Газета
 20 августа 2007, 00:00   1002

В погоне за выбором

В погоне за выбором
Пермский рынок продажи сотовых телефонов приближается к фазе стагнации. Инициативу перехватили продавцы бытовой техники и электроники.
Пермский рынок продажи сотовых телефонов приближается к фазе стагнации. Инициативу перехватили продавцы бытовой техники и электроники.

По данным аналитиков, за последние полгода рынок сотовых телефонов в Перми существенно снизил темпы своего роста. Однако, констатируют специалисты, пермский рынок лишь повторил общероссийскую тенденцию. Аналитики крупнейших российских компаний, специализирующихся на продаже мобильных телефонов, отметили снижение объемов продаж в масштабах всей страны еще в 2006 году. По статистике «Евросети», в прошлом году было продано 29,27 млн телефонов, что на 14 % меньше, чем в 2005, а в 2007 году, предполагают эксперты компании, продажи сократятся еще на 5 %. Схожие прогнозы, основываясь на данных первого полугодия текущего года, делают и аналитики компании «Техносила», в ассортименте которой также представлены сотовые телефоны. «Рынок мобильных телефонов в первом полугодии 2007 года уменьшился на 1,5 %», — поясняет Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью компании (г. Москва).
Ситуация на пермском рынке пока выглядит более оптимистически. По статистике компании GFK RUS (г. Москва), рынок Перми пока не вступил даже в фазу стагнации. Напротив, в течение последних нескольких лет специалисты наблюдали незначительный рост объемов продаж. Вместе с тем, отмечают аналитики, если в первом полугодии 2006 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объем продаж вырос на 21 %, то уже в 2007 году рост составил лишь 14 %. «Однако, — заметила руководитель группы по работе с предприятиями розничной торговли компании GFK Магарита Дударева, — данные цифры не отражают ситуацию на рынке региона в целом, а касаются только пермского рынка. Кроме того, если посмотреть на статистку первого полугодия 2007 года, то мы увидим, что положительной динамики на рынке Перми также не наблюдается».
Вместе с тем снижение количества проданных телефонов не столь сильно отразилось на доходах игроков рынка. В денежном выражении в первом полугодии 2007 года, отмечают аналитики «Техносилы», российский рынок вырос на 9 %. Специалисты «Евросети» прогнозируют, что к концу текущего года объем выручки российских продавцов сотовых телефонов составит 6 млрд u1088 рублей, что на 0,45 млрд больше показателя предыдущего года. Что касается пермского рынка, то здесь объем продаж в денежном выражении растет гораздо быстрее, чем в количественном: в первом полугодии 2006 года суммарная емкость рынка выросла на 55 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а в январе-июне 2007 — еще на 39 %, свидетельствуют данные GFK RUS. «Данную тенденцию формирует сам потребитель, — поясняет Надежда Сенюк, — который предпочитает покупать дорогостоящие новинки и многофункциональные мобильные устройства». Эксперты рынка отмечают, что на фоне общего спада в масштабах России доля продаж сотовых телефонов у продавцов бытовой техники и электроники выросла. В сети «Техносилы», по данным аналитического департамента компании, в первом полугодии 2007 года продажи в категории «мобильные телефоны» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в денежном выражении выросли в 3,7 раза. Как отметила Надежда Сенюк, у других ритейлеров на рынке бытовой техники и электроники складывается похожая ситуация. Сами операторы объясняют такой успех большим ассортиментом сотовых телефонов, представленным в магазинах БТЭ, который, по словам Надежды Сенюк, гораздо шире, чем даже в «Евросети» или «Связном». Вторым немаловажным фактором, привлекающим покупателей, по мнению специалистов, являются более низкие цены на телефоны в магазинах бытовой техники и электроники.
Сейчас компании, занимающиеся продажей сотовых телефонов, начали спешно наверстывать упущенное, сосредоточив усилия не на расширении сети, а на улучшении качества обслуживания и расширении линейки товаров.
Людмила Игнатьева, PR-директор сети магазинов мобильной связи «Телефон.Ру»:
— Очевидно, что период бурного роста сотового ритейла позади, рынок большинства городов-миллионеров поделен. Многие ритейлеры в целях повышения (или сохранения) своих объемов продаж стремятся расширять ассортимент товаров и услуг.
«Стагнация продаж телефонов подталкивает ритейлеров к работе над эффективностью сетей. Когда увеличение количества салонов не приводит к пропорциональному росту выручки, компании переходят к интенсивному развитию, сосредоточиваясь на более эффективном использовании уже имеющейся торговой площади», — соглашается с коллегой пресс секретарь компании «Евросеть» Очир Манджиков.
Ни у кого не вызывает сомнения, что массового открытия новых торговых точек в Перми вряд ли стоит ожидать. Зато специалисты прогнозируют, что ассортимент местных операторов может значительно вырасти, и Пермь, где выбор телефонов относительно невелик, по разнообразию предложения в ближайшее время сможет догнать столицу.
Поделиться: