Газета
 05 июня 2007, 13:20   1362

Бизнес отдыхает

Бизнес отдыхает
Аналитики отмечают, что развитие рынка санаторно-курортного отдыха в Пермском крае начинает набирать обороты. Но потенциальным инвесторам кажется, что пока вкладывать деньги в рекреационную недвижимость слишком рискованно.
Аналитики отмечают, что развитие рынка санаторно-курортного отдыха в Пермском крае начинает набирать обороты. Но потенциальным инвесторам кажется, что пока вкладывать деньги в рекреационную недвижимость слишком рискованно.

Несмотря на быстрое развитие рынка недвижимости в Пермском крае, сектор рекреационной недвижимости считается наименее привлекательным с точки зрения инвестиций. По оценкам специалистов, уровень конкуренции в сегменте минимален. Это одна из причин, из-за которых сохраняется высокий уровень цен в пермских санаторно-курортных учреждениях.
По оценкам специалистов, в 2006 году объем рынка оздоровительных услуг составил порядка1 млрд рублей. По данным Пермьстата, с 1990 по 2004 год количество санаторно-курортных организаций, работающих на территории края, сократилось на 60 %, со 143 до 85, а число туристических баз и баз отдыха с 30 снизилось до 17 (при этом с 2002 года в число турбаз стали включать и туристические теплоходы). В 2005 году возобладала другая тенденция. К началу 2006 года число санаторно-курортных учреждений в регионе выросло до 91, а количество баз отдыха до 25. Однако участники рынка признают, что не заметили усиления конкуренции.
Татьяна Байцева, руководитель отдела бронирования санатория «Демидково»:
— На сегодняшний день на этом рынке места хватает всем. Наш санаторий работает на том же уровне, что и «Усть-Качка» и «Ключи», но острой конкуренции с этими организациями мы пока не ощущаем.
Аналогичной точки зрения придерживаются и представители туристических баз. «Рынок сегодня пуст, — уверен Игорь Соловьев, директор компании «Серебряная долина», являющейся учредителем Центра активного отдыха «Полазна». — Между собой конкурируют не организации, предоставляющие услуги активного отдыха, а чиновники, лоббирующие интересы тех или иных учреждений».
Между тем сравнительно небольшие организации все-таки ощущают растущую мощь более сильных предприятий. «В последнее время конкуренция среди санаториев стала более заметна, —  отметил Александр Наумов, генеральный директор с/п «Стрелец». —  Многие потенциальные клиенты предпочитают отдыхать на курорте «Усть-Качка»».
Основную часть туристов и клиентов оздоровительных учреждений Пермкого края на сегодняшний день составляют местные жители. По данным Перьмстата, количество иностранцев, отдыхающих в санаторно-куротных учреждениях и на базах отдыха Прикамья, составляет лишь десятые доли процента. Планируется, что повысить число приезжих из других стран и регионов поможет реализация краевой программы по развитию регионального туризма. Ее общая концепция была принята Законодательным собранием еще в апреле текущего года. «Но даже после реализации такой программы мы не сможем рассчитывать на массовый поток интуристов, — поясняет консультант отдела развития приоритетных проектов Министерства торговли Пермского края Александр Котельников. —  В первую очередь проект будет нацелен на привлечение туристов из соседних регионов и жителей Пермского края».
Между тем, считают отдельные участники рынка, Пермский край мог бы стать местом паломничества иностранных туристов, если бы грамотно была разработана концепиция краевой программы.
Игорь Соловьев:
— Интуристов сегодня в первую очередь привлекает специфика русской культуры, наши традиции. Именно на это стоило бы сделать упор, решая вопрос о привлечении туристов в Прикамье. Со своей стороны руководители  санаториев и баз отдыха готовы обсуждать возможные пути решения этой проблемы, но мы не находим понимания у чиновников, не знаем, в какие двери еще стучаться.
Разделяют мнение коллег о том, что краевые власти не оказывают должного внимания развитию данного бизнеса, и другие участники рынка. «На сегодняшний день предлагаемая чиновниками программа развития туризма носит декларативный характер. Многие проблемы мы вынуждены решать самостоятельно», — поясняет директор строящегося комплекса «Жебреи» Владимир Надымов.  Кроме того, большинство руководителей санаторно-курортных учреждений в разговоре с корреспондентом «bc» признавались, что вообще не знают, какое из министерств занимается проблемами регионального туризма.
Ситуация, сложившаяся на рынке оздоровительных услуг и активного отдыха, негативно отражается на развитии рынка рекреационной недвижимости. На сегодняшний день жители Пермского края отдают предпочтение турам за границу, нежели оздоровительному отдыху на территории региона. «В настоящее время инвесторы предпочитают вкладывать средства в жилую и коммерческую недвижимость. Рекреационная недвижимость в Перми еще не стала актуальным направлением», — поясняет директор центра «Недвижимость для бизнеса» Корпорации «Перспектива» Игорь Голубев. «Высоки риски и опасность, что разрабатываемый вид отдыха останется невостребованным и проект не окупит себя. Рекреационная недвижимость является долгосрочным видом вложения инвестиционных средств», — поясняют специалисты департамента маркетинга и консалтинга PTDN realty group. С тем, что заниматься реализацией подобных проектов с нуля — дело рискованное, соглашается и директор «Пермского аналитического центра» Сергей Седов. «Но выстраивать долгосрочный доходный бизнес, сроки окупаемости которого составят 10–20 лет, может быть вполне интересно», — полагает Седов.
Мнение аналитиков подтверждают те, кто уже взялся за разработку подобного строительства.
Игорь Соловьев:
— На каждый заработанный ЦАО «Полазна» рубль мы пока вкладываем десять. И предположительно до 2010 года этот проект будет убыточным.
Вложившись в строительство рекреационной недвижимости, выиграют те, кто сумеет правильно определить концепцию нового предприятия. «Наиболее интересным на сегодняшний день кажется формат, успешно совмещающий рекреационную и бизнес- составляющую. Удачный пример — Демидково, на базе этого санатория можно не хотят отдыхать, но и проводить семинары, бизнес-тренинги, конференции. Несмотря на то что такие проекты, несомненно, будут востребованы, сроки их окупаемости еще слишком велики. «Успешная реализация проектов на рынке рекреационной недвижимости требует наличия привлекательной площадки для строительства, соответствующей стандартам предлагаемого вида отдыха, серьезного анализа и просчета конкретного проекта, приглашения опытных операторов в этой сфере или управляющих компаний. Этот бизнес требует значительных инвестиций и качественного анализа исходных условий», — считает Игорь Голубев.
Тем не менее специалисты полагают, что через несколько лет ситуация на рынке рекреационной недвижимости начнет меняться в лучшую сторону.
Департамент маркетинга и консалтинга PTDN realty group:
— В дальнейшем сектор рекреационной недвижимости станет более привлекательным, поскольку  территориальный и экономический  потенциал для развития в нашем крае имеется. Ожидается, что спрос на рекреационную недвижимость будет  во многом определяться уровнем жизни населения.
 
Комментарий
Игорь Соловьев, генеральный директор центра активного отдыха «Полазна»
 
— На сегодняшний день решение проблем туризма в Прикамье пущено на самотек. Заявляя о необходимости сделать край туристическим центром Урала, краевые власти пока не предпринимают никаких попыток для решения этого вопроса. Иностранцы признаются, что Пермь им интересна, но они не готовы ехать сюда отдыхать, поскольку у нас нет курортов, готовых предложить соответствующий уровень комфорта и безопасности за сравнительно небольшую цену. Кроме того, потенциальным туристам не кажется привлекательной и однотипность работающих на территории края санаториев и баз отдыха.
Нельзя отдавать приоритеты только одному проекту «Молодая семья», стоит задуматься о программе, нацеленной на развитие туризма. Мы готовы искать решение проблемы совместно с краевыми властями, обсуждать все вопросы за круглым столом, а нам предлагают вести все переговоры с черного хода. На борьбу с бумажной волокитой и чиновниками уходит большая часть времени и доходов, которые можно было бы использовать более эффективно. В свое время наша организация предложила построить на горнолыжном курорте в Полазне новую кресельную канатную дорогу, при  этом дети из расположенной рядом спортивной школы могли бы пользоваться ею бесплатно, но, к сожалению, мы не нашли понимания у чиновников.
Представители центра активного отдыха «Полазна» готовы выйти с  конкретными предложениями. И я уже обращался с ними к чиновникам, но до сих пор не получил ни одного ответа. Для решения проблемы, на мой взгляд, в первую очередь необходимо создать в крае общую концепцию развития регионального туризма, сделав акцент на русских традициях и культуре. Именно это поможет привлечь отдыхающих и сделает Пермский край известным. Иначе он так и останется пятном на карте. Парадоксально, но сегодня иностранцы знают о достопримечательностях Прикамья гораздо больше, чем коренные жители. Необходимо возрождать нашу самобытность. Реализация подобных проектов позволила бы привлечь старшее поколение, которое, не выезжая никуда из деревни, могло бы дополнительно заработать.
Сегодня руководители санаторно-курортных предприятий вынуждены самостоятельно решать задачу по привлечению туристов в Прикамье. И планы у ЦАО «Полазна» огромные. Есть задумка построить коттеджный поселок, стилизованный под русскую деревню. Сейчас мы создаем федерацию сноуборда и школу инструкторов по катанию на горных лыжах. Но для всего этого необходима поддержка властей. Если ее не будет, то через пару лет многие санатории и базы отдыха просто прекратят свое существование.
Поделиться:
Все новости компаний