Газета
 20 августа 2007, 00:00   795

Выставка со вкусом

Авторы выставки «искусство света» предупреждают об испорченных и украденных инсталляциях
Автор: Кирилл Перов
Авторы выставки «искусство света» предупреждают об испорченных и украденных инсталляциях

Традиционно Пермь остается городом, обделенным выставками актуального искусства и современными инсталляциями. Однако сейчас у пермяков появился шанс: в течение всего августа они имеют возможность посетить арт-проект, выделяющийся на общем фоне свежестью и новизной. Речь идет об арт-проекте «Искусство света», организованном в Центральном выставочном зале. Чтобы отличить эту выставку от прочих, достаточно привести два аргумента. Во-первых, проект собрал множество участников из Башкирии, Сибири, Чувашии, Удмуртии, Мордовии, а также Эстонии, Швеции и Финляндии. Во-вторых, «Искусство света» —  передвижническая выставка: открылась в Перми, но вскоре ее отправят в другие регионы России, а потом и в Скандинавию. «Искусство света» действительно представило целое множество жанров: это и графика, и батик, и этюды, и всевозможные формы декоративно-прикладного искусства.
Победа «бедного искусства». Основной массив проекта выполнен в духе «arte povera» («бедного искусства»), для которого характерны скудность исходного материала (природный и подручный: камни, ракушки, дерево, ткань, стекло) и элегантно-лаконичное высказывание («Большая мама», «Земля радости», «Чужие»). Представленные авторами инсталляции — почти стопроцентный перформанс, насыщенный «второстепенными» деталями, нагруженный скрытыми смыслами и неявными подтекстами. Дом, лодка, лес,ермский звериный стиль — все это многозначные символы, образы и сложившиеся традиции, не нуждающиеся в представлении. Тем не менее около этих композиций хочется постоять подольше, стараясь до конца понять весь смыславторской идеи.
Имена художников мало что говорят даже завсегдатаям выставок. Пермякам знаком разве что Анфим Ханыков, куратор прошлогодней спорной акции «Земля родит». Правда, Кунгуру, нынешнему центру культуры Пермского края, этот проект вполне пришелся по душе, и возможно, что скульптурная композиция, состоящая из асфальтовой горки, призванной изображать живот «беременной» Земли, уже украшает какую-нибудь улицу города. Тем не менее работы этого года, безусловно, удались художнику лучше. Так, обаятелен, хотя и раблезиански циничен соломенный висельник «Седьмой», вполне натурально болтающийся в дверном проеме. Симпатию вызывают и наспех сколоченный баскетбольный щит с ржавым железным кольцом, и веселая раскрашенная деревянная корова. Все нынешние работы Ханыкова «вкусные», интересные и по-хорошему задорные.
Этнофутуризм и постмодернизм. Особого разговора достоин двухчастный цикл «Время — среда обитания» Инны Роговой и Натальи Корчемкиной. Композиция «Лес» расположена в маленьком полутемном помещении выставочного зала, и этот нюанс не может ускользнуть от внимательного зрителя. «Лес» пермских художниц — полудикая-полушаманская среда обитания, представленная внушительными по масштабам лесными духами, компактными лаконичными хижинами и до невозможности крохотными человечками. Возможно, в этом соотношении размеров проявляется мистический страх человека перед незнакомым и стихийным. Именно в «Лесу» свет становится искусством, выделяя жилища лесных человечков и оставляя в тени ее призраков, роль которых на выставке исполняют узловатые корни деревьев и коряги. «Лесная» «изюминка» — кирпичная кладка, освещенная изнутри. Так или иначе направленный, свет превращает цикл композиций «Время - среда обитания» в один большой хэппенинг, рассчитанный на активное зрительское соучастие.
Тому, кто зашел в «Лес», хочется то ли поскорее убежать из этого мрачного и, кажется, небезопасного места, то ли, напротив, сесть к светящейся кирпичной кладке и предаться шаманским обрядам, а то и затянуть какую-нибудь бесконечную заунывную песню. В этом отношении «Берег» куда более безопасен: красивые снимки с высоты птичьего полета, ракушки и камушки, плоские рыбы… Несмотря на кажущуюся простоту и даже «легковесность», на «Берегу» складывается сложный и многогранный образ Времени. Еще один повод посетить выставку — собственными глазами посмотреть на то, как шутят представители актуального искусства. Вообще к проявлениям иронии u1080 и юмора в отечественном искусстве следует относиться с большой осторожностью. К сожалению, попытки позабавить зрителя либо жалки, либо глупы, а чаще и то, и другое сразу. Но юмор в рамках арт-проекта «Искусство света» под это определение не подходит: таблички, предупреждающие о том, что «инсталляции украдены фанатами автора» или «…испорчены в ходе проведения выставки», гармонично вписываются не только в пространство экспозиции, но и удачно продолжают традиции российского постмодернизма.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний