Газета
 16 июля 2007, 13:20   813

Кино

Продукт: «Ленинград», Россия, 2007 Режиссер: Александр Буравский В ролях: Мира Сорвино, Ольга Сутулова, Михаил Ефремов, Александр Абдулов, Александр Филиппенко, Валентина Талызина, Валентин Гафт и другие
Автор: Кирилл Перов

Ленинград. Начало второй мировой войны. Фашистские войска блокировали все сообщения города с внешним миром, кроме одного узкого пути через Ладожское озеро и редких и опасных перелетов в соседнюю Москву. Вокруг — разрушенные дома, темные заброшенные квартиры и подъезды, забитые окна... Но даже не еженощные бомбежки являются главной проблемой жителей города — самым тяжелым испытанием становится наступающий голод. На этом фоне пересекаются судьбы английской журналистки, оказавшейся в Ленинграде, патриотичной девушки­милиционера, заслуженной театральной актрисы и многих других.

Этот фильм имел немалый бюджет, что видно по отличному актерскому составу, великолепным декорациям, неплохим спецэффектам. Но миновав кинотеатры, он сразу вышел на телеэкраны, и этому есть объяснение: продолжительность фильма такова, что его пришлось разбить на четыре серии, а сократить фильм до стандартных полутора­двух часов не представляется возможным по причине насыщенного сюжета.

Режиссеру прекрасно удалось передать атмосферу блокадного Ленинграда. Здесь она именно такая, какой мы знаем ее по фильмам и книгам из детства: неосвещенные улицы, поврежденные стены домов, пересекающиеся высоко в воздухе лучи прожекторов и сигналы воздушной тревоги. Очевидно, сделать это было непросто. ОРТ приводит слова Александра Буравского, автора сценария и режиссера фильма “Ленинград”: “700 окон в кадре. И чтобы был потушен весь свет. И окна были заклеены вот этими крестами на случай бомбежки. Ну, не только это, еще — звук. Вы пишете звук, а тут работает сигнализация автомобильная или проносится троллейбус — где­то,   мимо съемочной площадки”.

Картина узнаваема и не находит внутреннего сопротивления, как это иногда бывает в современном кино. Вообще, режиссер не стал снимать какое­то новое или свое, авторское, видение событий тех лет, события являются лишь фоном к действию вокруг главных героев фильма, а их в картине неожиданно много, что обычно характерно для сериалов. Помимо двух главных героинь, их родственников, друзей, коллег, просто знакомых присутствуют также и персонажи врагов, мошенников, шпионов, партийных руководителей. Вот только присутствие этих людей на развитие событий зачастую никак не влияет, а ограниченное время фильма не позволяет им появляться на экране часто. Это совсем не тот случай, когда ружье, висящее на стене, обязательно должно выстрелить. Но зато эти персонажи являются еще одной составляющей атмосферы фильма, и это идет ему на пользу. К сожалению, негативной стороной такого подхода является то, что многие хорошие актеры, занятые в фильме, не успевают проявить свое искусство в полной мере.

Несомненным плюсом фильма является то, что, несмотря на располагающую к такому подходу тематику, режиссер не стал давить на самые простые и самые сильные эмоции зрителя. В фильме нет сцен, вызывающих слезы или откровенный смех. Картина получилась в меру эмоциональная, позволяющая спокойно оценить происходящие события.

К концу фильма становится очевидным желание авторов поместиться в заданные временные рамки. Отснятого материала, наверняка, было в разы больше и некоторые сцены при монтаже просто не попали в финальный вариант, а зрителю приходится самому догадываться о некоторых важных событиях со слов героев.

Несмотря на мелкие огрехи и штампы, присущие мыльным операм, «Ленинград» ни в коем случае не следует воспринимать как очередной сериал — это полноценный фильм в четырех сериях с интересным сюжетом, хорошей режиссерской и операторской работой. Дело в задумке: в основе «Ленинграда» лежит попытка честно рассказать о трагедии большого города, выжившего даже несмотря на отсутствие света, тепла и воды, вопреки постоянным бомбежкам, болезням и страшному голоду.

P.S. Пожалуй, самым большим промахом авторов стало режущее слух произношение названия нашего города, абсолютно не содержащее в себе мягких звуков, а также географическое отнесение Перми «куда­то в Сибирь».

 

Рекомендации «bc»: смотреть


Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний