Газета
 13 августа 2007, 00:00   875

Бюджетный тупик

Бюджетный тупик
Законодательное собрание для своевременного утверждения бюджета-2008 должно срочно принять закон края о бюджетном процессе. Однако депутаты подобного желания не выражают.
Автор: Кирилл Перов
Законодательное собрание для своевременного утверждения бюджета-2008 должно срочно принять закон края о бюджетном процессе. Однако депутаты подобного желания не выражают.

Пермский край рискует начать 2008 год без бюджета. Причина — отсутствие механизма формирования бюджета будущего года ввиду непринятия нового закона «О бюджетном процессе в Пермском крае». Об этом после проведения депутатских слушаний по законопроекту сообщил «bc» первый заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края Дмитрий Скриванов.
«Планировалось, что принятие закона о бюджетном процессе произойдет в августе, — говорит первый вице­спикер, — потому что в августе начинает верстаться бюджет на 2008 год. И главный финансовый документ края должен создаваться на основании принятого документа, регламентирующего методику его формирования».
Кроме того, Дмитрий Скриванов уверен, что с принятием бюджета Законодательное собрание уже сейчас отстает от обычного графика. «По плану, утвержденному Законодательным собранием, мы действительно впервые будем рассматривать бюджет в третьем чтении 13 декабря, — поясняет первый заместитель председателя ЗС. — И велика вероятность того, что бюджет вступит в силу либо в первых числах января, либо в последние дни декабря. Обычно к этому времени бюджет уже был принят и вступал в законную силу».
9 августа, во время депутатских слушаний с участием представителей 29 территорий региона, участники заслушали доклад министра финансов края Алексея Новикова о новом законопроекте. По словам чиновника, «изменений, вызванных вступлением в силу нового Бюджетного кодекса, настолько много, что «рассказать обо всех в одном выступлении просто невозможно». Министр сосредоточился на наиболее значимых: переходе на среднесрочное планирование, усилении стимулирования органов местного самоуправления для более эффективного использования средств краевого бюджета, расширении полномочий исполнительных органов государственной власти по нормативному регулированию отдельных положений бюджетного процесса и закреплении нормы «управленческий бюджет» в Пермском крае.
Практически все нововведения, о которых рассказал Алексей Новиков, вызвали замечания у выступавших. Так, председатель Контрольно­счетной палаты Пермского края Юрий Новоселов назвал многие положения предлагаемого законопроекта не отвечающими федеральному законодательству. «Сотрудники КСП Пермского края уже подготовили около 100 поправок и готовы передать их на рассмотрение рабочей группы, — говорит господин Новоселов. — Но количество поправок и предложений продолжает расти, особенно с учетом того, что территории имеют право подавать их до 20 августа».
Недоумение выступавших экспертов вызвало предложение законодательно закрепить понятие «управляющий бюджет», не предусмотренное федеральным законодательством. «Бюджет у субъекта Федерации может быть один, в нашем случае это бюджет Пермского края, — иронизирует заместитель начальника государственно­правового управления Законодательного собрания Оксана Ходорова. — А нам предлагают создать новое правовое понятие».
Также, по словам юриста, большой проблемой является отсутствие понимания, по какому из законов, новому или действующему, верстать бюджет­2008 и планировать два последующих года. «Федеральный закон № 63, регламентирующий бюджетный процесс в субъектах Федерации, — шедевр правовой мысли, — удивляется заместитель начальника государственно­правового управления. — Более запутанного и нелогичного закона я не видела».
Но самое большое неудовлетворение присутствующих (и прежде всего депутатов Законодательного собрания) вызвало предлагаемое принятие бюджета не с постатейной разбивкой со строгим целевым закреплением каждой суммы, а по так называемым функциональным блокам. По мнению депутатов, прозрачность бюджетного процесса от этого серьезно пострадает, и деньгами начнут бесконтрольно распоряжаться чиновники.
«После принятия данного закона в предлагаемом правительством виде прозрачность бюджета была бы для депутатов практически нулевой, — говорит первый вице­спикер Дмитрий Скриванов. — Сегодня мы имеем высокую степень детализации и понимаем, где именно исполняется, а где не исполняется бюджет. Существующая редакция снижает прозрачность в разы».
Действительно, отчеты Министерства финансов края показывают, что именно исполнение расходной части бюджета является наиболее уязвимой частью бюджетного процесса региона. Причем ситуация повторяется из года в год. Как сообщил депутатам регионального Законодательного собрания Алексей Новиков, уровень исполнения расходной части бюджета первого полугодия 2007 года составил 79,2 % (23 млрд 546 млн рублей) от запланированного (29 млрд 713 млн рублей). К примеру, уровень исполнения бюджета региона в сфере дорожного строительства объявлен как 83,3 % от запланированного уровня (без учета федерального финансирования). Особенно низок уровень исполнения приоритетных региональных проектов. Большинство из них не исполняется вовсе или воплощается на уровне 10–15 % от плана.
Депутаты Законодательного собрания и правительство края, по словам Дмитрия Скриванова, сделают все от них зависящее для достижения компромисса по вопросу бюджетного законодательства и для своевременного принятия главного финансового документа региона. С этой целью участники рабочей группы соберутся после 20 августа для обобщения предложений, внесенных представителями территорий края.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний