Газета
 02 июля 2007, 13:20   958

По щитам

По щитам
Сегодня в среде людей, причастных к политической рекламе, активно обсуждается вероятность запрета политической агитации средствами наружной рекламы. Среди мнений партийцев встречаются и весьма резкие высказывания по этому поводу.
Сегодня в среде людей, причастных к политической рекламе, активно обсуждается вероятность запрета политической агитации средствами наружной рекламы. Среди мнений партийцев встречаются и весьма резкие высказывания по этому поводу.

Федеральная антимонопольная служба в ответ на запрос Центризбиркома РФ об использовании наружной рекламы в предвыборных кампаниях заявила, что использование щитов и билбордов в рекламе политических брендов противоречит федеральному законодательству. Мнения экспертов издания о возможности запрета «политической наружки» и влияния этого на предвыборные кампании партий разделились.
Как пояснила Марина Кудрявцева, начальник отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, противоречия заключаются в том, что, согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», «рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы», а политическая агитация, согласно тому же федеральному закону, рекламой не является.
 
Спокойствие, только спокойствие. Представители пермских пиар-агентств отреагировали на возможность запрета использования «наружки» с исключительным спокойствием, хотя заметили, что это может привести к повышению цен на услуги в других сферах рекламы. По словам креативного директора консалтингового центра «Площадь круга» Валерии Пегушиной, пермские пиар-агентства не очень напуганы такой перспективой. «Пока еще речь о запрете наружной политической рекламы не идет (в СМИ говорят только о консультациях по этому вопросу), — заметила она. — Но если такое решение будет принято, катастрофы не случится. Всегда можно найти другие технологии, которые окажутся действенней. В любом случае наружная реклама не единственный и не самый эффективный способ завоевать электорат, — подчеркнул она. — Мы в своих 70 кампаниях использовали щиты с политической рекламой раз 5 или 6, не больше. Просто в этом не было необходимости».
Мнение директора рекламно-политического агентства «Кучер» Григория Куранова несколько отличается от точки зрения г-жи Пегушиной. «Наружка» в той или иной форме все же будет использоваться в предстоящих предвыборных кампаниях, — считает директор РПА «Кучер». — Слишком сильна инерция, и пока не пройдет несколько показательных судебных процессов, те или иные политические силы не преминут воспользоваться привычными методами агитации. Хотя стоит отметить, что Пермь всегда выгодно отличалась от ряда регионов именно своей законопослушностью». Пермский политолог Олег Лысенко также считает, что запрет «политнаружки» не приведет к значительным изменениям стратегий избирательных кампаний. «Политическая наружная реклама работала скорее на формирование узнаваемости кандидатов, — заметил г-н Лысенко. — Сейчас главными действующими лицами будут партии, уже сформировавшие свой характерный имидж и не нуждающиеся в формировании узнаваемого образа. К тому же «наружка» всегда была восполнимым направлением, и деньги от нее просто перейдут в другие сферы политической рекламы». Григорий Куранов также отметил, что доля финансовых ресурсов, уходивших, как правило, на средства наружной рекламы, будет перенаправлена на иные, близкие к «наружке» виды наглядной агитации. «Вместо традиционных растяжек и щитов акцент будет сделан на плакаты и листовки», —  предположил Григорий Куранов.
«Высвободившиеся средства могут быть использованы по-разному, это зависит от стратегии конкретной кампании, — считает г-жа Пегушина. — Кто-то перенесет акценты на полиграфию, кто-то — на ТВ, кто-то — на агитаторов. Одно можно сказать уверенно: с отменой «наружки» избирательные кампании не станут дешевле. Прежде всего потому, что рынок СМИ сразу отреагирует на это повышением расценок».
«Логика действий ФАС понятна, — отмечает председатель совета Уральской гильдии политических консультантов Константин Киселев. — Дело в том, что наружная реклама используется в основном для повышения узнаваемости, а так как «Единой России» узнаваемость повышать не нужно, то пострадают иные, прежде всего «новые» партии. Кроме того, наружная реклама массированно применяется теми партиями, которые не имеют доступа к центральным телеканалам. У «Единой России» нет проблем и с этим, а потому в проигравших будут все остальные».
Кроме того, Константин Киселев считает, что решения по «наружке» могут ударить по самим инициаторам этого решения. «Едва ли ЦИК поддержит «антимонопольщиков», — считает г-н Киселев. — Дело в том, что, во-первых, их правовая позиция не выдержит критику в объективном суде. Во-вторых, в силу того, что именно «Единой России» принадлежит первенство по наружной рекламе в регионах, и если бы решение прошло, то пострадала бы именно партия власти. В-третьих, «Единая Россия» также заинтересована в размещении своей агитации на средовых рекламных носителях, ибо ее доминирование как «партии власти» нуждается и в таком визуальном присутствии. В-четвертых, запрет на такую политическую рекламу достаточно легко обойти. Например, щиты с изображением Никиты Белых, рекламирующего свою книгу «Достройка», развешенные сейчас по всей России, вполне могут пройти по разряду коммерческой рекламы».
«Поэтому скорее всего возможность политической агитации с помощью наружной рекламы сохранится, а ответственность за размещение на щитах и растяжках рекламы только «правильных» партий будет возложена на региональные власти», — подчеркнул  Константин Киселев.
 
Ну и пусть запрещают. Представители рекламных агент-ств относятся к перспективе запрета политической «наружки» весьма скептически. Исполнительный директор Пермской ассоциации рекламных агентств Александр Дубровский заметил, что эта проблема пермским рекламщикам знакома и не вызывает ажиотажа в их рядах. «На мой взгляд, наружная реклама — это один из полноправных каналов доставки политической информации в преддверии выборов, наряду с телевидением, радио и прессой, — отметил г-н Дубровский. — Поэтому, по моему личному мнению, запрещать использовать ее в целях политической рекламы не стоит».
Директор рекламного агентства Lege Artis Антон Толмачев заявил, что в случае если запрет на политическую рекламу все же будет введен, то в долгосрочной перспективе это не очень сильно отразится на деятельности рекламных агентств. «Объемы «политических» заказов на размещение «наружки» возрастают лишь в преддверии выборов, — отметил г-н Толмачев. — Хотя в этот период до четверти всех заказов может занимать политическая реклама, это все же краткосрочные контракты». При этом директор Lege Artis обратил внимание и на то, что ближайшие выборы состоятся в декабре, соответственно пик рекламной кампании придется на осенние месяцы. «В октябре-ноябре недостатка в заказчиках нет. При этом работать с неполитическими брендами менее проблемно, они не угрожают применением административного ресурса, когда отказываешься от принятия заказа по объективным причинам, — посетовал г-н Толмачев. — К тому же политики сейчас стали экономить». С мнением Антона Толмачева солидарен директор рекламного холдинга IBG Константин Шестаков. «С точки зрения «наружки» как бизнеса политическая реклама — небольшие деньги с большим количеством проблем, — заметил г-н Шестаков. — Щиты отлично сдаются коммерческим клиентам, причем со сдачей проблем нет. Поэтому стремления работать на «политическом» поле не возникает, тем более, что это может привести к разрушению взаимосвязей с постоянными клиентами».
Что касается перспектив отмены с точки зрения избирательных перспектив, то пермские представители политических партий также проявляют завидное спокойствие. Глава регионального исполнительного комитета партии «Единая Россия» Олег Сухоруков заметил, что на предвыборной кампании пермских «единороссов» запрет отразится незначительно. «Мы используем не так много щитов и баннеров, — заявил г-н Сухоруков. — Избирательная кампания в ходе выборов в Законодательное собрание Пермского края показала, что более эффективно использовать телевидение и индивидуальную работу агитаторов». Сходного мнения придерживается секретарь политсовета Пермского отделения «Справедливой России» Елена Дозморова: «В первую очередь эффективность любой избирательной кампании зависит от личного общения представителей партии с избирателями, поэтому делать акцент на наружную рекламу «Справедливая Россия» так или иначе не стала бы». По словам пресс-секретаря Пермского крайкома КПРФ Елены Коваль, наружная политическая реклама была очень значимым компонентом любой избирательной кампании, в том числе и для коммунистов. «Поэтому законодательные нововведения отразятся на содержательной части предстоящих выборов. В то же время в среде рекламистов бытует поговорка, что рекламным носителем может стать все, что угодно, отсутствие в этом перечне баннеров и растяжек только породит в ходе избирательных кампаний нестандартные и интересные находки политтехнологов. Можно прогнозировать и возникновение «нелегальной» наружной рекламы: всевозможных граффити на стенах и других визуально доступных площадях. Лидер Перм-ского отделения партии СПС и фракции СПС в Законодательном собрании Сергей Щерчков заявил, что в партии достаточно негативно относятся к перспективе запрета наружной рекламы. «Наружная реклама — нормальный вид политической агитации, используемый всеми партиями, способ повысить узнаваемость организации, ее лидеров и лозунгов, —  подчеркнул г-н Щерчков. — Каких-то внятных логических объяснений, почему надо запрещать наружную политическую рекламу, нет. Считаем, что это искусственное и неоправданное ограничение возможностей для агитации». 
Необходимо отметить, что возможный запрет ФАС на использование «наружки» политическими партиями пока не имеет официального статуса и в данный момент проводятся консультации и согласования сторон.
Поделиться:
Все новости компаний