Газета
 13 июня 2007, 13:20   1009

Движение к цивилизации

Движение к цивилизации
Рынок дополнительного образования должен стать цивилизованным. К такому выводу пришли участники конференции «Управление персоналом: новые задачи».
Автор: Кирилл Перов
Рынок дополнительного образования должен стать цивилизованным. К такому выводу пришли участники конференции «Управление персоналом: новые задачи».

7 июня на базе регионального объединения работодателей «Сотрудничество» прошла научно-практическая конференция директоров по персоналу (HR-менеджеров) Пермского края на тему «Управление персоналом: новые задачи». Одним из главных вопросов конференции стала проблема развития системы дополнительного образования в Перми и Пермском крае. По словам Анатолия Молодчика, доктора экономических наук, директора Института повышения квалификации — РМЦПК, одна из главных «новых» задач, существующих сегодня в области управления персоналом, связана именно с дополнительным образованием. На сегодняшнем этапе развития экономики Пермского края главным фактором роста и Пермского края, и предприятий все больше становится человеческий фактор, уверен эксперт. И без дополнительного образования развитие кадрового потенциала, особенно в области управления, становится невозможным.
Одним из наиболее известных примеров дополнительного образования является подготовка управленческих кадров по Президентской программе. По словам Сергея Зубкова, начальника отдела материальных и трудовых балансов департамента экономического развития аппарата Правительства Пермского края, за время существования программы подготовку по ней прошли более 470-ти специалистов, многие из которых стажировались за рубежом. В этом году конкурс на подготовку управленческих кадров по Президентской программе выиграли два пермских университета — ПГУ и ПГТУ. Как заявил  г-н Зубков, в 2007 году программа вышла на качественно новый уровень, что автоматически повысило требования к соискателям. По новым требованиям претендент на подготовку по Президентской программе должен не менее трех лет проработать на руководящей должности (раньше этот срок составлял 1 год). Необходимый общий трудовой стаж также увеличился с 3 лет до 5 лет. Кроме того, от претендента требуется обязательное знание иностранных языков. По словам Сергея Зубкова, именно из-за последнего требования количество соискателей резко сократилось. В связи с этим  г-н Зубков посоветовал собравшимся HR-менеджерам внимательнее присмотреться к перспективным молодым руководителям на своих предприятиях.
Яркий пример эффективного инновационного подхода к управлению персоналом продемонстрировал Анатолий Жвакин, директор по персоналу и связям с общественностью Чусовского металлургического завода. Особое внимание в своем выступлении он уделил стимулированию топ-менеджеров и ключевых работников предприятия, которое включает в себя не только материальное поощрение (квартальные премии, годовой премиальный бонус, напрямую зависящий от выполнения запланированных задач, ежегодный пересмотр оплаты труда и т. д.), но и нематериальное стимулирование, заключающееся в публичном признании заслуг сотрудника (различные конкурсы и профсоревнования).
Анатолий Молодчик:
— Опыт Чусовского металлургического завода наглядно демонстрирует, что руководитель, желающий вывести свое предприятие в лидеры, должен придумывать и реализовывать инновации в области развития управленческого потенциала, управления человеческими ресурсами.
Сам Анатолий Молодчик посвятил свое выступление состоянию пермского рынка дополнительного образования. По его словам, сегодня объем этого рынка даже сложно оценить. Однако, даже по приблизительным подсчетам, с учетом переподготовки специалистов, краткосрочных семинаров, тренингов и корпоративных программ, он составляет порядка 200–300 млн рублей в год. А поэтому, уверен эксперт, этот рынок должен быть цивилизованным, в этом заинтересованы и сами образовательные структуры, и предприятия, и слушатели, проходящие подготовку по системе дополнительного образования.
Анатолий Молодчик выделил пять основных факторов, влияющих на цивилизованность рынка дополнительного образования. Это сильные образовательные структуры и качественные программы, высокая мотивация слушателей, заинтересованность предприятий и организаций, объективная информация об образовательных услугах и программах и наличие естественных регуляторов рынка, таких как профессиональные сообщества преподавателей, руководителей учебных заведений и директоров по персоналу предприятий, ассоциаций выпускников и т. д. При этом только два из них (мотивировка слушателей и заинтересованность работодателей) оцениваются экспертами как удовлетворительные, остальные были оценены на 2–4 балла по 10-балльной шкале. Действительно, требования предприятий и слушателей к уровню предоставляемых образовательных услуг в последнее время многократно возросли, отмечает Анатолий Молодчик, что говорит о высоком спросе на качественное дополнительное образование. Предложение же этим требованиям зачастую не соответствует.
Одной из главных проблем дополнительного образования Анатолий Молодчик называет недостаток объективной информации о качестве образования, предоставляемого той или иной структурой, и как следствие малую конкуренцию между ними. Информированность плюс активная деятельность профессиональных сообществ как естественных регуляторов, которые давали бы оценку рынку дополнительного образования, по мнению г-на Молодчика, будут способствовать развитию этого рынка. А наличие цивилизованных игроков (организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования, предприятий-потребителей этих услуг, СМИ) позволит повысить качество дополнительного образования и в конечном счете кадровый потенциал Пермского края.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний