Газета
 20 августа 2007, 00:00   2175

Обновить ассортимент

Обновить ассортимент
Производители молока растут за счет новых высокомаржинальных продуктов. Наиболее активным поставщиком этой продукции является кунгурский молочный комбинат, который имеет шансы стать лидером регионального рынка.
Производители молока растут за счет новых высокомаржинальных продуктов. Наиболее активным поставщиком этой продукции является кунгурский молочный комбинат, который имеет шансы стать лидером регионального рынка.

Молочная отрасль в Пермском крае активно развивается, что обуславливает интерес к ней со стороны компаний федерального масштаба, а также инвестиционную активность самих предприятий. В частности, компания «Перммолоко» была приобретена федеральным оператором «Юнимилк», а Кунгурский молкомбинат провел 1,5 года назад модернизацию, чтобы усилить свои позиции на рынке и увеличить прибыль за счет вывода на рынок новых продуктов. В результате один из конкурентов сумел увеличить долю рынка, другой существенно сократил ее.
По долям. В 2006 году по сравнению с 1995-м, по данным Пермьстата, объем производства увеличил ся почти в два раза, составив 200 тыс. т в пересчете на молоко. Однако в последние годы рост, связанный с популяризацией здорового образа жизни, нивелируется естественной убылью населения. Поэтому в целом показатели отрасли уже несколько лет подряд находятся на стабильном уровне. В натуральном выражении группа цельномолочных продуктов занимает 80–90 % рынка, в денежном выражении ее доля равна примерно 70 %.
Вторую группу продукции молочных комбинатов в основном формируют сыр и масло. Этот сегмент развивается не столь активно. Из-за моды на здоровый образ жизни люди все чаще отказываются от продуктов с высокой жирностью. Особенностью этой группы является то, что ее продукция в Прикамье производится в небольших объемах, которые не в состоянии оказать ощутимое влияние на рынок. Причина в том, что сыры — продукт глобальной конкуренции и эффективное вхождение на этот рынок возможно лишь при условии использования современного оборудования, а установка последнего потребует вложения нескольких миллионов долларов. Три крупнейших производителя — «Перммолоко», «Кунгурский молочный комбинат» и верещагинский комбинат «Вемол» — контролируют в совокупности порядка 70–80 % всего рынка молочных продуктов. По оценкам экспертов «bc», доля «Перммолока» составляет на рынке около 35 %, Кунгурского комбината — около 30 %, причем разрыв между лидерами стремительно сокращается. Эксперты называют несколько причин такой динамики. Первая и главная причина — это серьезная реконструкция Кунгурского молочного комбината. После окончания работ предприятие получило возможность выпускать современную продукцию, аналогов которой в регионе не производится. В частности, начался выпуск творожков и питьевых йогуртов, биопродуктов в высокомаржинальном сегменте. По словам директора «Вемола» Людмилы Новиковой, эта категория продукции в последнее время стала очень популярной, особенно среди молодежи. Аналогичного мнения придерживается генеральный директор Кунгурского молкомбината Сергей Хазов.
Сергей Хазов:
— Пермяки любят продукты с бифидобактериями, популярными становятся «живые» йогурты с натуральными фруктовыми наполнителями, причем их популярность растет в разы. Когда Кунгурский молкомбинат завершил реконструкцию в марте 2006 года, мы производили и поставляли в магазины Прикамья около 6 тонн йогуртов и бифидоков в месяц. Сейчас эта цифра достигает около 190 тонн. Рост интереса к современной «живой» продукции налицо.
Новые возможности. Успешная реконструкция вывела кунгурский комбинат в сегмент, где его конкурентами стали крупнейшие российские и мировые производители. При этом, по мнению отраслевого эксперта «bc», кунгурское предприятие сумело занять большую долю сегмента йогуртов и творожков. «крупнейшие бренды за счет общероссийской рекламы создают у населения потребность в своих продуктах. но в то же время доля федеральных компаний в продажах этого сегмента в Прикамье не превышает 5 %. Большую часть продуктов пермякам продают местные компании», — считает специалист. Вторая причина кроется в сокращении доли «Перммолока»: еще 2–3 года назад его доля на рынке равнялась примерно 60 %. Появление столь крупного игрока на пермском региональном рынке прогнозировалось давно. Традиционно наиболее вероятным объектом для поглощения называлось «Перммолоко», ведь предприятие обладало наибольшей долей рынка, около 60 %, что делало его крупнейшим производителем молочной продукции в регионе, а u1079 значит, наиболее интересным объектом для поглощения. В 2005 году об интересе к региону заявляла московская кондитерская фабрика «Шоколадница», но в итоге в Прикамье пришел «Юнимилк», приобретя 75 % акций ОАО «Перммолоко» за 20 млн долларов.
Относительно недавно на предприятии «Перммолоко» был проведен ребрендинг: на рынок был выведен бренд «Село Луговое», начато производство йогуртов под маркой «Простоквашино». Однако традиционная лояльность пермяков к привычным брендам привела к тому, что в результате компания быстро потеряла в весе и популярности среди потребителей. Как ни парадоксально, приход федерального оператора негативно сказался на бизнесе «Перммолока».
Еще одним крупным игроком, присутствующим на пермском рынке, является «Вимм-Билль-Данн». Он не имеет собственного производства в Пермском крае, но строит завод в соседней, Свердловской области. Эксперты считают, что, в случае если он или другой оператор захотят приобрести актив в Пермском крае, наиболее вероятным объектом покупки может стать современное крупное предприятие. Отраслевой эксперт, пожелавший остаться неназванным, более уверенно указывает на «Кунгурмолоко» как на наиболее вероятный объект интереса. «ВБД заявлял о своем интересе к региону, в частности, вел переговоры о покупке компании «Перммолоко». Но она уже принадлежит «Юнимилку». На сегодняшний день единственный актив, интересный для покупки как готовый бизнес и способный увеличить капитализацию федеральных игроков, — это «Кунгурмолоко». Все остальные предприятия могут быть приобретены как площадки для дальнейшего инвестирования, хотя информации о заинтересованности нет».
На положении на рынке сказалась и разница в системе дистрибуции двух предприятий-лидеров. Если «Перммолоко» работает по принципу продаж оптовым покупателям, то «Кунгурский молкомбинат» принял решение продавать продукцию напрямую розничным продавцам. Это привело к росту затрат на оплату труда за счет увеличения штата сотрудников, однако позволило тщательнее отслеживать сроки реализации поступающей в магазины продукции и увеличить доходность бизнеса. На сегодняшний день около 25–30 % всей молочной продукции комбинат продает через торговые сети, остальная часть реализуется на рынках, в супермаркетах и магазинах шаговой доступности. Кроме того, молочные комбинаты применяют разные принципы работы с остатками в торговых точках. Если Кунгурский молочный комбинат забирает остатки продукции, то «Перммолоко» дает скидки на продукцию и таким образом покрывает хотя бы часть стоимости непроданных товаров.
Перспективы отрасли. несмотря на то что долгое время пермские производители боялись конкуренции со стороны производителей из соседних регионов, на сегодняшний день эта опасность уже не является существенной. В частности, не представляет серьезной опасности для местных производителей появление удмуртских производителей. Причина в том, что молоко имеет срок хранения пять суток и довезти его до Перми, выставить на полки магазинов и продать в короткий срок чрезвычайно сложно. а современных йогуртов и творожков с повышенным сроком хранения из Удмуртии в Прикамье не поставляют. Соответственно, не оказывают влияния на рынок и дотации, получаемые производителями соседней республики.
Еще одной тенденцией развития рынка является уход с него мелких предприятий, а также компаний, расположенных далеко от основных трасс.
Людмила Новикова, директор ЗАО «Вемол»:
— В производстве молока важно качество, а у небольших предприятий нет денег на модернизацию. Кроме того, они не могут дать поставщикам молока достойную цену за сырье, и у них возникают проблемы с поставками. А длительная транспортировка молочной продукции до потребителя увеличивает конечную цену продукции. Таким образом, «Перммолоко» и Кунгурский молкомбинат имеют определенное преимущество перед нами из-за более выгодного географического положения.
Летом 2007 года с рынка уже ушел «Бемол». По словам Людмилы Новиковой, похожая судьба ждет и других небольших производителей молочной продукции. «Я прогнозировала уход березниковского комбината с рынка почти 10 лет назад. Мой прогноз сбылся в 2007 году. Думаю, участь остальных компаний незавидна — им не стать лидерами, размеры их бизнеса останутся очень скромными, а география сбыта ограничится отдельными территориями», — уверена эксперт.
Расположение Кунгурского и Пермского молочных комбинатов на федеральной трассе, ведущей в Екатеринбург, открывает перед ними новые возможности. Они могут вывозить свою продукцию в соседний регион, тем более что собственное производство молочной продукции в Свердловской области недостаточно для покрытия потребностей региона. Ситуация тем более благоприятна для прикамских производителей, что Кунгурский молкомбинат способен вывести на рынок соседнего региона высоко маржинальную продукцию, имеющую большие сроки хранения. Судя по всему, именно Пермский и Кунгурский комбинаты будут бороться за звание крупнейшего в регионе производителя молока. На первый взгляд, у «Перммолока» более выгодные позиции: предприятие, по оценкам экспертов «bc», загружено лишь наполовину, тогда как Кунгурский комбинат — на 80 %. Однако у пермяков нет продукта или бренда, который мог бы сделать компанию интересной для иногородних рынков.
Наименование Январь-июнь
2007
В % к январю-
июню 2006
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. тонн 101,2 95,1
Масло животное, тонн 2333 122,9
Сыры животные, тонн 255 30,6
Мороженое, тонн 840 88,6
Поделиться:
Все новости компаний