Газета
 13 августа 2007, 00:00   1160

Борьба за метры

Борьба за метры
Количество риэлторских организаций в Перми неуклонно растет, однако рынок пока далеко не заполнен, большая часть сделок с недвижимостью происходит без участия риэлторов.
Количество риэлторских организаций в Перми неуклонно растет, однако рынок пока далеко не заполнен, большая часть сделок с недвижимостью происходит без участия риэлторов.

По оценкам экспертов Building b.c., рынок риэлторских услуг в Перми динамично развивается. Подтверждением тому являются данные статистики за последние несколько лет, а также результаты анализа рынка, предоставленные изданию наиболее крупными его игроками. За последние три года специалисты отметили серьезное увеличение количества организаций и частных лиц, оказывающих риэлторские услуги. За указанный период их число выросло в 7 раз. По приблизительным подсчетам, число риэлторских организаций как крупных, количество сотрудников в которых может достигать 150 человек, так и мелких, где работает не более 2–4 специалистов, на сегодняшний день приближается к 350. В то время как, по данным Российской гильдии риэлторов Пермский край (РГР), в 2006 году их число приближалось к 220. Еще годом ранее, отмечает Пермьстат, на территории города работало лишь 50 агентств недвижимости, а количество сотрудников в них не превышало 590 человек. На текущий момент, по словам Игоря Остапенко, исполнительного директора гильдии риэлторов, на пермском рынке предлагают свои услуги около 1,5 тысячи риэлторов, к их числу относятся как специалисты, работающие в компаниях, так и независимые маклеры, нигде не зарегистрировавшие свою деятельность. По мнению президента компании «ХИРШ­Россия» Феликса Альберта, количество тех и других на текущий момент примерно одинаково. Каждый из активно работающих на рынке маклеров совершает в среднем по одной сделке ежемесячно.
Как рассказала корреспонденту издания заместитель исполнительного директора Гильдии риэлторов Ольга Анисимова, за последний год не было закрыто ни одного агентства недвижимости. «Как правило, — пояснила г­жа Анисимова, — риэлторские агентства не закрываются, а либо меняют форму собственности, либо меняют бренд».
Большинство сделок с недвижимостью на сегодняшний день происходит на рынке вторичного жилья. Агенты за свои услуги получают от 2–7 %, при этом большинство риэлторов на пермском рынке работают без скрытых комиссий, что отличает Пермь от других регионов. Однако большинство клиентов, доверившихся брокеру по недвижимости, хотя и считают, что при выборе риэлтора стоимость оказываемых услуг играет определяющую роль, но на первое место все­таки ставят репутацию маклера.
Малыми дозами. Несмотря на достаточно большое количество зарегистрированных риэлторских организаций, число наиболее крупных, считает директор АН «Перспектива» Сергей Вронский, не превышает десяти. В числе лидеров, по оценкам экспертов Building b.c., в течение нескольких лет держатся АН «Тимур», «Перспектива», «Респект», «Тереза». Тем не менее даже крупным компаниям не удается взять под свой контроль достаточно большую долю рынка. По результатам исследования, проведенного голландской консалтинговой компанией «Логитекк», на профессиональных участников рынка недвижимости приходится 40 % от общего объема сделок. Из них доля крупных и средних риэлторов составляет порядка 70–80 %, что достигает 20–30 % от общего объема рынка.
Другую оценку ситуации представила Building b.c. Гильдия риэлторов. По мнению Игоря Остапенко, сегодня около 80 % сделок с недвижимостью совершается с участием специалистов. При этом, по данным прошлого года, также представленным РГР, риэлторы сопровождали лишь около 56 % подобных сделок (см. «Расширение и дележ», № 16 (81) от 24 апреля 2006 года). И в планах гильдии было довести в течение ближайших двух лет этот показатель до 80 %. Однако непосредственные игроки рынка не разделяют оптимизма исполнительного директора гильдии. По мнению большинства, сегодня чуть более половины всех сделок на рынке недвижимости проходит без участия специалистов.
Алексей Ананьев, коммерческих директор АН «Респект»:
— Сегодня наибольшее количество людей (около 60 %), совершающих сделки с недвижимостью, предпочитают делать это самостоятельно. При заключении остальных в 20 % случаев помощь оказывают «черные» маклеры.
Подобное мнение разделяют и другие риэлторы. «На мой взгляд, конкуренция на риэлторском рынке пока не достаточно велика, — считает Юрий Барсуков, консультант по недвижимости АН «Арбатъ». — Из сделок с недвижимостью, заключаемых в регистрационной палате, лишь половина проходит при участии маклеров. Большинство владельцев недвижимости предпочитают продавать квартиры по старинке, не прибегая к услугам профессионалов». Поддерживает коллегу и Феликс Альберт: «Наш основной конкурент на сегодняшний день — это не другие риэлторы, а те люди, которые хотят продавать и покупать квартиры самостоятельно, не понимая, что специалисты смогут сделать то же самое более качественно».
Но даже при таком раскладе сил ситуация на пермском рынке риэлторских услуг выглядит более позитивно по сравнению с большинством других регионов России. «Пермь не только по качеству услуг, но и по количеству человек, обращающихся к риэлторам, сегодня обгоняет большинство российских городов­миллионеров», — уверен Игорь Остапенко. Это мнение подтверждается данными социологического опроса, проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ) в 100 населенных пунктах в июле 2007 года. По результатам исследования ФОМ, доля россиян, которым приходилось прибегать к услугам риэлторов, относительно невелика и составляет лишь 15 %.
Без права на ошибку. Основной своей проблемой пермские риэлторы по­прежнему считают высокую степень недоверия к специалистам со стороны населения. «Потребитель сегодня не оценивает риэлторские услуги как необходимые, и многие обращаются к специалистам, когда уже есть негативный опыт самостоятельных поисков», — поясняет Алексей Ананьев. Соглашается с коллегой и специалист из другого агентства недвижимости Юрий Барсуков: «У населения сложилось мнение, что все риэлторы — обманщики, наживаются на чужом имуществе. Если в СМИ появляется информация об этом рынке, то, как правило, по негативному поводу». Причину сложившегося мнения специалисты усматривают в непрофессионализме отдельно взятых риэлторов. В Перми мало учебных заведений, выпускающих профессиональных риэлторов (как правило, повышением квалификации сотрудников занимаются сами агентства недвижимости), у многих складывается превратное мнение, что заниматься этим бизнесом может почти каждый. «Нехватка квалифицированных кадров — одна из насущных проблем в риэлторском бизнесе, — считает Сергей Вронский. — Риэлтор — сложная и ответственная профессия. В зависимости от того, насколько быстро, качественно и грамотно он делает свою работу, зависит уровень профессионализма агентства, которое он представляет. Только профессионалы могут квалифицированно проводить сложные сделки. Однако сегодня риэлтором может назвать себя любой предприниматель: разместить в СМИ объявление об оказании услуг и начать работать на рынке. Разобраться неискушенному человеку, с кем он работает, не всегда просто». Многие пермяки предпочитают ре­шать проблему, вступая в Российскую гильдию риэлторов. В 1994 году на официально не существовавший до этого вид деятельности было введено лицензирование, которое отменили в 2002 году. Сегодня для контроля над предпринимателями, предлагающими риэлторские услуги, создана саморегулируемая организация Российская гильдия риэлторов Пермский край, члены которой получают сертификаты и аттестаты соответствия. Год назад в число членов РГР входило около 20 организаций, сегодня количество участников, по словам Игоря Остапенко, достигает 40. При этом, как предполагает Алексей Ананьев, именно участники гильдии на сегодняшний день контролируют 60 % сделок, совершаемых с участием риэлторов. «Сегодня рынок риэлторских услуг можно разделить на две составляющие. Часть компаний объединилась в Гильдию риэлторов Пермский край, и их услуги соответствуют стандартам качества. Гарантию на услуги остальных риэлторов сегодня не даст никто», — уверен Алексей Ананьев. Однако не все согласны с тем, что принадлежность к гильдии — показатель качества работы. В интервью корреспонденту издания Феликс Альберт признался, что специалисты его компании предпочитают работать с независимыми специалистами. «Бизнес человека, который работает в одиночку, держится на плаву только за счет его репутации, — пояснил президент «ХИРШ­Россия». — Шаг вправо, шаг влево — и он погиб, поэтому услуги частных риэлторов порой даже лучше, чем у риэлторов крупных агентств недвижимости, за спиной которых не личная репутация, а имя компании». С тем, что размер агентства не является показателем работы его специалистов, соглашается и Игорь Остапенко.
Новый поворот. Вместе с тем эксперты Building b.c. полагают, что в ближайшее время начнет происходить перераспределение рынка. «Процесс укрупнения компаний на рынке риэлторских услуг начался уже сейчас, — уверен Игорь Остапенко. — Думаю, наметившаяся тенденция глобализации со временем будет только усиливаться. Разными путями, через поглощение, слияние, партнерство, крупные компании начнут объединяться. Этот процесс коснется и более мелких предпринимателей и частных риэлторов, которые организуют собственные коалиции». Однако, уточнил Алексей Ананьев, подобного не произойдет, пока через профессиональных риэлторов не начнет проходить большинство сделок с недвижимостью. Между тем никто не отрицает, что рынок развивается настолько динамично, что подобные процессы не за горами. Если год назад аналитики Building b.c. ставили под сомнение возможность прихода на пермский рынок московских компаний (см. «Расширение и дележ», № 16 (81) от 24 апреля 2006 года), то сегодня специалисты тех же агентств утверждают обратное. «Необходимо помнить, что конкуренция в сегменте риэлторских услуг постоянно возрастает.
На рынок Перми могут прийти московские операторы рынка недвижимости, франчайзеры известных брендов», — говорит Сергей Вронский. Ярким примером тому является появление компании «ХИРШ», руководители которой утверждают, что она в большей степени является федеральной, а не московской. Однако местные специалисты делают оговорку относительно данной компании и объясняют быстрый успех «ХИРШ» тем, что компании не пришлось завоевывать репутацию на региональном рынке: под ее бренд встало довольно успешное и известное агентсво недвижимости «Тереза», уже наработавшее свою клиентскую базу, а затем примеру директора «Терезы» Олега Гущина последовали еще две компании.
Отмеченные тенденции, считают специалисты, отразятся как на увеличении количества сделок, заключенных с помощью риэлторов, так и на качестве предоставляемых услуг. Работа риэлторских компаний начнет приобретать западную специфику, и при выборе риэлтора заказчики все чаще будут отдавать предпочтение компаниям и частным риэлторам, хорошо зарекомендовавшим себя на рынке.
Поделиться:
Все новости компаний