Газета
 02 июля 2007, 13:20   1024

День пиарщика

День пиарщика
Изменение избирательного законодательства может лишить работы большое количество пермских пиарщиков. Сами политконсультанты не склонны драматизировать ситуацию, однако готовятся к сокращению рынка.
Изменение избирательного законодательства может лишить работы большое количество пермских пиарщиков. Сами политконсультанты не склонны драматизировать ситуацию, однако готовятся к сокращению рынка.

В преддверии выборов в Государственную думу РФ, которые пройдут в декабре текущего года, все чаще звучат разговоры о кардинальном сокращении рынка политконсалтинговых услуг. Некоторые эксперты прогнозируют сокращение почти в 5 раз, другие настроены более оптимистично. Избирательное законодательство оставляет пиар-агентствам достаточно узкую нишу для деятельности — вместо широкого круга кандидатов в депутаты, баллотировавшихся по одномандатным округам, в предстоящей избирательной кампании количество потенциальных клиентов политтехнологов сократится до 5–6 партий.  
 
Не без нотки пессимизма.  В целом политтехнологи сходятся во мнении, что значительное сокращение рынка PR-услуг неминуемо, однако они солидарны в том, что потери крупных игроков этого рынка будут минимальны.
По мнению креативного директора консалтингового агентства «Площадь круга» Валерии Пегушиной, изменения в избирательном законодательстве приведут к концентрации заказов в руках наиболее опытных и положительно зарекомендовавших себя агентств. «Однако тут не все так однозначно, — заметила она. — Давайте считать: раньше в Пермской области было 5 одномандатных округов (вместе с КПАО). В каждом округе в среднем баллотировалось по 4 кандидата. Итого, 20 избирательных штабов. В одномандатном округе обычно из 4 кандидатов только 2 серьезно конкурировали между собой. Вот их-то избирательными кампаниями и занимались крупные агентства. Получается, что при мажоритарной системе на рынок Пермской области выставлялось 10 крупных заказов для агентств политического консалтинга. Остальные 10 заказов, поскромнее, получали или мелкие агентства, или «временные творческие коллективы», объединявшие «вольных» политтехнологов и/или людей с некоторым опытом предвыборной работы, но не занимающихся электоральными технологиями профессионально». По мнению Валерии Пегушиной, изменение избирательного законодательства ставит перед пиарщиками более серьезные и сложные задачи. «В предстоящих выборах на территории Пермского края будут участвовать скорее всего не более 7 партий.  А это 7 заказов на избирательные кампании. Получается, что рынок сократился на 30 %. Конечно, эти подсчеты весьма условны. Речь должна идти не о количественном сокращении, а о качественном изменении. Во-первых, изменился масштаб. В одномандатном округе по выборам в Госдуму — примерно 450–500 тысяч избирателей. В новых условиях для каждой партии избирательным округом становится весь край. А это намного более серьезная организационная задача, сопоставимая по сложности с губернаторскими выборами».
Директор рекламно-политического агентства «Кучер» Григорий Куранов считает, что изменение формы выборов привело к тому, что в сфере услуг политконсалтинга наблюдается тенденция увеличения «ценовой вилки». «Желающих работать в этой сфере по-прежнему много, а вот количество заказчиков значительно сократилось, — заметил  г-н Куранов. — Кто-то будет демпинговать, а кто-то взвинчивать цены. Эта тенденция наблюдается уже сегодня. Если раньше в каждом из пяти избирательных округов в регионе выступало по три реальных кандидата, с которыми работали крупные политконсалтинговые агентства, то сейчас клиентская база сузилась до 2–3 серьезных партий. То есть в целом рынок сократился приблизительно в 5 раз».
Пермский политолог Олег Лысенко согласен с мнением, что рынок услуг политического консалтинга существенно сократился после изменения избирательного законодательства. «Ряд специалистов, занимавшихся организацией предвыборных кампаний, оказались или окажутся не у дел, однако необходимо отметить, что политический консалтинг не основное занятие для большинства пиар-агентств и переключение на другие сферы консалтинга должно пройти для них достаточно безболезненно».
Кроме того, как отмечает Валерия Пегушина, меняется идеологическая составляющая кампании: «При продвижении партии набор технологий практически тот же, что и при выборах одномандатника. Но это принципиально иная стратегия. В Перми не более 5 политконсалтинговых агентств, способных профессионально решать такую задачу. Думаю, что они будут привлекать к участию в выборах и более мелкие агентства, и просто людей с опытом. Так что нас ожидает не столько сокращение рынка, сколько его качественное изменение». 
Впрочем, по мнению председателя совета Уральской гильдии политических консультантов Константина Киселева, изменение формы выборов не приведет к «удушению» многих небольших политконсалтинговых агентств: «Выборы для кандидатов все чаще становятся не только дорогостоящей, но и весьма длительной процедурой. Даже к муниципальным выборам в крупных городах готовятся минимум полгода-год. К избранию в региональные легислатуры готовятся еще дольше. Соответственно если все выборы будут проводиться всего два раза в год, то для «одинокого» политконсультанта средней руки достаточно будет всего восьми-десяти постоянных клиентов на «абонентском обслуживании», чтобы не иметь каникул без выходного пособия. Работой он будет загружен по горло».
Олег Подвинцев, директор Перм-ского филиала по исследованию политических институтов и процессов Института философии и права УрО РАН, заметил, что по поводу изменений на рынке политконсалтинга существуют различные мнения. «Рынок не так сильно изменится, как это кажется на первый взгляд, — заявил г-н Подвинцев. — Вместе с изменениями на федеральном уровне политконсалтинг сильно прибавил на уровне местного самоуправоения. Если, к примеру, взять выборы глав городов Пермского края, Чайковского, Добрянки, Чусового, то можно заметить, что вложения на этом уровне выборов значительно выросли за последние 10 лет».
 
Цена вопроса. Эксперты считают, что доходы агентств, которые останутся у «стола заказов», будут прежними или даже вырастут, а что касается «неудачников», то им придется менять профиль деятельности. Олег Лысенко отметил, что сокращение рынка услуг политического консалтинга приведет к смене профиля деятельности большого количества занятых в данной сфере людей. «Ряд специалистов, занимавшихся организацией предвыборных кампаний, оказались или окажутся не у дел, однако необходимо отметить, что политический консалтинг не основное занятие для большинства агентств и переключение на другие сферы консалтинга должно пройти для них достаточно безболезненно».
«Стоимость кампании, а значит, и гонорар агентства в основном зависят от масштаба избирательного округа, количества избирателей и поставленных задач, — считает Валерия Пегушина. — Поэтому те политтехнологи, которые возьмут крупные заказы, могут получить в результате даже больше, чем за одномандатный округ. Хотя может получиться и так, что агентство, обычно работающее «под ключ», окажется только субподрядчиком крупной перм-ской или (скорее всего) иногородней компании. В этом случае доход может быть ниже, чем обычно. Но это рынок».
По мнению Константина Киселева, характеристики стоимости услуг пиар-агентств порой отходят на второй план, уступая место вопросам морально-этического характера: «Один из наиболее профессиональных консультантов страны, работающий в Екатеринбурге, при обсуждении предложения консалтинговым фирмам публиковать свои расценки на предоставляемые услуги, в частности, предложил завтра же опубликовать его прайс-лист на выборы президента Российской Федерации, президента США, мэров Москвы и Вашингтона и так далее. Лучшей по своей эпатажности рекламы для самих консультантов не придумать. Большее унижение для наших должностных лиц представить сложно. И дело не в сравнении цен, а в том, что в своей глупости готов расписаться сам ретивый отечественный законодатель».
Олег Подвинцев считает, что объемы ресурсов, выделяемых политическими акторами на избирательные кампании, вряд ли пойдут на убыль. «При этом сокращение возможности их вложения так или иначе приведет к тому, что эти деньги появятся на других уровнях, и это можно увидеть на примере возросшей цены выборов на уровне местного самоуправления», — заметил  г-н Подвинцев.
    
Мнение клиентов. Представители политических партий, которые станут основными (и фактически единственными) клиентами пиарщиков, несколько охлаждают пыл местных политконсультантов, отмечая, что справятся либо собственными силами, либо обратятся к услугам столичных агентств.
Глава регионального исполнительного комитета партии «Единая Россия» Олег Сухоруков заметил, что партия заинтересована в работе с «серъезными профессиональными пиар-агентствами, которые держат свои репутацию и марку». «Единая Россия» не будет работать с агентствами, которые в одном регионе работают с одной партией, во втором — с другой, — заявил г-н Сухоруков. — Это, конечно, не означает, что пиар-агентства должны быть внедрены в структуру какой-либо определенной партии, однако одного лишь профессионализма в данной ситуации недостаточно. Агентства должны соблюдать кодекс профессиональной этики».
Что касается возможности вовлечения в предвыборную кампанию «Единой России» пермских политтехнологов, то Олег Сухоруков подчеркнул то, что структура выборов обуславливает подбор пиар-сопровождения кампании из центра. «На федеральном уровне «Единая Россия» наверняка прибегнет к услугам политконсалтинговых агентств федерального уровня, а что касается регионов, то здесь решение будут принимать местные ячейки партии. Пермский исполком конкретных решений по данному вопросу пока не принимал», — заявил г-н Сухоруков.
Лидер Пермского краевого отделения партии СПС и фракции СПС в Законодательном собрании Сергей Щерчков считает, что сфера пиар-сопровождения избирательных кампаний подверглась значительным изменениям достаточно давно. «Я думаю, изменения избирательного законодательства, идущие в последние годы, и так уже значительно сказались на работе агентств, занимающихся выборами, — заметил г-н Щерчков. — Имею в виду и отмену выборов губернаторов, и переход на выборы депутатов Госдумы исключительно по пропорциональной системе. Работы стало меньше — конкуренция усилилась». Что касается возможного сотрудничества СПС и политконсалтинговых агентств, то Сергей Щерчков категорически отверг подобные перспективы: «СПС не нуждается в привлечении политконсалтинговых агентств как на федеральном уровне, так и в Пермском крае. В состав нашей партии входит депутат Госдумы, опытный и успешный политтехнолог Антон Баков, занимающий сейчас пост секретаря Федерального политсовета по электоральной политике. Он вел перм-скую кампанию, отвечал за весенние выборы и выборы в Красноярском крае. Считаю, что работает господин Баков очень успешно и все вместе мы точно пройдем в Госдуму».
По словам секретаря политсовета Пермского отделения «Справедливой России» Елены Дозморовой, стратегия партии в отношении выбора пиар-агентств зависит от позиции центрального руководства. «Возможен вариант, когда региональное отделение само занимается финансированием своей кампании и определяет вследствие этого состав политконсультантов, — отметила г-жа Дозморова. — Если мы остановимся на этом варианте, то, несомненно, обратимся к услугам местных пиар-агентств».
Пресс-секретарь Пермского крайкома КПРФ Елена Коваль сообщила «bc», что в предстоящей кампании пермские коммунисты будут координировать свои действия с центральным руководством, что скорее всего приведет к привлечению столичных пиарщиков. «Что касается местных политконсалтинговых агентств, то в крайкоме не исключают, что пермские политтехнологи в той или иной мере будут привлечены к нашей избирательной кампании», — отметила  г-жа Коваль.
 
Профессиональные идеологи. Олег Подвинцев в интервью корреспонденту «bc» подчеркнул, что возрастание роли партий отнюдь не приведет к падению интереса в услугах профессиональных политконсультантов. «Партии, обладающие сегодня большим количеством ресурсов, стали гораздо более заинтересованы в сотрудничестве с пиарщиками и политтехнологами, чем это было ранее, — заявил г-н Подвинцев. —  Ужесточение регламентации действий на политическом поле приводит к тому, что ее соблюдение становится обязательным и непреложным». 
По словам Константина Киселева, изменение избирательного законодательства может привести отнюдь не к сокращению политконсалтингового рынка, а к его качественному изменению:  «Говоря о крахе политического рынка и кризисе политического консалтинга, пессимисты забыли еще об одной объективной закономерности, которая если и не спасет электоральный рынок, то не даст политическим консультантам умереть с голоду, — чем более авторитарен режим, тем в более интенсивном идеологическом и технологическом обеспечении он нуждается». Количество идеологов, технологов, пропагандистов и советников на душу населения в Советском Союзе было кратно выше, чем в современной России в самые демократические годы. Вузы не успевали выпускать политработников, партийных журналистов и специалистов по научному коммунизму. Идеологов, комсомольских и партийных работников, пропагандистов с каждым годом (по мере приближения к «развитому социализму» и углубления «общего кризиса капитализма») требовалось все больше и больше».
«Можно предположить, что в условиях трансформации политического режима произойдет осознание естественности существования профессии политтехноголога, — отметил г-н Киселев. — Профессия перестанет быть экзотической, а собрание политконсультантов перестанет восприниматься как тусовка отморозков или серых кардиналов. Просто будет существовать в календарном расписании большого числа людей День политконсультанта, так же как для очень многих существуют День танкиста или День шахтера».
Поделиться: