Газета
 16 июля 2007, 13:20   1208

Все равны

Все равны
Набор услуг по расчетно-кассовому обслуживанию у разных банков практически одинаков. Тем не менее, тарифы могут отличаться в десятки раз.
Наиболее яркая особенность рынка расчетно­кассового обслуживания (РКО) состоит в том, что спрос на данный вид услуг со стороны юридических лиц и частных предпринимателей фактически гарантирован. Во­первых, российское законодательство устанавливает ограничения на объем наличных денег, находящихся в кассе предприятия или организации, все средства сверх которого должны находиться на расчетном счете. Кроме того, существуют и ограничения по объему наличных расчетов между юридическими лицами. И, наконец, для крупных платежей безналичная форма расчетов является более удобной и безопасной, чем наличная.
 

Новые технологии. Названная особенность рынка РКО определяет позитивную тенденцию его развития, находящуюся в соответствии с ростом экономики. По информации Сбербанка, прирост объема РКО в 2006 году составил 29,3 %, что сравнимо с темпами роста оборота экономики Пермского края за тот же период. По словам Людмилы Удальцовой, заместителя председателя правления Западно­Уральского банка Сбербанка России, причины увеличения оборотов по банковским счетам предприятий достаточно разнообразны.

Людмила Удальцова:

– Во­первых, благодаря стабильной экономической ситуации, развивается бизнес компаний, уже являющихся клиентами того или иного банка. Во­вторых, растет само число клиентов. Это происходит за счет регистрации новых хозяйствующих субъектов, а также за счет легализации части теневого бизнеса, когда компании, ранее осуществлявшие расчеты наличными деньгами, переходят на безналичный расчет. Наконец, объем услуг РКО каждого отдельного банка может увеличиваться за счет смены некоторыми компаниями партнерского банка.

РКО входит в число стандартного набора услуг, предоставляемых каждым банком, поэтому уровень конкуренции на рынке оценивается экспертами «bc» как высокий. Высока и степень концентрации этого рынка: доля Сбербанка, по данным ГУ Центробанка по Пермскому краю, составляет порядка 60 %. Однако высокий уровень конкуренции и постоянное увеличение числа игроков на рынке оказывают свое влияние на эту цифру.

По своему содержанию этот сегмент банковской деятельности стандартизован и достаточно консервативен, и включает предоставление услуг по осуществлению расчетов в безналичной форме, а также кассовое обслуживание (прием и выдача наличных, инкассация). Однако было бы неверным утверждать, что сектор услуг РКО с течением времени остается неизменным: под давлением нарастающей конкуренции банки стремятся улучшать качество оказываемых услуг и скорость проведения расчетов, считает Любовь Юдина, заместитель управляющего филиалом «Пермский» ОАО «Собинбанк».

Любовь Юдина:

– Сейчас наблюдается качественно иной период развития в сфере РКО. На смену привычным методам и формам обслуживания приходят высокотехнологичные электронные системы, позволяющие клиенту управлять своим счетом из любой точки мира. А у банка, благодаря им, сокращаются трудозатраты на обслуживание: оно становится в основном заочным.

Все эксперты «bc» указывают на такое преимущество дистанционного банковского обслуживания (ДБО), как более низкие, по сравнению с традиционными методами, издержки всех участников схемы взаимодействия «Клиент­Банк­Контрагент клиента». «Заплатив более высокий тариф при подключении, клиент много больше экономит впоследствии, чего не происходит при классическом обслуживании по РКО, — утверждает Владилен Автухович, заместитель председателя правления банка «Урал ФД». — Сегодня это понимают почти все участники рынка, и практически не осталось тех, кто сомневался бы в преимуществах и эффективности автоматизированного ДБО».

Уже сейчас ДБО получило значительное распространение. В частности, Владилен Автухович отмечает, что за последние полгода прирост количества клиентов, заключающих договор на обслуживание по системе интернет­банк, составил порядка 50 %. По словам Людмилы Удальцовой, 25 % всех клиентов Западно­Уральского банка Сбербанка России пользуется услугами ДБО, на их долю приходится более 60 % оборотов по счетам.

 

Цена вопроса. Эксперты «bc» сходятся во мнении, что, несмотря на объективно обусловленную востребованность услуг РКО, доля доходов от этого вида операции в общем объеме доходов банков невелика. В зависимости от банка она колеблется в пределах от 4 до 10 %, тогда как основная доля доходов приходится на кредитные операции.

Впрочем, Константин Долонин, управляющий Пермским филиалом банка “Уралсиб”, прогнозирует изменение этого соотношения в будущем.

Константин Долонин:

– Уже сейчас федеральные банки и Сбербанк движутся в направлении удорожания услуг РКО, повышения комиссии за переводы. Это делается для снижения количества пустых счетов, по которым отсутствует движение средств и от которых, соответственно, банк не получает ежемесячной комиссии.

Эксперт добавляет, что тенденция увеличения доли доходов от РКО наблюдается и в Европе, где она достигает 50 %. В качестве основных факторов он отмечает не только постепенное сокращение объема процентных доходов по кредитам ввиду снижения ставок, но и удорожание услуг РКО.

Впрочем, среди экспертов «bc» нет единого мнения относительно динамики тарифов РКО. В частности, Владилен Автухович отмечает снижение тарифов на РКО ввиду обостряющейся конкуренции, а Людмила Удальцова считает, что однозначная тенденция на рынке отсутствует.

Людмила Удальцова:

– В большей степени тарифы каждого конкретного банка зависят от избранной стратегии. В частности, если кредитная организация только входит на рынок или ставит себе целью завоевать крупного клиента, она может установить низкие тарифы на РКО. Другой фактор, не позволяющий говорить о единой рыночной тенденции, — индивидуальный подход банков к наиболее значимым корпоративным клиентам.

Что касается тарифов, существующих на рынке РКО Пермского края сегодня, то, по мнению экспертов «bc», их уровень достаточно однообразен и определяется «ориентиром на  тарифы Сбербанка» (Людмила Удальцова) и «публичными правилами» (Константин Долонин). Однако анализ предложений банков показывает, что это не совсем так, и уровень тарифов колеблется от банка к банку в достаточно широких пределах. В частности, плата за открытие счета в разных кредитных организациях может отличаться в 10–15 раз, а некоторые из них оказывают эту услугу бесплатно. Приблизительно такая же ситуация наблюдается со стоимостью других видов услуг пакета РКО. Владилен Автухович объясняют такую ситуацию несколькими причинами.

Владилен Автухович:

– Во­первых, у каждого банка своя стоимость ресурсной базы. Кроме того, многие банки рассматривают направление РКО в качестве «локомотива», благодаря своей дешевизне привлекающего клиентов  в банк. Все остальные продукты становятся «сопутствующими», и уже не отличаются столь низкими тарифами.

Колебания тарифов на услуги РКО существуют и в рамках одного банка — от клиента к клиенту. «Чем лучше с течением времени финансовые показатели работы клиента с банком, тем ниже становятся тарифы на его обслуживание. Также здесь немаловажен и опыт работы клиента с банком — его «история», — отмечает Владилен Автухович. Кроме того, добавляет Любовь Юдина, даже в разных подразделениях и офисах одного банка могут быть разные тарифы. А тарифы для VIP­клиентов в любом банке устанавливаются индивидуально, отмечает эксперт. И это общая для большинства банков практика.

Константин Долонин отмечает, что на тарифную политику банков в отношении услуг РКО оказывает влияние все обостряющаяся проблема незаконного обналичивания денежных средств. «В этой ситуации банки вынуждены уделять значительное внимание контролю кассовой дисциплины, мотивам получения наличных. Кроме того, вводятся так называемые заградительные тарифы, когда за снятие больших сумм со счета взимается повышенная плата. Это делается для того, чтобы наличникам было невыгодно совершать данный тип операции», — рассказал Константин Долонин.

 

Малое и среднее будущее. Кроме ценового фактора, на выбор банка для осуществления РКО влияет и ряд других условий.

В частности, эксперты «bc» видят свои плюсы и минусы организации РКО в региональном и федеральном банках. По словам Любови Юдиной, необходимо учитывать масштаб бизнеса юридического лица.

Любовь Юдина:

– Если организация имеет свои филиалы по стране,  занимается поставками или, наоборот, получает продукцию из других регионов, для нее будет удобнее передать обслуживание своих счетов в банк, имеющий большую межрегиональную сеть. Скорее всего, это будет банк федерального масштаба, поскольку в этом случае сроки осуществления переводов  резко сокращаются, а тарифы по таким переводам  сводятся к нулю.

В то же время, региональные банки имеют еще одно преимущество, действующее в отношении не только РКО, но и всех других банковских продуктов. «Любой вопрос, выходящий за рамки стандартов и регламентов обслуживания РКО, может решиться, так сказать, «на месте» и незамедлительно или даже лично с руководителями подразделений банка, поскольку центр принятия решений находится именно в регионе, а не за его пределами», — отмечает Владилен Автухович.

В то же время, Наталья Мельник, председатель наблюдательного совета ОАО «Камабанк», считает, что особенной разницы в размещении счетов в региональном или федеральном банке не существует.

Наталья Мельник:

– Преимущества нет ни у того, ни у другого. Банки, находящиеся на одной территории, вынуждены так или иначе ориентироваться на среднерыночный уровень тарифов. А их клиенты по большому счету оценивают эту стоимость, а также оценивают  спектр  предоставляемых услуг, их качество и др. и не задумываются о федеральном или региональном статусе.

Еще одним критерием выбора банка для организации РКО должна стать потребность организации в других услугах банка, считает Любовь Юдина. «Подход к выбору банка как стратегического партнера на долгосрочную перспективу должен быть комплексным. Поэтому кроме тарифов на РКО, рекомендую сразу изучить кредитную и депозитную политику этого банка», — говорит эксперт.

В будущем основным резервом развития рынка РКО, по всей видимости, станет малый и средний бизнес. «Все крупные клиенты, так или иначе, поделены между банками, и единственное движение в этой клиентской группе может быть связано только с одновременным открытием счетов в нескольких банках», — считает Людмила Удальцова. Тем не менее, потенциал развития РКО существенен: согласно данным официальной статистики в течение 2006 года в Пермском крае произошло увеличение числа предприятий только малого бизнеса на 20 %.

Если говорить о качественном развитии сектора РКО, эксперты «bc» считают, что оно будет связано с расширением использования высоких технологий, сложных форм расчетов, а также развитием неценовых методов конкуренции. По словам Любови Юдиной, именно высокий уровень конкуренции на рынке заставит банки развивать и технологии, и сервис. Владилен Автухович уверен, что наиболее перспективными направлениями развития РКО станут высокотехнологичные продукты дистанционного банковского обслуживания.

Поделиться:
Все новости компаний