Газета
 18 июня 2007, 13:20   1057

Перспективный пластик

Перспективный пластик
Первоначальный этап развития рынка пластиковых карт позади. Вслед за освоением «зарплатного» сегмента начнется качественно иной период его роста, уверены эксперты.
Первоначальный этап развития рынка пластиковых карт позади. Вслед за освоением «зарплатного» сегмента начнется качественно иной период его роста, уверены эксперты.

Первоначальный этап развития рынка банковских карт Прикамья пройден. Эксперты «bc» отмечают, что если первая половина 2000-х годов была периодом зарождения рынка, то сейчас его развитие вступило в такую фазу, когда конкуренция будет нарастать значительными темпами. Как отмечает Алексей Крапивин, заместитель председателя правления Западно-Уральского банка Сбербанка России, в настоящее время интерес банков к «карточному» бизнесу очевиден. «И это объяснимо: при выходе на определенные показатели количества эмиссии этот бизнес становится эффективным и прибыльным. Банки это осознали и энергично идут на рынок, — отмечает он. — Для Сбербанка России это направление, безусловно, также является одним из приоритетных».
Тезис о привлекательности «карточного» бизнеса подтверждается и словами представителей других банков. Эксперты «bc» сообщили изданию, что их кредитные организации так или иначе выделяют этот вид бизнеса в отдельный проект и зачастую определяют его как приоритетный для себя.
 
Ускоренными темпами. На сегодняшний день число банков, присутствующих на пермском рынке пластиковых карт, по данным ГУ Центробанка РФ по Пермскому краю, превышает три десятка. Наибольшее количество карт эмитировано Западно-Уральским банком Сбербанка России  (его доля составляет 39 %). Остальные банки заметно уступают: доля «Камабанка» составляет 19 %, «Урал ФД» — 7 %, банка «Петрокоммерц» — 5 %.
Впрочем, благодаря стремлению кредитных организаций расширить свое присутствие на рынке, это распределение долей не остается постоянным. В качестве наиболее общей тенденции развития рынка следует отметить увеличение долей банков, ранее не занимавших сколько-нибудь заметного места на рынке. Причина в том, что таким банкам проще поддерживать темпы роста эмитированных карт выше рыночного — свою роль здесь играет эффект низкой базы. В противоположность им кредитные организации, уже занявшие свою нишу на рынке пластиковых карт, снижают свою рыночную долю на  1–1,5 % в год. Данные ГУ Центробанка по Пермскому краю за последние почти полтора года подтверждают эти выводы. Единственным исключением из правила стал «Камабанк», второй по величине игрок рынка, сумевший за этот период увеличить свою долю с 13,4 % до 18,8 %.
Однако конкурентная борьба разворачивается не только между отдельными банками, но и между платежными системами, которых сегодня на территории Пермского края, как свидетельствуют данные ГУ Центробанка по Пермскому краю, более полутора десятков. Однако их число не является постоянным: с течением времени одни платежные системы уходят с рынка, другие вновь появляются на нем. В частности, в течение прошлого года в Пермском крае перестали обслуживаться карты систем «Северная корона», NCC и Rapida.
Наиболее распространенной в регионе платежной системой остается Visa International: к 1 апреля 2007 года на ее долю приходилось более 63 % эмитированных на территории Пермского края карт. Далее со значительным отрывом следует Сберкарт (26 %) и MasterCard (7 %), доля остальных платежных систем не превышает 1,5 %.
Эксперты «bc» полагают, что в целом сложившееся соотношение между платежными системами и в ближайшие годы будет оставаться более или менее постоянным. Тем не менее факторы, способные скорректировать расстановку сил, все-таки существуют. В частности, Любовь Юдина, заместитель управляющего филиалом «Пермский» ОАО «Собинбанк», отмечает, что ситуация может измениться, благодаря появлению российской национальной платежной системы, вопрос о создании которой достаточно активно обсуждается в последнее время. «Если национальная платежная система при активной помощи государства обеспечит возможность расчетов не только по всей России, но и за рубежом, она сможет занять на российском рынке достойное место», — считает эксперт.
Комментарий Натальи Мельник, председателя наблюдательного совета ОАО «Камабанк», дополняет этот прогноз. По ее мнению, изменить расстановку сил сможет реализация какого-либо национального проекта на основе пластиковых карт российской платежной системы. Не исключено, что такой базой как раз и станет национальная платежная система.
Проблема номер один. Эксперты «bc» сходятся во мнении, что сегодня рынок банковских карт Прикамья находится на стадии активного роста. Наиболее убедительным свидетельством в пользу этого утверждения являются высокие темпы увеличения количества выпущенных карт. К концу I квартала 2007 года их число превысило 978,2 тыс. штук, что, по данным ГУ Центробанка по Пермскому краю, означает 37-процентный прирост за год (к слову, это соответствует среднероссийскому темпу). Более того, за период с начала 2005 года их число фактически удвоилось (ежеквартальный прирост составлял 6–14 %). Примечательно, что, несмотря на колебания, эмиссионная активность банков, действующих на территории края, пока не имеет тенденции к снижению, а значит, рынок далек от насыщения.
С ростом количества карт, эмитированных банками, работающими на территории Пермского края, увеличивается и общий объем операций, совершаемых с их помощью: в I  квартале 2007 года он составил 23,9 млрд рублей.
Впрочем, несмотря на все количественные достижения, качественные показатели свидетельствуют об относительно невысоком уровне развития. Согласно данным ГУ ЦБ по Пермскому краю, жители региона используют банковские карты как кошелек, а не как средство расчетов. Более 96 % всех операций с картами приходится на простое снятие денег в банкоматах, и только оставшиеся проценты — на операции по оплате товаров и услуг.
Алексей Крапивин:
— На первый взгляд доля операций по картам, не связанных со снятием наличности, действительно выглядит не очень привлекательно, однако этот показатель надо рассматривать в динамике. И если оценивать его так, то мы увидим, что за   последние 1,5–2 года достигнут  серьезный рост.
Действительно, если в 2005 году всего лишь 2,3 % операций по банковским картам составляли безналичные операции, то в 2006 году — 2,9 %, а в I квартале 2007 года — уже 3,6 %. Есть и другие причины утверждать, что рынок пластиковых карт Прикамья уже миновал первую стадию развития. «Сравнивая активность держателей банковских карт по Уральскому региону, можно констатировать, что пермяки находятся в числе лидеров по использованию пластиковых карт в качестве средства безналичного платежа», — рассказывает Наталья Мельник.
В качестве основной причины, препятствующей еще более быстрому увеличению доли операций по банковским картам, приходящейся на безналичные платежи, эксперты единодушно называют недостаточно развитую инфраструктуру, а именно нехватку в магазинах и офисах оказания различных услуг терминалов оплаты.
Любовь Юдина:
— Это самое главное условие. При увеличении количества торгово-сервисных точек, оборудованных терминалами, отпадет необходимость снимать денежные средства в банкоматах, появится возможность расплатиться по банковской карте, и это повлияет на развитие культуры использования карт. Ведь надеяться на повышение этой культуры можно только при условии, что пользоваться картой станет по-настоящему удобно.
Понимая необходимость этих шагов, банки уже сейчас активно увеличивают число торгово-сервисных точек, принимающих к оплате пластиковые карты. По данным ГУ Центробанка по Пермскому краю, в период с начала 2006 года по 1 апреля 2007 года их количество увеличилось почти в два раза — на 93 %. Среди наиболее распространенных в крае платежных систем лидером по темпам роста этого показателя стали Visa International (увеличение в 2,7 раза) и MasterCard (в 2,6 раза). Эти же две системы сохраняют лидерство и по абсолютному количеству торгово-сервисных точек. Несмотря на позитивную динамику рынка в целом, не все платежные системы развивают сеть своих торгово-сервисных точек. В частности, система Union Card только в течение I квартала 2007 года, по данным ГУ ЦБ по Пермскому краю, сократила этот показатель на 13 %.
В целом отмеченная тенденция позволяет надеяться на увеличение объемов безналичных расчетов в общем объеме операций с банковскими картами. Однако пока мы имеем то, что имеем, и, как отмечают эксперты «bc», сложившаяся ситуация грозит определенными  негативными последствия для экономики региона в целом.
Наталья Мельник:
— Сдерживающим фактором развития безналичных операций по картам является не только низкая финансовая культура населения, но и откровенное нежелание сотрудников некоторых торговых точек принимать к оплате карты. Дело в том, что безналичные карточные расчеты стимулируют к выводу торговых оборотов из тени, увеличивают прозрачность денежных расчетов, защищают права потребителей. А ведь прозрачность денежных расчетов означала бы повышение собираемости налогов, увеличение расходов государства на различные социальные программы.
Вот почему в скором времени, как ожидается, будет предпринята попытка законодательного стимулирования роста объема платежей с помощью карт. В конце мая было объявлено о готовящемся в Госдуме законопроекте, который даст субъектам РФ право обязать компании устанавливать терминалы для приема платежей с карт-счетов. Взамен этой повинности законодатели обещают  регионам 1-процентную льготу по налогу на прибыль.
Представители банковского сообщества в целом оптимистично смотрят на эту законодательную инициативу, ожидая, что она позволит увеличить долю безналичных операций по картам. К тому же, по словам Натальи Мельник, опыт ряда стран с развитой экономикой показывает, что грамотное и последовательное развитие индустрии платежных карт способно сократить масштабы теневой экономики в стране. «В частности, государственная программа стимулирования карточных платежей, реализованная в Южной Корее, привела к росту налоговых поступлений на  26 % и сокращению теневой экономики на 4 %», — рассказала она «bc».
Планы на будущее. Мнения экспертов «bc» о перспективах развития рынка пластиковых карт в основном сходятся.
В качестве одной из тенденций представители банков называют дальнейшее расширение сегмента кредитных карт, в противоположность наиболее распространенным сегодня дебетовым картам. Этот процесс будет идти параллельно с еще одним. Начало 2000-х годов стало периодом активного освоения «зарплатного» сектора рынка. Сейчас, когда его потенциал в основном исчерпан, банкам приходится менять свою стратегию, делая ставку на «сознательных» держателей, то есть тех, кто открыл карту по собственной инициативе.
Увеличение доли таких держателей в свою очередь будет способствовать и росту доли безналичных операций по картам. Впрочем, на это будут и другие причины, основная из которых — дальнейшее развитие инфраструктуры обслуживания банковских карт. Этот процесс будет идти в основном за счет увеличения количества терминалов в торгово-сервисных предприятиях для приема оплаты по карте, а также за счет роста популярности платежных терминалов. Немаловажную роль сыграет и рост культуры использования пластиковых карт в обществе. В результате, по оценкам Алексея Крапивина, в ближайшей перспективе доля таких операций ежегодно будет расти в 1,5 раза.
По оценкам экспертов «bc», конкуренция на рынке будет только усиливаться. Эксперты «bc» уже не раз прогнозировали значительное увеличение числа игроков на рынке банковских услуг Пермского края, а параллельно с этим будет расти и количество эмитентов банковских карт. Причем, поскольку новым участникам рынка будет все труднее привлекать держателей карт, их стратегии будут основаны на снижении стоимости карт и удешевлении их обслуживания, а также на расширении спектра дополнительных услуг.
Впрочем, эксперты «bc» отмечают, что неценовая конкуренция на рынке уже сейчас носит острый характер. В частности, немаловажным фактором конкурентной борьбы между банками является и имеющаяся сеть банкоматов и торгово-сервисных точек. Все большее значение приобретает ассортимент и стоимость дополнительных услуг, а также предлагаемые банком дисконтные программы.
Что касается соотношения рыночных долей платежных систем на рынке Пермского края, то, по мнению экспертов, оно существенно не изменится. По оценкам Любови Юдиной, порядка 70–80 % всех пластиковых карт будет приходиться на долю международных платежных систем, и в дальнейшем эта цифра будет расти.
Поделиться:
Все новости компаний