Газета
 02 июля 2007, 13:20   911

Большие возможности

Большие возможности
Интернет уже сейчас является признанным инструментом политтехнологов. В будущем, считают эксперты, всемирная сеть может фактически изменить саму систему политических коммуникаций.
Интернет уже сейчас является признанным инструментом политтехнологов. В будущем, считают эксперты, всемирная сеть может фактически изменить саму систему политических коммуникаций.

Последнее десятилетие добавило к числу традиционных инструментов политических коммуникаций и политтехнологий, применяемых в России, еще один — Интернет. Впрочем, сфера применения этого инструмента до сих пор остается достаточно ограниченной, что связано с характерным для страны относительно невысоким уровнем проникновения всемирной сети. По данным последних исследований, он находится на минимальной в Европе отметке — порядка 11–15 %. Тем не менее постепенно Интернет становится элементом привычной действительности, а по данным компании «ЭР-Телеком», Пермь входит в пятерку российских городов по «проникновению» Интернета в квартиры.
 
Разные стратегии. В федеральном масштабе начало практики использования Интернета в политических целях пришлось на 1998–1999 годы. Именно тогда Глебом Павловским был создан сайт «Фонд эффективной политики», а в ходе избирательной кампании 1999 года впервые были проведены исследования электоральных предпочтений интернет-пользователей. Чуть позже Интернет стал одним из основных источников информирования журналистского сообщества, что также не могло не оказать влияния на привлекательность Интернета как инструмента политической борьбы.
Вслед за федеральным уровнем Интернет начал проникать в региональную политику, и Пермский край не стал здесь исключением. Причем, по словам Григория Куранова, директора рекламно-политического агентства «Кучер», все политические силы Прикамья одинаково активно используют Интернет для достижения своих целей. Остальные эксперты «bc» в целом разделяют эту точку зрения,  но отмечают, что чаще всего к использованию Интернета прибегают все-таки оппозиционные силы. «Одна из очевидных причин заключается в том, что у оппозиции зачастую существует ограниченный доступ к другим СМИ, например к телевидению или прессе», — объясняют специалисты.
Несмотря на то что в Интернет первыми пришли право-либеральные силы в лице партии СПС, сейчас можно говорить о том, что наибольшей популярностью пользуются сайты коммунистической направленности. Так, например, количество участников и сообщений на пермском форуме КПРФ в разы превышает посещаемость форума СПС: 195 тем и 1338 сообщений против 30 и 251 соответственно. Эти цифры полностью объясняются стратегией обеих партий в отношении использования Интернета в своей деятельности.
Павел Макаров, руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании:
— Региональному отделению любой партии необходимы такие атрибуты современной коммуникации, как сайт, партийный форум и прочее. Кроме того, Интернет постепенно получает все большее распространение в регионе, вот почему развитие регионального сайта КПРФ является одной из приоритетных задач для партии.
В региональном отделении партии СПС, напротив, говорят о том, что использование возможностей сети Интернет осуществляется лишь в ограниченных рамках. Сергей Щерчков объясняет эту стратегию данными о невысоком проценте активных избирателей среди пользователей сети Интернет. Эта позиция основывается на данных ВЦИОМ, согласно которым активными интернет-пользователями являются прежде всего молодые люди, которые, по мнению специалистов-политологов, действительно склонны к политической апатии.
Что касается партии «Единая Россия», то в силу того что она и так располагает достаточным количеством информационных ресурсов, «партия власти» не сильно стремится к освоению Интернета. Тем не менее, отметил в разговоре с «bc» Олег Сухоруков, руководитель регионального исполнительного комитета партии «Единая Россия», функционеры  партии не обходят этот вопрос стороной.  «У «единороссов» есть как федеральный интернет-сайт, так и разветвленная региональная сеть», — отмечает г-н Сухоруков.
 
Новые форматы. По мнению Сергея Щерчкова, лидера краевого отделения партии СПС и фракции СПС в ЗС, в Пермском крае Интернет по объективным причинам не получил пока такого широкого распространения, как в столичных регионах. «Сегодня Интернетом активно пользуются лишь в Перми, тогда как в районных городах и тем более селах он еще недостаточно освоен», — говорит политик. Наталья Гоменюк, исполнительный директор ООО «Интернет-Пермь», также утверждает, что в регионе Интернет не играет такой значительной роли, как на федеральном уровне.
Тем не менее процесс определенно набирает обороты. По словам Натальи Гоменюк, еще несколько лет назад департаментом внутренней политики Пермской области совместно с ООО «Интернет-Пермь» была предпринята попытка разработать сайт, который бы содержал информацию о политической жизни Прикамья и об основных игроках на политической арене (сейчас этот сайт находится на реконструкции). А в 2006 году, как уже отмечал «bc» (№ 1 (118) от 15 января 2007 года), популярность использования интернет-технологий для достижения политических целей резко выросла. Наряду с увеличением числа специализированных сайтов, был открыт блог Никиты Белых, а также получила развитие практика интернет-конференций высших чинов города и края.
Все это дает экспертам «bc» возможность утверждать, что интернет-технологии уже сейчас стали неотъемлемой частью политической жизни Пермского края. Привлекательности такому инструменту политических коммуникаций, как Интернет, добавляет и его дешевизна. Как рассказали «bc» в одной из пермских компаний, занимающихся разработкой сайтов и рекламой в сети, создание сайта обойдется заказчикам в 100–120 тыс. рублей.
Все без исключения эксперты «bc» говорят о том, что Интернет на сегодняшний день выступает в различных ипостасях, зачастую совмещая в себе различные функции.
Чаще всего интернет-ресурсы используются как средство массовой информации, хотя, безусловно, в охвате аудитории Интернет существенно уступает как телевидению, так и печатным изданиям, и радио. В этой связи политолог Олег Подвинцев отмечает, что Интернет может использоваться только как вспомогательное средство для распространения информация, что указывает на несамостоятельность и подконтрольность Интернета.
Зачастую сайты политических партий представляют собой не столько канал транспортировки информации вовне, сколько инструмент организации внутрипартийных коммуникаций. «Сайт любой общественной организации, к числу которых относится и политическая партия, прежде всего выполняет функцию обмена мнениями между единомышленниками, коими являются и члены одной партии», — поясняет Олег Сухоруков.
Необходимо отметить обозначившуюся в последнее время тенденцию к расширению спектра используемых интернет-инструментов. В частности, партийные функционеры уже не ограничиваются сайтами, а прибегают к созданию так называемых блогов. Специфика такого подхода состоит в том, что она позволяет максимальному количеству избирателей узнать политика с другой, личностной стороны. В свою очередь блог позволяет позиционировать себя как человека, близкого к народу, а также персонифицировать и сделать более понятной политическую силу, к которой он принадлежит. Яркий тому пример — блог Никиты Белых. Лидер партии СПС регулярно ведет сетевой дневник, где он не только излагает свою политическую позицию, но и рассказывает подробности своей непубличной жизни.
 
Изменить мир. По мнению некоторых экспертов «bc», Интернет имеет огромный потенциал, значительная часть которого используется пока не в полной мере.  Так, например, Сергей Щерчков утверждает, что пока востребованность Интернета не столь велика, но в ближайшем будущем интерес к нему существенно возрастет.
Ряд экспертов полагают даже, что влияние всемирной сети на систему политкоммуникаций будет очень сильным ввиду тех особенностей, которые отличают всемирную сеть от традиционных СМИ.
Так, максимальная интерактивность сети уже сейчас имеет особое значение для увеличения политической активности общества. Интернет выступает как катализатор для развития разного рода виртуальных сообществ, что достигается путем создания различных форумов и блогов. В этой связи Павел Макаров напоминает о весенней акции пермских автомобилистов «Мы скорбим по перм-ским дорогам», собравшей порядка пятисот сторонников через обычный форум регионального масштаба. Высокую активность, ставшую ответом на убийство местных студентов, продемонстрировали и блоггеры в Ставрополе. Именно пользователи интернет-дневников явились мощным средством доставки информации о происшедших событиях, опередив все «традиционные» СМИ (телевидение, радио и газеты).
Эксперты центра интернет-политики МГИМО МИД России полагают, что «в будущем как раз и будут работать только те модели, которые требуют минимум усилий, подпадают под понятие моды и так далее, то есть удовлетворяют новым требованиям современности. Кликнуть на баннер проще, чем вписать данные в подписной лист, привязать белую тряпочку на антенну авто легче, чем ехать на митинг».
Более того, несколько месяцев  назад исполнительный директор  Google Эрик Шмидт заявил, что Интернет изменит политику, и это факт, который пока не до конца осознают участники политических процессов (об этом сообщает cnews.ru). По его словам, люди будут узнавать через Интернет обо всем, что политики высказывали публично, пользуясь поисковыми системами, а интернет-сервисы, которые появятся в течение ближайших пяти лет, позволят каждому избирателю проверить, сказал ли политик правду, сравнив его слова с тем, что тот говорил и делал ранее. Благодаря этому, политики будут буквально постоянно находиться на глазах публики, а не показываться лишь время от времени.
 
Справка «bc»
По данным исследовательского центра ROMIR Monitoring, «средний портрет российского интернетчика» выглядит следующим образом: это 30-летний мужчина-менеджер среднего или высшего звена с доходом выше среднего, который пользуется Интернетом каждый день.
Исследования, проведенные в 2005 году, выявили, что наибольшую по численности группу составляют пользователи в возрасте от 18 до 24 лет (35 %) и от 25 до 34 лет (20 %).  Наиболее высок процент пользователей Интернета среди студентов и учащихся — 27 %, а также среди квалифицированных специалистов и служащих — 20 % и 17 % соответственно.
Поделиться:
Все новости компаний