Газета
 09 июля 2007, 13:20   906

Море планов

Арт–директор «Пермской cинематеки» Павел Печенкин — о «Флаэртиане», Грушинском фестивале и будущем телевидения.
Арт–директор «Пермской cинематеки» Павел Печенкин — о «Флаэртиане», Грушинском фестивале и будущем телевидения.

Павел Анатольевич, в 2007 году «Пермская cинематека» столкнулась с целым рядом проблем и попала под пристальное внимание СМИ и властей. Испытывает ли организация сейчас какие–либо трудности?
– Действительно, проблемы «Пермской cинематеки» неодно­кратно освещались в СМИ, и нам даже пришлось провести пресс–конференцию. Основные проблемы связаны с тем, что  некоммерческое партнерство «Пермская cинематека» располагается на территории «Пермкино». Я, будучи генеральным директором «Пермкино», некоторое время закрывал на это глаза, потому что надеялся, что доходов «Синематеки» хватит на то, чтобы начать платить аренду. Однако «Синематека» так и не сумела стать доходным проектом, так как единственным источником средств для нее была продажа билетов, а госзаказа на ее работу не было. Почему так произошло, трудно сказать, наверно, где–то и мы в этом виноваты.
То, что  мы не позаботились о будущем, и привело к нарушению бюджетного кодекса, то есть к ситуации, при которой на территории государственного учреждения появилась организация, государственной не являющаяся. По этой причине и начались проблемы, из–за которых я ушел с поста генерального директора «Пермкино».
 
А сколько средств не хватило «Синематеке» для достижения безубыточности?
– Учитывая все расходы — на аренду, связь, также накладные расходы, содержание бухгалтера, — необходимо было получать прибыль около 150 тыс. рублей в месяц. Билеты стоят 50–70 рублей, поэтому нужно, чтобы нас посещало около 30 тысяч человек в месяц. А это невозможно: и зал маленький, и людей, которые могут приехать и посмотреть здесь умное кино, мало. Многим проще купить диск в магазине.
Однако приятно, что в сложной ситуации у проекта «Синематеки» оказалось много сторонников. Об этом говорит и то, что мы получили приз прессы «Культурный проект года», а также положительные отзывы интернет–аудитории. Думаю, что все в итоге нормализуется.
 
Может быть, выход из ситуации – увеличение стоимости билетов?
– Нам бы не хотелось идти таким путем, потому что основа нашей аудитории — студенты. В случае, если мы увеличим цену билета значительно, мы сможем потерять их. А поднимать стоимость на 30–50 рублей нет смысла.
 
Какие пути решения проблем предлагаете вы?
– Госзаказ. Мы написали проект и направили его в соответствующие инстанции. Сейчас готовим проект для рассмотрения в Законодательном собрании. В зависимости от того, что мы хотим донести до людей, нужно позаботиться о соответствующих программах. Они есть, они разработаны, но на них, к сожалению, пока нет денег. Поэтому нам необходима воля Законодательного собрания. Процесс согласования всех необходимых документов для старта работы очень долгий, поэтому думаю, что до конца этого года работать нормально мы не начнем. Но у нас на носу фестиваль «Флаэртиана», который состоится в сентябре.
 
Кстати, о «Флаэртиане». Будет ли нынешний фестиваль чем–то отличаться от предыдущих?
– Если в прошлом году для участия в фестивале подали заявки 22 страны, то на сегодняшний день их уже набралось 46. Я удовлетворен таким результатом: он показывает, что «Флаэртиана», что называется, растет и ширится. В настоящее время отборочная комиссия занимается отсмотром кино, и после 15 июля программа фестиваля будет составлена.
 
Какие ожидания у вас связаны с этим фестивалем?
– На самом деле фестиваль — хороший пиар для края. «Флаэртиану» знают и любят очень давно. Мы планируем провести целый ряд различных семинаров, которые никто никогда не проводит. Наши интересы связаны с проблемами культурологии, с проблемами взаимоотношений кино и социума, с неким специфическим языком «Флаэртианы», эстетикой Роберта Флаэрти, которая развивается достаточно бурно по всему миру. «Флаэртиана» — единственный фестиваль в мире, который занимается этим.
Кроме того, в нынешнем году есть очень сильные фильмы. Прежде всего «Монастырь». Это фильм о православном монастыре в Дании, он снимался пять лет. Блестящая работа, которая получила огромное количество призов, и, скорее всего, «Монастырь» будет показан на открытии.
«Флаэртиана» отличается от других фестивалей кино, проводимых на территории России, прежде всего большим призовым фондом и тем, что у нас параллельно проводится сразу несколько семинаров. Сейчас ведутся переговоры с Александром Сергеевичем Пятигорским, который приехал на фестиваль в рамках проведения семинара «Кино и философия», посвященного философским вопросам кино.
 
А что помимо «Флаэртианы» может ожидать в ближайшем будущем поклонников «Синематеки»?
– В рамках «Синематеки» у нас разработано девять проектов. Это уже известные всем любителям кино недели национальных кинематографий, это тематические фестивали, например, «Сталкер», фестиваль социального кино и другие.
Запланированы в рамках госзаказа тематические кинолектории о профилактике наркомании. Кроме того, планируется открытие Клуба визуальной антропологии. Это решение созрело после фе­стиваля «Камва». Там было показано несколько фильмов, посвященных антропологии, на которые собралось около 250 человек. Я был шокирован вниманием людей, тем, что визуальной антропологией и этническими фильмами, рассказывающими об истории и культуре народов Коми, может интересоваться такое большое количество зрителей. В январе мы собираемся делать традиционную Рождественскую неделю православного кино, планируем делать неделю межконфессионального общения: сколько религий, столько и тем, столько и фильмов. Мы провели в прошлом году программу «Язык толерантности», и было очень интересно наблюдать, как представители разных конфессий смотрели эти фильмы и обсуждали проблемы. Очень серьезный проект связан с изданием газеты «Пермская cинематека». Мы издавали несколько пилотных тиражей, которые расходились просто мгновенно по школам.
Кроме того, внутри «Синематеки» создана медиалаборатория. Она занимается исследованием медиапедагогики и медиаобразования. Есть даже специализированный конкурс «Уникальный кадр», который мы проводили в прошлом году: на нем выставлялись лучшие разработки учителей школ и колледжей, связанные с кино. Оказалось, что многие учителя используют кино в своей профессиональной деятельности, у многих даже есть доморощенные методики использования кино в обучении. Одна из задач «Синематеки» — создать возможность для работы всех, кто хочет использовать кино, например, для образования или профессионального обучения.
 
Получил ли распространение проект социального кинотеатра?
– Социальный кинотеатр — это то, что происходит у нас здесь, в «Пермкино». Мы достраиваем три зала (в итоге всего их будет шесть) — и образуется некоммерческий мультиплекс, в котором можно будет показать 72 фильма в неделю. Проект живет, и «Синематека» работает, но многое будет зависеть от позиции депутатов, государства, от того, как власть поддержит наши начинания.
 
А с чем связаны ваши личные творческие планы? 
– В настоящее время я снимаю фильм о Грушинском фестивале. Это уникальное событие, когда в течение недели на одной поляне собирается около 500 тыс. человек, причем людей интересных. Это романтики, молодежь всех возрастов, составляющая некое братство, основанное на туризме, песне, общении. Сам фильм будет посвящен не только фестивалю, но и его участникам. Ведь за неделю в нем происходит практически все — от рождения до смерти. И  место, где фестиваль проводится, само по себе несет некий энергетический сгусток. Причем государство к этому отношения никакого не имеет, и слава богу. Это проявление свободы, романтизма, и мне это очень интересно как режиссеру.  
Планов на самом деле огромное количество. Среди них запуск в Перми системы производства телевизионных игровых сериалов. Мы работаем в этом направлении, и думаю, что через год результаты появятся.       
 
А будут ли эти сериалы востребованными?
– Да. Уже сейчас к сериалам огромный интерес, и отечественных сериалов не хватает, поэтому время от времени появляются зарубежные. Кроме того, существующая ситуация, когда превалируют три–четыре метровых канала, в скором времени должна измениться. Появится много цифровых каналов, которые заберут часть рекламного рынка у существующих в настоящее время. Отношение к телевидению будет абсолютно другим.
Поделиться:
Все новости компаний