Газета
 13 августа 2007, 00:00   802

Побочный эффект

Побочный эффект
Целесообразность новаций в законодательстве о госзакупках опять подвергается сомнению. В роли недовольных на этот раз выступают строители. И они и чиновники решили вернуться на исходные позиции.
Автор: Кирилл Перов
Целесообразность новаций в законодательстве о госзакупках опять подвергается сомнению. В роли недовольных на этот раз выступают строители. И они и чиновники решили вернуться на исходные позиции.

Перемены в законодательстве о госзакупках не перестают будоражить бизнес­сообщество. На этот раз предметом споров стал вопрос о целесообразности использования квалификационных требований к участникам конкурсов на размещение госзаказа.
Напомним, весной Государственная дума приняла новый закон, регулирующий процедуру казенных закупок. Новой версией нормативного акта были отменены квалификационные требования к поставщикам, единственным критерием принятия решений стала цена. Отмену мотивировали благими пожеланиями: существовала практики разработки требований под конкретного участника, что ставило его в заведомо выигрышную ситуацию. Такая коррупционная практика наносила государству немалый ущерб, поскольку конкурсный механизм при этом по сути не работал. По некоторым оценкам, размер «отката» составлял 15–20 % от суммы сделки. Именно в целях борьбы с коррупцией и был введен запрет на предъявление квалификационных требований при проведении конкурса.
Однако эти законодательные изменения дали неприятный побочный эффект: отсутствие качественного критерия в отборе конкурсантов привело к тому, что малоизвестные компании называли заведомо низкую цену, выигрывали тендер, а затем исчезали, будучи не в состоянии выполнить заказ. Особенно часто это происходило в сфере строительства.
Виктор Суетин, директор компании «Стройпанелькомплект»:
— Мне пришлось поучаствовать в одном из таких тендеров, где цена являлась единственным критерием отбора. Выиграла иногородняя строительная организация, предложившая нереально низкую цену. Уверенности в том, что они уложатся в смету, нет. Если им удастся построить объект — хорошо, заказ обойдется очень дешево. А не построят, выход один — дополнительно финансировать строительство из бюджета, иначе объект останется недостроенным.
Игорь Луговой, главный архитектор строительной компании «Сатурн­Р», считает, что в законе должны быть прописаны еще какие­то критерии оценки, помимо цены.
Игорь Луговой:
— Необходимо учитывать квалификацию строителей, авторитетность на рынке, востребованность, известность и прозрачность фирмы. Я предложил бы ввести еще и такой критерий, как обоснование цены. Поставщик должен предоставить подробную смету, объяснив, на что пойдут деньги.
Точка зрения сотрудников пермского департамента планирования и развития территорий близка позиции г­на Лугового. По их мнению, в законе должны регулироваться вопросы вероятного демпинга, что даст возможность отклонять заявки с заведомо заниженными ценами.
Ощутив минусы апрельской редакции закона, Российский союз строителей (РСС) предложил внести в него поправки, а точнее, вернуть квалификационную оценку в процедуру отбора конкурсных аукционов. Недавние изменения в федеральном законе, касающиеся размещения заказов на поставки товаров, строители восприняли как шаг навстречу.
Игорь Горелов, заместитель генерального директора РСС:
— Рабочая группа Совета Федерации по доработке законодательства о госзакупках уже одобрила наши предложения. Госдума на пленарном заседании 6 июля приняла в третьем чтении Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Сейчас российские эксперты и представители власти рассматривают различные варианты дальнейшего, более конкретного редактирования закона. Так, руководитель департамента конкурентной политики Москвы Геннадий Дегтев заявил, что компании, претендующие на получение заказа, должны подтверждать свою квалификацию при помощи обязательной аттестации, предшествующей конкурсу. А директор пермской компании «Стройпанелькомплект» Виктор Суетин считает, что выборы кандидата должны проводиться в электронном виде. По его мнению, анонимность кандидатов поможет избежать злоупотреблений.
В главном и строители и власти единодушны: некоторые изменения в закон о казенных закупках необходимы. Министр градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края Александр Кудрявцев полагает, что ни в коем случае нельзя поступаться качеством ради низкой цены.
Александр Кудрявцев:
— Сейчас в законе уже есть изменения, позволяющие предъявлять некоторые качественные требования к кандидатам. Но даже в тот период, когда требования сводились только к цене, мы всеми законными способами старались учитывать квалификацию.
 На вопрос, как же быть с коррупцией, которую порождают квалификационные требования, Александр Кудрявцев ответил: «Грамотно составленная конкурсная аргументация сводит к минимуму роль чиновника и помогает избежать коррупции».
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний