Газета
 13 августа 2007, 00:00   1227

Социум и бизнес

Социум и бизнес
Бизнес Пермского края тесно связан с социальной средой. Предприятия тратят на различные социальные проекты миллионные средства, однако не все уверены в необходимости таких действий. В ряде случаев социальная среда способна даже уничтожить бизнес.
Бизнес Пермского края тесно связан с социальной средой. Предприятия тратят на различные социальные проекты миллионные средства, однако не все уверены в необходимости таких действий. В ряде случаев социальная среда способна даже уничтожить бизнес.

Социальная ответственность бизнеса в последние годы стала одной из важных составляющих деловой репутации и имиджа компаний и предприятий. И если 3–5 лет назад в социальных программах (конкурсы, благотворительные акции, помощь в организации городских праздников и т. д) принимали участие в основном только крупные коммерческие структуры и градообразующие предприятия, то в последние годы отмечается усиление внимания к социальной среде со стороны малого и среднего бизнеса. Тем не менее в данный момент в Пермском крае репутацию социально ответственных организаций снискали в основном крупные предприятия нефтяной, калийной промышленности, энергетики.
Спонсорство и экология. Понятие «социальная ответственность» представители бизнеса и власти интерпретируют по­разному. Если для одних это благотворительность, меценатство, проявляющееся в финансировании культурных и спортивных мероприятий, то для других — ответственность, прежде всего, перед собственным трудовым коллективом, развитие корпоративной политики. Некоторые считают социальной ответственностью свое­временную уплату налогов в полном объеме.
Наиболее распространенная трактовка понятия социальной активности бизнеса заключается в финансировании социальных проектов в области здравоохранения, спорта или экологии. В этом отношении зачастую инициатива принадлежит властям, которые инициируют деятельность компаний. Одним из примеров подобной работы является Клуб директоров, созданный в Орджоникидзевском районе Перми. В клуб, собрания которого проходят раз в квартал, входят не только директора промышленных предприятий, но и представители других видов бизнеса.
Лидия Королева, глава Орджоникидзевского района Перми:
— Бюджетных денег как правило всегда не хватает, поэтому мы привлекаем руководителей бизнеса к организации многих мероприятий. Так, например, День Победы был почти полностью профинансирован Клубом директоров. Помимо этого, внимание уделяется различным социальным проектам. Для этого в составе клуба был учрежден фонд социального развития, представители которого решают, какой объем средств выделять на те или иные проекты.
Одной из наиболее значимых составляющих понятия «социальная ответственность» в последнее время становится соблюдение экологических норм. Во многом это вызвано не только постепенным ухудшением экологической обстановки, негативно влияющим на жизнь и здоровье людей, но и активными действиями промышленных предприятий, которые постепенно начинают вкладывать в экологию все больше средств. По мнению президента НП «Экологическая перспектива» (предприятие занимается утилизацией промышленных отходов) Алексея Дударева, в настоящее время социальная ответственность неразрывно связана с экологией.
Алексей Дударев:
— Очень многие промышленные предприятия Пермского края расположены в жилых районах, а часть из них являются градообразующими. От работы предприятий зачастую зависит не только благосостояние, но и жизнь людей, поэтому неудивительно, что деятельность промышленности волнует многих. Одна из проблем в этой области — закрытость предприятий, которые не предоставляют никакой информации о своей деятельности. Это дает повод различным псевдоэкологам поднимать необоснованный ажиотаж и заявлять о несуществующей опасности для населения, что не только вредит имиджу компаний, но и вызывает у людей обеспокоенность. Эффективным решением проблемы в таком случае могло бы стать введение экологического аудита с публикацией его результатов, которые снимут очень много вопросов о «вредности» производства.
Если социальная ответственность производственников во многом соприкасается с вопросами экологии, то предприятия финансовой сферы, далекие от экологических проблем, проявляют социальную активность несколько иным способом. «Социальная ответственность для нас проявляется прежде всего в грамотном распоряжении деньгами наших клиентов, чье доверие мы должны оправдывать, а также в формировании финансовой грамотности поколения, особенно молодых людей. Для этого мы выстраиваем долгосрочные отношения с вузами, планируем акции, которые дают молодежи возможность понять финансовую среду и научиться грамотно распоряжаться своими денежными средствами. Также используются и традиционные методы поддержки социальной сферы», — говорит начальник отдела по связям с общественностью банка «Урал ФД» Светлана Кабанова.
Бизнес должен заниматься бизнесом. Существует мнение, что бизнес не должен вмешиваться в социальную среду. Депутат Законодательного собрания Пермского края, член комитета по социальной политике Константин Окунев уверен, что социальные вопросы — это сфера деятельности только властей.
Константин Окунев:
— Понятие «социальная ответственность бизнеса» придумано властями, чтобы возложить дополнительную нагрузку и ответственность в области социальной политики на бизнес. Предприятия, которые существуют в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке, в реальном секторе экономики, не имеют возможности направлять средства на поддержку социальных проектов. Этим как правило занимаются крупные монополисты, которые впоследствии закладывают свои затраты в себестоимость продукта, и в конечном счете все ложится на плечи потребителей. Задача бизнеса — зарабатывать деньги, вовремя платить достойную зарплату работникам и налоги государству.
Широко известная социальная активность крупных промышленных гигантов, таких как «ЛУКОЙЛ» и «Уралкалий», по мнению парламентария, не что иное, как PR­акция, направленная на повышение лояльности среди населения и власти. «Бизнес хочет влиять на политику», — подчеркнул депутат.
Отчасти позицию Константина Окунева поддерживает его коллега в Законодательном собрании, депутат Юрий Борисовец. В интервью «bc» господин Борисовец высказал мнение, что основным вкладом бизнеса в социальное развитие должны быть налоги. Однако, по мнению депутата, возможны исключения. «У нас очень много социально незащищенных граждан, помочь которым государство не всегда может. И если в этом отношении активность проявляет бизнес, необходимо оказывать ему поддержку. Однако в настоящее время эффективных механизмов этой поддержки социально активному бизнесу со стороны государства не существует. В целом я считаю, что в нашей стране социальная ответственность бизнеса имеет место», — полагает Юрий Борисовец.
Коммерческий директор компании «ДАН» Александр Шакиров считает, что привлечение бизнеса в различные социальные проекты необязательно: «Если бы налоги нормально платились и распределялись, думаю, что вопрос социальной ответственности бизнеса не стоял бы».
Один из собеседников «bc», специалист в сфере связей с общественностью, также считает, что бизнес, ведущий активную социальную политику, занимает позицию, близкую к государству. «Это нельзя назвать положительным явлением, потому что государство и бизнес — абсолютно разные институты. Их интересы должны пересекаться, но не должны быть идентичны», — уверен эксперт. Один из пермских предпринимателей в разговоре с «bc» заявил, что бизнес должен нести ответственность только за свое существование и развитие. «Начав свое дело в российских условиях и не требуя ничего от государства, эти люди и так взяли на себя слишком большую ответственность, в том числе и за трудовой коллектив», — считает собеседник «bc».
Социум во вред. Социальная среда может оказывать не только положительное действие на бизнес, который уделяет ей внимание. По словам одного из экспертов, который не пожелал освещать своего имени в прессе, в России происходили случаи, когда излишняя социальная активность компании приводила ее к полному краху. В качестве одного из подобных примеров эксперт привел «ЮКОС». «ЮКОС» вкладывал в различные социальные проекты огромные суммы, в результате чего сильно выросла лояльность населения по отношению к компании. Это привело к тому, что влияние структуры стало очень существенным, и «ЮКОС» начал становиться определенной альтернативой власти. Думаю, что чрезмерная социальная активность стала одной из причин такого воздействия власти на компанию», — заключил анонимный собеседник «bc».
Еще один пример противостояния социума и бизнеса, продемонстрированный за последние полтора года, привел к почти полному исчезновению целой ниши в экономике в некоторых регионах страны. Речь идет об игорном бизнесе, который, по данным экспертов, в 2005 году составил около 0,3 % ВВП России. Огромное количество социальных проблем, сопровождающих игровую отрасль (игромания, приверженность к азартным играм подростков, криминал), привело к тотальному давлению на бизнес со стороны государства. Участие в этом принял даже сам президент, внесший на рассмотрение Государственной думы жесткий закон, оговаривающий работу игорных заведений. В результате вступления закона в силу 1 июля игорный бизнес Пермского края практически прекратил свое существование, большинство игровых залов оказалось вне закона, другая часть была продана крупным московским сетевым структурам.
Помимо этого, на днях прекратила существование Пермская ассоциация развития игорного бизнеса (ПАРИБ), которая занималась контролем за соблюдением законодательства операторами игорного бизнеса, а также принимала участие в разработке законодательных инициатив регионального уровня. По информации «bc», в пору расцвета отрасли (2005 год) руководство ПАРИБ рассматривало варианты участия в различных социальных проектах, таких как спонсорская поддержка празднования дня города Перми, однако власти инициативу предпринимателей не поддержали.
Несмотря на то что социальная среда временами негативно действует на ведение бизнеса, последний продолжает и, считают эксперты, будет продолжать уделять ей и внимание и финансовую поддержку. Во многом это обусловлено смешением бизнеса и власти: посты депутатов зачастую занимают директора крупных предприятий, а на должности чиновников разных уровней приходят бизнесмены.
Среди социальных проектов стоит различать два основных типа: первые инициированы компаниями и служат способом капитализации и стимулирования персонала. Вторые чисто благотворительные, как правило, подогреваются личными амбициями того или иного человека. «Благотворительность — это состояние души человека, о ней не кричат на каждом шагу, а просто ею занимаются, получая от этого моральное удовлетворение», — говорит Константин Окунев. Первый тип социальной активности в данный момент более распространен. Поскольку федеральная государственная власть начинает требовать от бизнеса социальной ответственности, похоже, именно первое направление станет главенствующим, по крайней мере, в ближайшие несколько лет, уверены эксперты.
Поделиться:
Все новости компаний