Газета
 18 июня 2007, 13:20   1140

Задача экономии

Министр финансов Пермского края Алексей Новиков — об экономии бюджетных средств, исполнении бюджета, роли «ЛУКОЙЛа» и «Уралкалия».
Министр финансов Пермского края Алексей Новиков — об экономии бюджетных средств, исполнении бюджета, роли «ЛУКОЙЛа» и «Уралкалия».

Алексей Васильевич, на решение каких задач направлен бюджет Пермского края?
— Наша главная задача — решение социальных вопросов. На эти цели в 2006 году из краевого бюджета было направлено около 45 % средств. Есть муниципалитеты, где на аналогичные цели выделяется более половины бюджета. Вторая по важности задача — привлечение инвестиций и развитие края. Другое важное направление нашей работы — минимизация расходов на государственное управление.
Отдельно можно выделить эффект от введения новых законов. Федеральный закон № 94, который постулирует проведение конкурса для выбора подрядчиков, позволил существенно экономить бюджетные средства. Только от проведения конкурсов администрация Перм-ского края сэкономила в 2006 году 60 миллионов рублей бюджетных средств. Сама по себе сумма невелика, однако мы смогли направить эти средства на решение других задач с пользой для жителей края.
 
Какое место в России занимает бюджет Пермского края по размеру?
— Среди 87-и субъектов Российской Федерации Пермский край занимает 18 место по размеру бюджета. Я думаю, что это очень неплохой показатель.
 
Существуют ли возможности принципиально увеличить доходную часть бюджета Пермского края?
— Думаю, что принципиальный рост доходов невозможен. Но если экономика края будет расти на 3–5 % в год, это будет отличным достижением. По большому счету бюджет состоит из двух частей. Первая — это средства, которые поступают в регион из федерального бюджета. Думаю, что здесь размер поступлений принципиально не вырастет. Серьезное увеличение поступлений может произойти из-за перераспределения полномочий между центром и регионами. Но надо понимать, что за поступившие деньги мы будем обязаны оказывать населению услуги.
Вторая часть — это непосредственно налоговые поступления в бюджет, и они связаны с ростом бизнеса. Наша задача состоит в том, чтобы создать условия для роста бизнеса и его прихода в регион. Важнейшая задача в этом направлении — развитие инфраструктуры, прежде всего строительство и ремонт дорог; развитие электроэнергетики, реконструкция аэропорта.
Другое направление работы — снижение налога на прибыль. Мы ожидаем, что дополнительные доходы компании потратят на развитие своего бизнеса. Хотя даже если предприятия «проедят» этот дополнительный доход, это также пойдет на пользу экономике региона, хотя отдача будет меньше.
 
Насколько важной Вы считаете координацию действий власти и бизнеса, подписание соглашений о сотрудничестве?
— Я считаю, такие соглашения важны для компании, они позволяют повысить статус предприятия в регионе. Стоит подчеркнуть, что подобные договоренности исключительно добровольны. Более того, чтобы реализовывать социальные программы, совсем необязательно заявлять о себе как о благотворителе. Хотя, повторю, формат соглашений с властями сам по себе неплохой.
 
Какие статьи доходов бюджета будут расти в ближайшее время?
— Один из основных сборов, дающих большую долю доходов бюджета, — налог на прибыль. К сожалению, с налогом на прибыль связана очень опасная для региона тенденция. Основной рост доходов предприятий обусловлен благоприятной ценовой конъюнктурой. И рост доходов региона эквивалентен инфляции. В случае если цены на мировых рынках упадут, существует риск, что многие предприятия будут показывать низкий доход или даже убыток. По налогу на доходы физических лиц, второму по значимости для региона, мы прослеживаем постоянный рост поступлений. Многие компании повышают зарплату, делают ее «белой». В результате зарплата растет в промышленности, даже в сельском хозяйстве. Каждый год повышается зарплата в бюджетной сфере, соответственно растет и сумма уплачиваемых с нее налогов. Налог на имущество увеличивается в результате развития материально-технической базы. Если говорить о наиболее важных для региона отраслях экономики, то это добыча полезных ископаемых и обработка. Очевидно, что в 2006 году заметным событием для региона стала авария на «Уралкалии», которая уменьшила размер поступлений в бюджет. Фактически предприятие сократило план по производству до 72 % от начальных показателей. И сейчас предприятию потребуется тратить миллиарды, чтобы выйти на прежние показатели бизнеса.
 
Как изменилось состояние бюджета в то время, когда регионом руководит Олег Чиркунов?
— Думаю, что вопрос не вполне корректно ставить именно так. Если отвечать на него прямо, то доходы региона за время работы Олега Чиркунова, с 2004 по 2006 год, выросли с 20,5 до 38,1 миллиарда рублей. По прогнозам, доходная часть бюджета 2007 года составит 42,3 миллиарда рублей. То есть за четыре года рост должен достичь 210 %. Но очевидно, что рост доходов некорректно связывать исключительно с работой губернатора. Я бы не хотел, чтобы эти цифры стали предметом политических игр. 
Я считаю, что деятельность Олега Чиркунова оказала положительное влияние на весь Пермский край и его бюджет, в частности, но выделять долю доходов, связанных с деятельностью лично губернатора, я бы не стал. На мой взгляд, наиболее важная роль главы региона — роль генератора идей и гаранта их последовательной реализации. Я работал со многими менеджерами, поэтому могу сравнивать и считаю Олега Чиркунова отличным управленцем, который мыслит очень прогрессивно. Он, может быть, слишком жесткий руководитель, но в сегодняшних условиях не быть жестким — значит не достичь результата.
 
Насколько бюджет Пермского края зависит от популизма отдельно взятых депутатов?
Я не политик, но могу сказать, что в Законодательном собрании Пермского края действительно есть несколько депутатов, которые занимаются популизмом. Особенно это проявилось при принятии бюджета в прошлом выборном году. Законодатели регулярно предлагают нам взять на себя существенные финансовые обязательства, имеющие долгосрочный характер. Если принимается решение о повышении зарплаты, то надо понимать, что это решение принимается на многие годы. Нельзя сегодня зар-плату поднять, а через год это решение отменить. И даже при наступлении неблагоприятных обстоятельств, когда объем поступающих средств сократится, мы не сможем свернуть эти обязательства. Поэтому мы серьезно анализируем все предложения депутатов, касающиеся бюджета, причем делаем это с прицелом на долгосрочную перспективу.
 
Несмотря на существующую до 2009 года возможность выбора однолетнего или трехлетнего вариантов бюджета, Пермский край, начиная со следующего года, при формировании своего финансового плана будет опираться на понятие «скользящая трехлетка». Чем объясняется такое решение, тем более, что выбор доброволен?
— Причина кроется в том, что наш губернатор — максималист (смеется). Я предлагал ввести «внутренний» бюджет на три года, утверждаемый в рамках правительства, а уже затем, обкатав его, выйти на полноценный трехлетний бюджет, утверждаемый законом. Но Олег Чиркунов потребовал либо применить трехлетний бюджет в полной мере, либо не прикасаться к нему. Он считает, что мелкими шажками трудно дойти до цели.
В принципе, очень полезно планировать свои действия, доходы и расходы на несколько лет вперед. Мы заранее видим возникающие риски, ищем пути их решения. Например, в 2009 году Коми-Пермяцкий округ перестанет получать из федерального бюджета помощь в объеме двух миллиардов рублей. Это никак не касается бюджета 2007 или 2008 годов. Но если мы сейчас не предпримем никаких мер, то в 2009 году окажемся в очень сложном положении.
Трехлетний бюджет дает преимущества при заключении долгосрочных контрактов. Например, конкурс на поставку оборудования, техники, оказание услуг населению мы можем провести раз в три года. Администрация региона сэкономит силы и время. А поскольку подрядчик, победивший в конкурсе, получает гарантированный объем заказов на долгий срок, он способен снизить цены.
 
Растет ли в регионе собираемость налогов?
— Да, наши налоговые органы работают хорошо. В отличие от некоторых других регионов, в Пермском крае собираемость налогов каждый год увеличивается. В 2006 году задолженность организаций перед бюджетом снизилась на 812 миллионов рублей, или на  10,2 % просроченной задолженности в бюджет Пермского края.
 
Применяется ли, по Вашей информации, оптимизация налогообложения на предприятиях Прикамья, если да, то какова позиция Правительства Пермского края по этому вопросу?
— Общеизвестно, что мы ведем борьбу с зарплатами «в конвертах», и результаты неплохие. Надо отметить, что постепенно различные схемы оптимизации уходят в прошлое. Причина кроется в систематической работе налоговых и прочих фискальных органов по выявлению правонарушителей. Серьезно можно говорить, пожалуй, лишь о трансфертном ценообразовании. Но возможность его применения есть лишь у крупных вертикально интегрированных предприятий. Но налоговые органы сейчас активно занимаются этой проблемой. Думаю, что с течением времени и трансфертное ценообразование уйдет в прошлое, что также обеспечит некоторый рост поступлений налогов.
 
Не секрет, что доходы бюджета Пермского края в значительной мере зависят от уровня мировых цен на нефть. Является ли недовыполнение планов по доходам за апрель почти на 10 % следствием низкой ценовой конъюнктуры в I квартале 2007 года?
— Причины этого пока не до конца понятны. Снижение во многом зависит от того, что компании, входящие в НК «ЛУКОЙЛ», уменьшили поступления налога на прибыль. Но я думаю, что второй и третий кварталы позволят выправить ситуацию.
 
Насколько сильно этот фактор скажется на доходах? Не придется ли корректировать бюджет в меньшую сторону?
— Нет, мы считаем, что результаты I квартала будут скорректированы и бюджет все равно будет профицитным. Более того, мы увеличили доходную часть бюджета на 1,1 миллиарда рублей и скорее всего предложим еще раз увеличить бюджет на 700 миллионов рублей.
 
По расходам зафиксировано серьезное недовыполнение плана в I квартале 2007 года. Оно составило 23 % от итоговой суммы, а по некоторым статьям расходов было еще значительнее (45,2 % в ЖКХ). В чем причина такой ситуации?
— Причины можно поделить на субъективные и объективные. Первые заключаются в том, что не все конкурсы были организованы в срок. Объективные причины — в том, что на ряд конкурсов не было подано заявок. В любом случае мы намерены бороться с таким положением дел. По итогам 2006 года пять исполнительных органов государственной власти были лишены 5 % годового фонда оплаты труда за ненадлежащее исполнение расходной части бюджета.
Поделиться:
Все новости компаний