Газета
 09 июля 2007, 13:20   1062

Большие надежды

Большие надежды
Крупные ритейлеры сделали ставку на развитие сети гипермаркетов. Но эксперты «bc» говорят о нехватке свободных торговых площадей.
Автор: Кирилл Перов
Крупные ритейлеры сделали ставку на развитие сети гипермаркетов. Но эксперты «bc» говорят о нехватке свободных торговых площадей.

2006 год в России стал годом, когда большинство федеральных и региональных сетей заявили, что для повышения уровня торговли будут делать ставку на развитие крупноформатных магазинов. По данным РБК, к 2007 году количество гипермаркетов в стране превысило 180 торговых точек, тогда как в 2005 году их насчитывалось не более 40. Первый крупноформатный магазин в  Перми был открыт в 2003 году  группой «ЭКС». И сейчас крупные розничные сети заявляют, что намерены развивать такой формат магазинов.
Уже в течение ближайших нескольких лет как минимум семь операторов собираются открыть в Пермском крае свои гипермаркеты. Попытки найти свое место на региональном рынке предпринимают  Ikea,  «Седьмой континент», Castorama, питерские «Лента» и О’Кей, татарская сеть Essen Production AG (сеть гипермаркетов Essen) и турецкая компания «Раменка», оператор розничной сети «Рамстор».
Однако заход розничных сетей в Пермский край, как признаются сами операторы, затруднен в связи с долгим выделением свободных площадок под строительство гипермаркетов. Это не особенность Пермского края, это общероссийская особенность сделок по купле–продаже земли. Именно для ускорения процессов вхождения стратегически важных инвесторов краевые власти собираются в скором времени изменить ситуацию. Для решения этой проблемы в Министерстве развития торговли и предпринимательства Пермского края создан и действует проект «Торговые площадки».
Марат Биматов, заместитель министра:
—«Мы готовы бороться с возникающими сложностями и идти инвесторам навстречу.  Министерство сейчас взялось за решение этой проблемы, чтобы в дальнейшем потенциальные инвесторы в максимально короткие сроки могли решать вопрос с получением земельных участков».
По словам главы Администрации Перми Аркадия Каца, городские власти также намерены заняться решением проблемы нехватки в городе качественных торговых площадей.
 
Дело в размере. В целом, в России  понятие «гипермаркет» не имеет четкого определения, этим словом обозначают все более–менее крупные магазины. В Перми, по утверждению Светланы Кузьмич, директора ООО УК «ЭКС», в настоящее время магазинов формата «гипермаркет» в полном смысле этого слова нет, площадь самых крупных магазинов не превышает пяти тысяч квадратных метров.
Светлана Кузьмич:
– В классическом понимании гипермаркет — это  крупноформатный магазин, площадь которого  составляет от семи до пятнадцати  тысяч  квадратных метров. В магазине представлен большой ассортимент  товаров — около 40 тысяч  наименований,  и  при этом число продовольственных и непродовольственных товаров примерно равно.
Сегодня формат гипермаркетов интересен абсолютно всем — как потребителям, так и ритейлерам. Этот формат привлекает клиентов широким ассортиментом, большим количеством товаров и брендов, а также высоким качеством обслуживания и наличием системы самообслуживания, которая позволяет значительно сократить время покупки за счет отсутствия необходимости стоять в очереди в зоне выдачи товара. Такой точки зрения придерживаются все собеседники «bc».
Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью торговой сети «Техносила» (г. Москва):
– В прошедшем году для всех ритейлеров России стало очевидным, что формат «гипермаркет» становится все более востребованным у потребителя. Так, например, заметно увеличился отток покупателей из неформатных розничных магазинов площадью менее двух тысяч квадратных  метров в магазины больших и современных форматов торговли.
О такой же тенденции говорит и Елизавета Тотунова, PR–директор компании «МИР» (г. Москва). «Наша компания уже давно перешла на крупноформатные магазины, площадью не менее полутора–двух тысяч квадратных метров. На меньшей площади при нашем ассортименте применять современные торговые технологии крайне затруднительно», — поясняет г–жа Тотунова.
В отношении продовольственных гипермаркетов наблюдается такая же тенденция. Вадим Юсупов, генеральный директор ООО «Норма», подчеркивает, что основное развитие сетевой торговли связано именно с работой крупноформатных магазинов.
Вадим Юсупов:
   – Сейчас в Восточной Европе на каждые 40–50 тысяч жителей приходится по одному  продуктовому гипермаркету. В России  следует исходить из подобных стандартов. На сегодняшний день компании «НормаН–Виват»  интересны любые города Прикамья с населением от 50 тысяч человек. Но в первую очередь мы будем развивать сеть в Перми, Соликамске, Чайковском, Березниках и Кунгуре,  а также в других городах края с высоким уровнем жизни населения. Мы намерены открывать по одному гипермаркету каждые три года.
 
Мест нет. Основной проблемой для открытия новых гипермаркетов эксперты «bc» называют нехватку территории для строительства торговых объектов. По словам Елизаветы Тотуновой, в этом отношении Пермский край ненамного отличается от большинства других регионов России, где также наблюдается нехватка качественных торговых площадей. «Многие ритейлеры и рады бы открыть крупноформатный магазин, но нет площадей необходимого уровня», — отмечают эксперты.
Вадим Юсупов:
– Существует несколько вариантов открытия крупноформатных магазинов. Если ранее рассматривались варианты переоборудования заводских цехов и производственных помещений, то сейчас остаются только два. Это либо дожидаться открытия крупных торговых центров,  размеры которых позволяют открывать здесь гипермаркеты, либо строить их самостоятельно. Но для строительства нет места.
Эту проблему во многом призван решить проект «Торговые площадки», открытый Министерством развития торговли и предпринимательства. Суть этого проекта в том, что министерство приглашает к сотрудничеству собственников и управляющих земельными участками Перми и Перм­ского края и инвесторов, готовых вложить свои средства в развитие экономики и торговли. Ожидаемый результат проекта — это строительство крупных торговых и развлекательных центров, способных стать достойной альтернативой рынкам и посредственным магазинам. По словам Александра Ноды, начальника информационно–маркетингового отдела Управления развития и маркетинга министерства развития торговли и предпринимательства, однозначного ответа на вопрос об оптимальном уровне обеспеченности качественными торговыми площадями нет. Так, некоторые исследователи считают, что уровень обеспеченности должен зависеть от товарооборота на конкретной территории, иначе говоря, от покупательной способности и потребительских предпочтений населения. «В любом случае в Пермском крае есть перспективы роста, поскольку в Перми на тысячу жителей приходится 240 кв. метров качественных площадей, при Европейской норме в 1 тыс. кв. метров на тысячу жителей», — говорят в Министерстве развития торговли и предпринимательства.
Александр Нода:
 – Качественных торговых площадей в Пермском крае действительно недостаточно, особенно это касается муниципальных районов, где торговых центров, соответствующих европейским стандартам, нет. Для того, чтобы соответствовать статусу города–миллионника и называть себя столицей Западного Урала, Перми необходимо как минимум в два раза увеличить количество качественных торговых площадей.
При этом все собеседники «bc» из числа ритейлеров говорят о том, что они собираются развивать формат крупноформатной торговли.
Надежда Сенюк:
–  «Техносила» планирует в ближайшие несколько лет полностью сменить формат торговли, увеличив площадь гипермаркетов до 6 тыс. кв. метров и закрыв мелкие и средние магазины. В компании пришли к выводу, что формат магазинов–гипермаркетов стоит развивать не только в городах–миллионниках, но и в сравнительно небольших региональных городах с численностью населения не менее 300 тыс. человек, где подобные магазины еще не являются стандартом.
Интерес к открытию новых гипермаркетов обуславливается тем, что они являются высокодоходными и рентабельными.
Так, например, Надежда Сенюк говорит о том, что по итогам 2006 года, показатели выручки с одного квадратного метра в гипермаркетах «Техносилы» оказались на 16–19 % выше, чем в небольших магазинах сети. И, по мнению экспертов, данная тенденция розничного рынка бытовой техники и электроники сохранит свою актуальность и динамику еще в течение 5–8 лет. «Опыт «Техносилы» показал, что открытие крупноформатного магазина приводит к закрытию малоформатных, стоящих рядом», — поясняет г–жа Сенюк.
С этим мнением не согласен Вадим Юсупов. Он отмечает, что выручка с одного квадратного метра площадей примерно совпадает во всех магазинах: как в гипермаркетах, так и в средних, и в маленьких магазинах, расположенных в хорошем месте.
 
Виртуальная угроза. Некоторые игроки уже сейчас пытаются просчитать, как будет изменяться рынок в будущем. Ранее «bc» уже ссылался на мнение Вячеслава Зайцева, президента и совладельца розничной сети «Техносила» рассказавшего о том, что в Америке крупноформатные  магазины непродовольственных товаров  вынуждены закрываться из–за нерентабельности, поскольку люди предпочитают делать покупки через интернет. Однако при этом г–н Зайцев отметил, что в Европе такая тенденция только намечается, а в России, отстающей в своем развитии от Европы на несколько лет, подобные изменения произойдут еще нескоро.
Большинство же экспертов полагают, что заглядывать в столь отдаленное будущее пока вообще не имеет смысла: слишком низок уровень компьютерной грамотности населения, а кредит доверия к всемирной сети, а тем более, к платным услугам через интернет, в регионе еще недостаточно высок.
Вадим Юсупов:
— Продажи через интернет в розницу на сегодняшний день в России составляют менее 1 %, а в Перми этот показатель близок к нулю, и на сегодняшний день нет смысла говорить о том, что тенденция изменится.
Такой же точки зрения придерживаются и специалисты Министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края. «Нет даже вероятности того, что интернет–магазины в ближайшем будущем хоть как–то потеснят торговые центры, — уверен Александр Нода. — Напротив, во всех регионах, в том числе и в Пермском крае, наблюдается рост количества торговых площадей и укрупнение торговых центров. При этом количество интернет–магазинов не растет в прогрессии в пермской части рунета. К тому же есть определенное недоверие к интернет–магазинам и отсутствует клиентоориентированная маркетинговая стратегия».
Но даже при повышении уровня продаж через виртуальную сеть, эксперты «bc» уверены, что продовольственные гипермаркеты смогут сохранить занятое на рынке место и через десяток лет.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний