Газета
 16 июля 2007, 13:20   1585

Летние трудности

Летние трудности
Из-за сезонного ажиотажа на железнодорожные билеты в южных направлениях у многих турфирм снижается прибыль. Специалисты считают, что ситуацию может исправить изменение правил пассажироперевозок или расширение авиарынка.
Автор: Кирилл Перов
Традиционный летний бум отпускников в 2007 году привел к почти полной загруженности поездов, соединяющих Пермь и южные города России. Как сообщила «bc» заместитель начальника железнодорожного вокзала Пермь­2 Зинаида Кочнева, поезда с направлением «Пермь­Адлер» и «Пермь­Новороссийск», как правило, заполняются минимум на 90%, в 2007 году средний показатель составил около 95%. При этом основная масса железнодорожных билетов продается за 45 дней до отправления поезда.

Зинаида Кочнева:

— Мы работаем в соответствии с правилами оказания услуг пассажирам, утвержденным правительством. По установленным нормам за 45 дней до отправления поезда начинается продажа билетов, и в летнее время в течение 20 минут все места на поезда южного направления могут быть раскуплены.

Такая ситуация, говорит директор туристической компании «Финист­Тревел» Михаил Бояршинов, зачастую доставляет трудности организациям, отправляющим людей на курорты Краснодарского края.

Михаил Бояршинов:

— Бывают случаи, когда мы не можем достать железнодорожный билет к путевке, заказанной клиентом. В результате нам приходится возвращать путевку, недополучая прибыль.

Как пояснила Зинаида Кочнева, дефицит железнодорожных билетов возникает во многом из­за организаций, бронирующих места для групповых и детских перевозок. «Около 50 % мест резервируют организации, занимающиеся перевозкой детей. За 60 суток до отправления они подают заявку на определенное количество мест, которую должны подтвердить, когда билеты начнут продаваться. Тогда нам предоставляют данные о количестве детей, которые будут отправляться на юг, оплачивается сбор за резервирование мест и назначается дата выкупа билетов. Как правило, это срок за 20 суток до отправления, но для организаций, перевозящих детей­сирот, предоставляется рассрочка до 10 дней. Если за это время заявка не подтверждается, билеты возвращаются в продажу», — говорит специалист. 

Как сообщила директор туристической компании «Пермское бюро путешествий» Виктория Романчикова, в 2007 году примерно на 10–15% увеличилось количество пермяков, отправляющихся в Краснодарский край самолетами. Этот рост специалисты объясняют не только проблемами с приобретением железнодорожных билетов, но и небольшой разницей в стоимости проезда между купейным вагоном и самолетом. В настоящее время цена места в купе  поезда сообщением «Пермь­Адлер» составляет почти 4  тыс. руб., тогда как авиабилет стоит около 5 тыс. руб. в зависимости от вида тарифа.

На данный момент авиаперевозки в направлении Пермь–Сочи и Пермь–Анапа осуществляет авиакомпания «S7». Как сообщила пресс­секретарь авиаперевозчика Юлия Немцова, в настоящее время это направление «не достигло такой рентабельности, какой нам хотелось бы», однако, несмотря на это, специалист подчеркнула, что позитивная динамика роста авиаперевозок очевидна. «Постепенно люди начинают привыкать летать самолетами, и спрос на авиаперевозки медленно растет. Однако на данный момент он не достиг того уровня, который полностью устроил бы компанию», — заявила Юлия Немцова. По ее словам, в ближайший год при подобном уровне спроса увеличение объема авиаперевозок не планируется.

Несмотря на тенденцию роста объемов «южных» авиаперевозок, снижения количества клиентов железной дороге опасаться не стоит, — уверена Зинаида Кочнева. Основную часть прибыли «южных» рейсов составляют билеты на плацкартные места, стоимость которых в разы ниже, чем стоимость авиабилетов (к примеру, плацкартный билет на поезд «Пермь–Адлер» стоит всего 1 тыс. 532 руб.), поэтому, считает специалист, железная дорога всегда будет пользоваться спросом среди потребителей с низким уровнем доходов. «Основная масса пассажиров поездов привыкла к ним и вряд ли пересядет на самолет», — уверена Зинаида Кочнева. 

Благодаря низкой стоимости плацкартных билетов­железная дорога по­прежнему остается вне конкуренции на рынке пассажироперевозок, а в период отпусков приобрести авиабилет намного проще, чем железнодорожный. В результате этого потребители с невысоким уровнем доходов испытывают трудности с организацией летнего отпуска, а туристические компании борются за дефицитные билеты. Изменить ситуацию, по мнению Михаила Бояршинова, может корректировка системы бронирования железнодорожных билетов. «В случае, если бы турфирмы, выкупая билеты, должны были в качестве страховки заплатить определенную сумму, не подлежащую возврату, часть проблемы была бы снята, так как компании не приобретали бы места, под которые не смогут найти клиентов, и, тем самым, не создавали трудностей другим», — уверен специалист.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний