Газета
 13 августа 2007, 00:00   871

IT-тайна

IT-тайна
Если средством манипуляции становится любая информация, вплоть до самой очевидной, то рано или поздно это станет причиной стратегического проигрыша.
Если средством манипуляции становится любая информация, вплоть до самой очевидной, то рано или поздно это станет причиной стратегического проигрыша.

В прошлом номере «bc» был опубликован очередной рейтинг крупнейших компаний Пермского края — ТОП­200 «bc», составленный на основе данных Пермьстата. Анализ этого ранжирования, представленный там же и доступный на сайте газеты, интересен и самодостаточен для понимания развития экономики края. Но вокруг самого рейтинга возник еще один, пусть маленький, но интересный сюжет. Одна из попавших в ТОП­200 компаний, ООО «Парма­Телеком», очень громко реагировала на публикацию рейтинга, то ли вовсе не желая себя афишировать, то ли пытаясь скрыть часть информации. Юридическая сторона дела — отдельный разговор, как и вопрос о том, имеют ли люди право знать ту информацию, что собирает государство (в данном случае Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю), — иначе зачем оно ее собирает? Удовольствия ради и любопытства для?
Занятно то, что речь идет о компании, занимающейся информационными и коммуникационными технологиями, — и тут такой конфуз, именно что по части коммуникации, т. е. предоставления информации. Это, конечно, всего лишь шутливая игра словами, но все мы знаем, что есть в каждой шутке. Вообще же, ситуация с информационной открытостью, прозрачностью, доступностью информации в нашей стране, касается ли это бизнеса, государства или кого­то еще, просто аховая. Информации мало, она труднодоступна, а та, что есть, разбросана, фрагментарна и неструктурированна. В этих условиях любая целенаправленная деятельность, какого бы ни было рода, сталкивается с серьезными сложностями, потому что напоминает передвижение наощупь с вытянутыми руками в темной (слава богу, не абсолютно) комнате, когда, чтобы добраться до нужного предмета, требуется перебрать кучу ненужных и наставить при этом синяки.
Поэтому всякую попытку структурировать этот информационный хаос (к каковым относится и составление разнообразных рейтингов, но далеко не только) нужно одобрять и приветствовать, потому что таким образом реализуется уже не только частный интерес составителя рейтинга, но общественная потребность. Правда, иногда и здесь умудряются злоупотреблять. Недавно узнал, что профильный государственный орган продает ГОСТы, т. е. очевидным образом затрудняет доступ к информации, в значительной мере определяющей нашу с вами безопасность — не контр­ террористическую, а куда более важную, повседневную. Рейтинги тоже бывают очень странные — достаточно посмотреть полчаса какой­нибудь молодежный музыкальный канал, но речь не о странностях общественных потребностей, а об их удовлетворении.
Много хуже, когда рейтинги и любую статистическую информацию воспринимают некритически и просто превратно. Тогда — пример одного из самых знаменитых рейтингов — всерьез полагают, что у какого­нибудь Била Гейтса (или у наших богатеев) есть банковский счет, на котором лежат все его десятки миллиардов долларов. Другая проблема фиксируется знаменитым изречением о трех видах лжи, из которых самой «лживой» является статистика. Впечатляющий пример этого содержится в ответе на простой, казалось бы, вопрос о количестве избирателей в Российской Федерации. По данным ЦИК на первое июля, на территории России зарегистрировано немногим более 107 млн избирателей. А по данным Росстата, численность населения старше 18 лет (избиратели, за некоторыми исключениями) должна составлять около 92 млн человек. Разница в 15 млн уж очень велика — еще один информационный конфуз. Голосов этих, то ли мифических, то ли реальных, избирателей достаточно для того, чтобы вдвое превзойти барьер в 7 процентов даже при совершенно нереальной 100­процентной явке. Правдоподобно объяснить такое расхождение в данных невозможно и уж тем более невозможно решить, чья оценка вернее, — ресурсами для таких подсчетов обладает только государство. Но важно, что эти, пусть настолько противоречивые, данные являются ориентирами, которые нужно просто воспринимать критически и с которыми можно работать.
Мотивы тех, кто не желает предоставлять информацию, понять несложно. Правда, до всяких рациональных мотивов действует элементарная лень, а также отсутствие соответствующих традиций, навыков и просто привычки. В иных случаях не видят необходимости публично заявлять себя, потому что не нуждаются ни в разнообразных ресурсах, ни в клиентах с открытого рынка. И то и другое получают иным — не конкурентным — образом. Это по-прежнему очень характерно для российского экономического поля. Другой вариант — манипуляция публикой посредством умолчаний, дозирования информации и прочих больших и малых хитростей. Нормальная тактика, но если средством манипуляции становится любая информация, вплоть до самой очевидной, то рано или поздно это станет причиной стратегического проигрыша.
Поделиться:
Все новости компаний