергетический сектор, машиностроение и химическая промышленность.
Что касается наиболее востребованных предметов лизинга, то ими, по статистике ГК «УралЛизинг», являются легковые автомобили (38 %), оборудование (23 %) и грузовые автомобили (21 %). В целом же по России, согласно данным исследования «Эксперт РА», основная доля вновь заключенных контрактов в 2006 году пришлась на лизинг железнодорожного тягового и подвижного состава, лизинг грузового и легкового автотранспорта, указанные сегменты в совокупности сформировали около 50 % рынка. Данное соотношение характерно для многих стран с развитым рынком лизинга, отмечается в исследовании рейтингового агентства.
Срок договора лизинга, говорят эксперты «bc», чаще всего колеблется от 1 до 3 лет (реже до 5) при лизинге оборудования и от 5 до 7 лет при лизинге железнодорожного транспорта и объектов недвижимости. По словам Владимира Тачкина, сроки свыше 7 лет пока редки в практике отечественных лизинговых компаний из-за трудностей привлечения «длинных» финансовых ресурсов.
Что касается ставок по лизингу, то, по словам эксперта, они находятся в прямой зависимости от действующих банковских ставок и соответственно снижаются в последние годы. В настоящее время они составляют, по разным оценкам, от 10 до 16 % годовых. Связь между лизинговыми ставками и ставками по кредитам объяснима: по словам Владимира Тачкина, основным источником финансирования лизинговых компаний являются именно банковские кредиты, составляющие, по некоторым данным, до 50 % от общей суммы финансирования лизинговых проектов в России. При этом растет число лизинговых компаний, получающих кредиты в иностранных банках.
В то же время все чаще используется такой способ привлечения ресурсов, как облигационный займ. Пока, как сообщил «bc» Сергей Литов, объем финансирования лизинга с помощью облигаций составляет чуть более 4 %, однако, по прогнозам, уже в 2007 году его доля может удвоиться. «Привлекательность облигаций состоит в том, что это долгосрочный и, как правило, более дешевый способ финансирования деятельности компании, не влекущий за собой зависимости ее бизнеса от кредиторов и способствующий повышению ликвидности проводимых операций», — пояснил эксперт.
Кроме того, существуют лизинговые компании, получающие финансирование от учредителей (как отечественных, так и зарубежных). Собственные средства также используются, но доля их в общем объеме, направляемом на финансирование лизинговых сделок, все еще незначительна и, по оценкам Владимира Тачкина, составляет не более 10 %.
Pro et contra. Одним из наиболее интересных с практической точки зрения является вопрос о факторах выбора кредита или лизинга и преимуществах каждого из этих инструментов.
С точки зрения стоимости явных преимуществ на первый взгляд нет ни у одного из этих ресурсов. Впрочем, как считает эксперт «bc», ранее занимавший высокий пост в департаменте АПК Пермской области, лизинг крайне непривлекателен. «Он влечет за собой повышение стоимости товара на 30–45 %. Лучше идти напрямую в банк и получить кредит. Лизинг целесообразно использовать только в том случае, если есть острая финансовая необходимость, а получить кредит нет возможности».
Действительно, лизинговые компании по сравнению с банками предъявляют меньше требований к своим клиентам, в частности, не интересуются их кредитной историей. Это обусловлено тем, что собственность на предмет лизинга остается у лизинговой компании. Относительная простота оформления договора лизинга является одной из основных причин преобладания малого и среднего бизнеса в числе клиентов лизинговых компаний. В то же время, как рассказала «bc» Людмила Завьялова, лизинговые компании, как и банки, в качестве дополнительного обеспечения возвратности своих средств могут использовать аванс, залог недвижимости и ценных бумаг, поручительство и т. п.
Однако при этом, по словам экспертов, лизинг дает сразу несколько серьезных преимуществ. Одни из основных — законодательно обусловленная возможность использования ускоренной амортизации, а также налоговая оптимизация.
Сергей Литов:
— В лизинге при начислении амортизации используется повышающий коэффициент до 3-х. Его применение позволяет лизингополучателю втрое быстрее перенести стоимость имущества на себестоимость товаров или услуг. Что касается налогов, то все платежи по договору лизинга могут быть отнесены лизингополучателем на себестоимость, что приводит к сокращению сумм, подлежащих к уплате в бюджет в виде налога на прибыль. Кроме того, благодаря меньшему сроку амортизации, лизинг существенно сокращает сумму налога на имущество, подлежащую к уплате в бюджет, исходя из срока службы техники.
Эксперты «bc» из числа биз-несменов-лизингополучателей назвали те же преимущества лизинга, добавив, что именно благодаря им предпочитают этот инструмент кредитованию.
Людмила Сосновская, начальник финансового отдела ОАО «Покровский хлеб»:
— Кроме финансирования за счет собственных средств, мы часто пользуемся услугами лизинга, предпочитая его кредиту. С помощью лизинга мы приобретаем оборудование стоимостью свыше 7–8 миллионов рублей. По нашим оценкам, это позволяет сэкономить на налогах порядка 13–14 %, поскольку платежи по нему полностью ложатся на себестоимость товара.
Финансист отмечает и еще один плюс лизинговой схемы. «Лизинг позволяет получить оборудование сразу после заключения договора, тогда как в случае с кредитом пришлось бы сначала заказывать его у поставщиков, затем ждать доставки, причем вариант просрочек тут далеко не исключен», — заключает Людмила Сосновская.
Собственник торговой сети «НормаН-Виват» Вадим Юсупов сообщил «bc», что также использует лизинг. «Например, недавно с помощью лизинга мы купили пивоварню стоимостью примерно  1 миллион рублей», — рассказал бизнесмен.
Впрочем, с ростом масштабов бизнеса лизинг становится все менее актуальным.
Александр Репин, собственник холдинга «Сатурн-Р»:
— В настоящее время мы не пользуемся лизингом, хотя раньше рассматривали его как приемлемый финансовый инструмент. Однако сейчас наша компания работает, опираясь в основном на собственные ресурсы.
По словам эксперта, лизинг особенно выгоден в случае закупки импортной техники, поскольку снимает с использующего оборудование обязанность по уплате таможенных пошлин.
В целом эксперты «bc» заключают, что решение о целесообразности использования лизинга или кредита должно приниматься, исходя из конкретной ситуации, хотя существуют и общие правила.
Владимир Тачкин:
— Лизинг не является оптимальным инструментом для предприятий и предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения (6 % с дохода) или вмененный налог, а также работающих без НДС и не имеющих возможности его возмещения. Для предприятий с недостаточным уровнем прибыли (когда дополнительные расходы по лизингу вкупе с уже существующими расходами будут превышать валовую прибыль) лизинг также неоптимален. В этих случаях рекомендуется обращаться за кредитом непосредственно в банк.
Следует отметить, что лизинг является не только полезным финансовым инструментом для лизингополучателя, но и способом увеличения продаж для поставщиков оборудования и техники.
Людмила Завьялова:
— Для поставщиков оборудования и транспорта лизинг является способом расширения клиентской базы и соответственно увеличения объемов сбыта. Поскольку многие предприятия испытывают нехватку денежных средств и не имеют доступа к банковским кредитам, для них лизинг является единственным способом получения дорогостоящего оборудования.
Борьба за клиентов. Эксперты отмечают, что постепенное увеличение количества игроков на рынке и усиление конкуренции приведут, с одной стороны, к дальнейшему удешевлению лизинга, а с другой — к укрупнению лизинговых компаний через слияние и поглощение мелких операторов более крупными.
Владимир Тачкин:
— Столичные компании все чаще обращают свое внимание на региональные рынки и начинают проникновение либо через покупку местных лизинговых компаний, либо через создание собственных филиалов, перекупая при этом подготовленный персонал из региональных компаний. Из общения с коллегами из других регионов также можно сделать вывод, что процесс слияния нескольких местных операторов и укрупнение бизнеса, что в конечном cчете приводит к повышению конкурентоспособности, является сегодня одной из актуальных задач для многих участников лизингового рынка.
Кроме того, эксперты отмечают, что сегмент малого и среднего бизнеса, до сих пор оказывающий определяющее влияние на развитие рынка лизинга, и в будущем имеет хорошие перспективы развития. Кроме того, считает Сергей Литов, следует ожидать усиления конкуренции и, как следствие, дальнейшего удешевления лизинговых услуг.
Основными направлениями развития рынка, по мнению эксперта, станет строительство (здания, дороги), а также недвижимость. По оценкам аналитиков «Эксперт РА», потенциал двукратного роста в абсолютном выражении к 2010 году имеет сегмент лизинга железнодорожного транспорта, также хорошими перспективами развития обладает сегмент лизинга недвижимости и сельскохозяйственной техники.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний