Газета
 06 августа 2007, 00:00   965

Никакой рекламы

Никакой рекламы
Дмитрий Лобанов, исполнительный директор издательского дома Бывальцева, - о новом направлении в издательском деле и некоммерческих историко-архивных проектах.
Автор: Кирилл Перов
Дмитрий лобанов, исполнительный директор издательского дома Бывальцева, - о новом направлении в издательском деле и некоммерческих историко-архивных проектах.

Дмитрий Алексеевич, ваш издательский дом начал выпуск журнала «Ретроспектива», проекта, противопоставляющего себя заполонившим город глянцевым изданиям. Как родилась идея этого проекта?
- Сама идея историко-архивного журнала витала в воздухе давно, и сказать, кому она принадлежит, достаточно сложно. В Перми очень много уникальных архивных материалов, которые нигде никогда не публиковались, но могли бы вызвать интерес жителей города. Мы решили, что Перми необходимо издание, рассказывающее о его истории. При этом темы должны освещаться не только профессионально, но и доступно для широкой массы людей. По формату «Ретроспектива» задумывалась как некий аналог журнала «Родина», который было бы интересно читать всем. Поэтому, несмотря на то что в каждой статье мы даем ссылки на источники, на основании которых она написана, перед авторами, а это преподаватели вузов, ученые, сотрудники архивов, стоит задача сделать статью доступной не только для профессиональных историков.
Насколько известно, «Ретроспектива» изначально задумывалась как некоммерческий проект. Возможно ли существование издания, не приносящего прибыль?
- Да, и во многом это зависитот желания учредителя, который считает, что такой проект необ ходим для города, для региона. Директор и учредитель, пермский бизнесмен Святослав Бываль цев спонсирует выпуск издания, тратя на него свои собственные средства.  Нас  не  интересует реклама, поэтому на страницах «Ретроспективы» ее нет. Возможно, со временем журнал станет окупаемым, так как уже сейчас множество пермяков проявляют к нему интерес. Однако реклама в нем однозначно не появится, это наша принципиальная позиция, а всю возможную прибыль будет приносить подписка. Единствен ная коммерческая информация, которую мы допускаем на страни цы журнала, - это реклама нашего издательства и магазина.
Как местные власти относятся к появлению этого проекта?
- Пока никакой официальной реакции мы не наблюдали. Мы отправляли его и краевым, и город ским властям, но слышали только общие положительные отзывы на уровне разговоров.
Какова целевая аудитория изданий подобного плана?
- Университетские преподаватели, студенты, учителя истории, люди, увлекающиеся историей. Вообще, Пермь - уникальный город с уникальным путем развития, она примечательна тем, что в ней очень большое количество людей интересуются историей, причем на достаточно серьезном уровне. Во многом это определяется тем, что в городе было много НИИ, оборонных предприятий, из стен которых вышло большое количество представителей технической интеллигенции. А этому типу людей традиционно небезразличны интересные факты, связанные с культурой и историей. Помимо всего, в Перми есть два исторических факультета, институт культуры, два вуза, готовящие художников, а живопись Прикамья специализируется именно на исторической тематике. Еще есть Высшая школа экономики, в которой работают курсы повышения квалификации для преподавателей истории. Все это говорит о том, что интерес к серьезным изданиям подобного профиля есть, и мы не волнуемся из-за того, что «Ретроспектива» может остаться невостребованной.
В уникальном с исторической точки зрения городе появляется культурно-исторический проект. Есть ли в других городах что-нибудь подобное?
- Есть журнал, посвященный истории Санкт-Петербурга, но он уступает нам по качеству полиграфии, подобные проекты есть в Томске и Новосибирске. А в Екатеринбурге, насколько я знаю, аналогичных журналов нет. В целом в регионах страны существу¬ет масса небольших издательств, выпускающих очень интересные книги небольшими тиражами. В этих книгах порой освещаются уникальные и беспрецедентные
факты и события, запечатлен¬ные современниками. Однако за рамки регионов такие проекты, к сожалению, не выходят, уступая место многотиражным коммерче¬ским изданиям, выпускающимся в основном в Москве. Поэтому долгое время считалось, что весь научно-культурный потенциал сосредоточен в столице, однако сейчас ситуация постепенно меняется, и многие регионы становятся все более самодостаточными с точки зрения культуры и истории.
За примером далеко ходить не надо, можно вспомнить кунгурское землячество, которое привело к созданию музея купечества, уро-вень которого трудно назвать провинциальным.
Постепенно города России начинают развивать и создавать свои культурно-исторические традиции, образуя своеобразные бренды, интересные не только специалистам, но и широкому кругу людей. Однако не всегда такая инициатива вырастает во что-то дельное.
В целом в отношении развития и сохранения культурно-исторических ценностей есть две точки зрения: это позиция властей, которая мне порой крайне несимпатична, вспомнить хотя бы историю с пермским краеведческим музеем, и позиция людей, которые этими ценностями интересуются и хотят их донести до других.
Получается, что историко-культурное издание - проект для небольшой группы энтузиастов, которая интересуется историей Пермского края?
- Нет, нам бы хотелось, чтобы наш журнал читало как можно большее количество людей. Именно поэтому, как я уже говорил, наши авторы пишут тексты не скучным научным стилем, а языком, который доступен для понимания каждого.
Таким образом, мы собираемся решить типичную проблему многих историко-культурных изданий, читать материалы в которых зачастую просто невозможно. С этой проблемой на Западе начали бороться еще в 60-70-е годы, создав специальное направление в методологии по увеличению популярности научных трудов. Со временем это явление во многом способствовало популяризации науки. Мы пытаемся сделать журнал интересным и для широкого круга читателей.
Над какими проектами Вы работаете в настоящий момент, какие цели перед собой ставите?
- В первую очередь мы собираемся выпустить второй, третий и четвертый номера «Ретроспективы». Также осенью мы запустим филологический журнал «Глагол», в августе выйдет сборник воспоминаний пермяков - участников первой мировой войны. Эти записи хранились в архиве и музее и никогда ранее не публиковались. Могу сказать, что это издание будет очень интересным, мы сопроводим его большим количеством фотографий, также никогда ранее не публиковавшихся. В данный момент мы, что называется, доводим до ума макет издания.
Кроме того, мы получили очень интересные мемуары правнука знаменитого генерала Раевского за 1914-1918 годы. Автор мемуаров Петр Михайлович Раевский сопровождал представителя царской семьи на Кавказ в качестве охранника. В данный момент весь материал уже издан на английском языке и сейчас переводится на русский.
Также мы работаем над созданием фотоальбома Перми. В нем мы хотим показать, как менялся внешний облик города: как с течением времени появлялись новые дома, транспорт, как развивалось благоустройство.
В дальнейших планах - публикация воспоминаний простых людей о войнах. В архиве сохранились письма солдата, который, отправляясь на фронт первой мировой, писал домой в обход военной цензуры, отправляя корреспонденцию с вокзалов. В письмах есть масса подробностей, которые никогда не публиковались.
Вообще, пермский архив - это своеобразный Клондайк истории, в нем очень много роскошных вещей, поэтому материалов, которые можно публиковать, масса, мы будем потихоньку представлять их публике. Ведь что бы ни происходило, как бы ни менялась политическая ситуация, люди, которым небезразлична история своей Родины, будут всегда. Они были и при Советском Союзе, и в период разрухи 90-х, есть и сейчас.
Какие проблемы могут возникнуть у подобных проектов?
- Больше всего мы опасаемся, что то, что мы делаем, может стать неинтересно широкому кругу чита телей, а конкуренции не боимся, так как в ближайшее время вряд ли что-нибудь подобное появится.
В России постоянно разыгрывается множество грантов. Планируете ли Вы принимать участие в конкурсах?
- В ближайшее время нет. Они нам не нужны, потому что финансовых проблем у нас пока нет. Кроме того, участвовать в гранте - значит, плясать под чью-то дуду. И мне кажется, что участие в гранте на кладывает ограничения на деятель ность издательства, поэтому такой шаг себя не оправдает.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний