Газета
 05 июня 2007, 13:20   1834

Где-то там

Где-то там
Генеральный директор ООО «Триз-Шанс» (Санкт-Петербург), специалист в области имиджелогии и маркетинга Игорь Викентьев рассказал «bc» об имидже политиков, городов, руке хозяина Перми и проблемах малого и среднего бизнеса.
Автор: Кирилл Перов
Генеральный директор ООО «Триз-Шанс» (Санкт-Петербург), специалист в области имиджелогии и маркетинга Игорь Викентьев рассказал «bc» об имидже политиков, городов, руке хозяина Перми и проблемах малого и среднего бизнеса.

Игорь Леонардович, Вы как специалист-имиджмейкер консультируете крупных политиков. Кто был в числе наиболее известных ваших клиентов, и в чем состояла суть работы?
— Одним из самых серьезных заказчиков был Борис Грызлов. Это была имиджмейкерская работа на стадии его перехода из Питера в Москву. Я был не один, работала целая команда. Любой политик подвергается большим моральным нагрузкам, ему постоянно нужно следовать правильной модели поведения, будь то встреча, переговоры, интервью или какая-либо кризисная ситуация. Вот эти модели, а также типовые ответы, уклонения, перехват инициативы и входили в мою компетенцию. Надо сказать, что разработанные мною модели я часто слышу и вижу на НТВ, в передаче Владимира Соловьева.
 
А чем такая работа отличается от спичрайтерства?
— Спичрайтерство — это работа с текстом, который потом просто произносится. А жизнь политика, особенно столичного, полна нестандартных ситуаций, предвидеть которые и заранее подготовить на них ответ нельзя. Тем не менее человек должен быть готов к тому или иному событию и как минимум не потерять себя, а как максимум выйти победителем из нестандартной ситуации. Спичрайтеры такому не обучают, этим занимаются имиджмейкеры
 
Вы также специализируетесь на имидже города. Каков Ваш опыт в этой сфере?
— Я проводил несколько консультаций по этому поводу в разных регионах. Тема эта актуальна для любого субъекта Федерации, в том числе и для Пермского края. При этом в каждом регионе — и ваш не исключение — ситуация однотипна. Верхушка хочет привлечь в субъект какие-то деньги, в результате чего появляется новый рынок людей, способных оказать в этом деле содействие. Лидером в этом отношении на сегодняшний день является, пожалуй, наш давний заказчик, Краснодарский край. В отличие от многих других регионов, работа над созданием его имиджа проводится достаточно грамотно.
 
Из чего складывается имидж города или региона? Что в этой связи Вы можете сказать о Перми?
— Имидж любого региона или города складывается из мелочей. Попытаюсь вкратце рассказать об этом по пунктам.
Пункт номер один. В города-миллионеры прилетает очень много представителей бизнеса. Как правило, большинство из них побывали во многих городах и странах, и им есть с чем сравнивать то, как их примет, скажем, Пермь. Прибыв в ваш город, они видят здание аэровокзала, в котором даже после ремонта немытые окна, а это плохо. Лично у меня сложилось впечатление, что у аэровокзала нет хозяина.
Пункт второй. Проезжая по трассе в сторону города, я видел куб, на котором написано «Пермь», и куб этот щербатый. Это просто неприлично. Сразу возникает вопрос: что же делает мэр города?
Пункт третий. Заходя в гостиницу, я жду, чтобы мне была предоставлена карта города, в которой есть телефоны такси, адреса магазинов и ресторанов. «Желтые страницы» меня не устраивают, мне их просто лень листать. Должна быть небольшая брошюра, своеобразный навигатор по городу, которого в Перми я не нашел.
Подобных мелочей гость города встречает на своем пути очень много: разбитые дороги, мусор на улицах и прочее. В результате после того, как я прилетаю назад, в Питер или Москву, и у меня спрашивают, как там, в Перми, я понимаю, что рассказать абсолютно нечего. Ни достопримечательностей, ни истории я не увидел, не привез ни одного, пусть даже дешевого, сувенира. Единственное, что я могу сказать о Перми, так это то, что она где-то там, на Урале.
 
Получается, что со стороны Пермь выглядит как обыкновенный, невзрачный город?
— На самом деле еще хуже. Однажды в Санкт-Петербургском университете я задал студентам вопрос: чем отличается Пермь от Пензы? В аудитории, где собралось два потока, повисла тишина. Можно, конечно, упрекать петербургских студентов в необразованности и лени за то, что для них что Пенза, что Пермь — это все «где-то там». Но скорее всего это означает, что в виртуальное, имиджевое поле городов Пермь не вошла. Что такое имиджевое поле города, видно на примере Иркутска: вся страна знает, что там бьются самолеты. О Владивостоке знают, как о городе, в котором у власти стоит криминал, в результате чего вокруг мэра постоянная неопределенность и тому подобные проблемы.
 
То есть городу более выгодно иметь отрицательный имидж, чем не иметь никакого?
— Нет, лучше всего спокойное состояние. Условно говоря, правильный имидж Перми был бы примерно таким: Пермь — город, где живут ухватистые уральские парни, которые содержат в порядке не только упомянутый мною аэропорт, но и все прочее. Этот имидж может сложиться из тех самых мелочей. А то, что город расположен на Каме и в нем родился такой-то и жил такой-то, мало кого сейчас, в 2007 году, волнует. Показатель верной работы над имиджем — желание рассказать об увиденном и услышанном в положительном тоне и поделиться позитивными впечатлениями от посещения города или региона.
 
Как, на Ваш взгляд, можно исправить ситуацию?
— Я думаю, что властям необходимо поставить четкую задачу перед прессой, студенчеством, интеллигенцией, разработать конкретную программу, направленную на развитие имиджа Перми. Ведь для того, чтобы Пермь хорошо смотрелась на карте России, никто, кроме самих пермяков, ничего делать не будет. Необходим перечень мероприятий (система круглых столов, сайт, телепередача), которые смогли бы привлечь общественность. Как правило, общественность предлагает массу решений разных вопросов, при этом больших затрат это не потребует. Например, можно объявить конкурс на создание скульптурного символа Перми, который мог бы стоять на подъездах к городу.
 
Впервые Вы приезжали в Пермь еще в советские времена. Каково главное отличие Перми тех времен от Перми образца 2007 года?
— Бессистемное развитие мелкого бизнеса. По всему городу очень много дробных вывесок, неаккуратно окрашенных, неопрятных фасадов различных организаций. Арендатор, открывающий на первом этаже здания магазин, должен понимать, что не стоит экономить на покраска всего дома несколько десятков тысяч рублей, даже если это входит в обязанности городских властей. Не надо экономить на нормальном крыльце, фасаде, окнах. Среда воспитывает и дисциплинирует. Так, если одна машина на стоянке припаркуется неправильно, многие последуют этому примеру. Несмотря на то что большое количество предприятий малого бизнеса производит благоприятное впечатление, некая систематизация, хотя бы во внешнем виде, необходима. Конечно, хаос, который наблюдается в Перми, — это временная стадия, но она приводит к тому, что в городе не чувствуется хозяйской руки. И если эта стадия затянется, ничего хорошего, в том числе и для формирования имиджа Перми, ожидать не стоит. 
В настоящее время виртуальное имиджевое поле российских городов относительно свободно. Чтобы убедиться в этом, достаточно спросить любого гражданина страны, какие города, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, он может вспомнить в первую очередь. И гражданин упомянет в основном те города, где он был, где у него живут родные или друзья.
Задачей-максимум для Перми могло бы стать присутствие в первой десятке упомянутых городов. Каким образом эта цель может быть достигнута, это уже другой вопрос. Но мне кажется, что Перми вряд ли удастся войти в десятку самых популярных в имиджевом отношении городов.
 
Но ведь первая десятка еще не сформирована. То есть в данный момент речь идет только о первой двойке, в которую входят Москва и Санкт-Петербург?
— Не только они. Первая десятка пуста лишь относительно, и между городами в разных округах постоянно идет конкуренция. Так, жители Новосибирска и Красноярска называют свои города столицами Сибири. На Волге это Саратов, Нижний Новгород, Самара. Однако эту конкуренцию нельзя назвать серьезной. Думаю, что процесс формирования большой десятки может завершиться в ближайшие 5–10 лет, когда во многих городах будут приняты специальные программы по развитию имиджа, которые начнут работать. Наиболее выгодные условия для попадания в число популярных городов (в силу географического положения и финансовых возможностей) у Екатеринбурга и Новосибирска. Успех может ждать и Краснодарский край.
 
В Перми Вы проводите семинары для представителей малого и среднего бизнеса, работаете с ними. Какое впечатление на Вас произвело общение с пермскими предпринимателями?
— Такое же, как в других городах-миллионерах. Всех представителей малого бизнеса больших городов волнуют одни и те же проблемы, и вопросы, которые мне задают в Челябинске, я слышу и в Перми. Это следствие того, что все города-миллионеры чрезвычайно схожи уровнем финансового состояния, конкуренции, зарплат, профессионализма. Поэтому все задачи, которые ставят перед собой пермские предприниматели, абсолютно совпадают с задачами, стоящими перед бизнесменами из других крупных городов.
 
Какие наиболее актуальные проблемы пермского малого и среднего бизнеса Вы бы назвали?
— Во-первых, это организация менеджмента. Большинство генеральных директоров фирм, отдавая тот или иной приказ, не могут быть абсолютно уверены в том, что он будет выполнен.
Во-вторых, многие бизнес-процессы построены на личных отношениях. В большинстве случаев контракты и договоры заключаются по знакомству. А это уже не бизнес, а клуб.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний