Газета
 06 августа 2007, 00:00   1060

Новый масштаб

Новый масштаб
Торговые центры Перми отдают предпочтение крупным арендаторам. Малый бизнес жалуется на ущемление его интересов.
Автор: Кирилл Перов
Торговые центры Перми отдают предпочтение крупным арендаторам. Малый бизнес жалуется на ущемление его интересов.

Рынок торговых площадей Перми вступил в новую фазу раз­вития. С конца прошлого года — начала нынешнего в городских торговых центрах стремительно сокращается число мелких арен­даторов, которых вытесняют круп­ные операторы розничных сетей, как правило федеральных.
Этот факт подтверждают все участники рынка. Как сообщил «bc» Константин Копытов, пред­ставитель компании DVI Group, управляющей ТРК «Столица», под влиянием новой тенденции схема распределения площадей между операторами розничных сетей в пермских ТЦ стала в большей степени соответствовать обще­мировой практике. «Например, в московских торговых центрах вы уже не найдете отделы, площадь которых была бы меньше 100-150 квадратных метров — ритейл рабо­тает в более крупных форматах», — продолжает эксперт.
Существование данной тен­денции подтверждает и Гульнара Имайкина, начальник отдела аренды агентства недвижимости «Сатурн-Р» (управляющей площа­дями в ТЦ «Алмаз»). По ее словам, основной скачок в направлении увеличения средней площади аренды наблюдался через год после открытия «Алмаза», но такая же динамика сохраняется и сегодня.
Константин Копытов отме­чает, что с точки зрения объема собираемых арендных платежей укрупнение «нарезки» торговых площадей невыгодно собствен­нику: мелкие арендаторы платят по более высокой ставке. К этому мнению присоединяется менеджер по аренде ООО «Еврокапитал-УК» (управляет ТЦ «Семь пятниц») Людмила Шуклина. «Если магазин может распределить один участок в 500 квадратных метров, к при­меру, среди восьми арендаторов и взимать с них арендную плату по одной ставке, то претендующий на всю эту площадь крупный оператор непременно попросит скидку», — рассказывает эксперт.
Однако, работая с крупными арендаторами, собственник с лих­вой компенсирует эти потери. Специалисты утверждают, что крупные арендаторы имеют более значительные маркетинговые бюджеты, проводят более мощные рекламные кампании, способны предоставить более широкий ассортимент товаров, а значит увеличивают поток покупателей через весь торговый центр. На при­влечение покупателей работают и более высокий уровень сервиса, ре­гулярная смена коллекций и систе­ма распродаж. В этой связи между торговыми центрами Перми даже завязалась конкурентная борьба за крупных операторов.
В результате с такой переориен­тацией торговых центров мелкие арендаторы испытывают труд­ности с поиском площадей. Как сообщил «bc» один из представи­телей малого бизнеса, пожелавший остаться неизвестным, «мелким предпринимателям приходится достаточно долго искать места, где можно организовать торговлю. Как правило, они расположены на окраинах города, а развиваться в таких условиях практически не­возможно».
По словам источника, ситуация усугубляется тем, что некоторые торговые центры за взятки (назы­вается цифра порядка полумиллио­на рублей) могут заставить мелкого арендатора освободить площади ради того, чтобы их занял более крупный.
В то же время сами представи­тели торговых центров утвержда­ют, что при сотрудничестве либо расторжении договора с мелким арендатором они придерживаются бизнес-этики. Как пояснил Кон­стантин Копытов, «даже при воз­можности постоянно выплачивать высокую арендную плату мелкий предприниматель крайне редко имеет перспективы расширения своего отдела. У него есть опреде­ленный порог, дальше которого он не пойдет. Поэтому нам зачастую приходится расторгать договоры с такими арендаторами, есте­ственно, соблюдая при этом этику бизнеса. Механизмы расторжения изначально прописываются в до­говорах при заключении сделки, некоторые из которых предпо­лагают и выплату компенсации с нашей стороны».
В свою очередь Гульнара Имай­кина утверждает, что ТЦ «Алмаз» продолжает сотрудничать с теми мелкими арендаторами, которые работали с момента открытия торгового центра, даже если их площади составляют порядка 40 метров.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний