Газета
 28 мая 2007, 13:20   938

Год за два

Год за два
За год, истекший после вступления Аркадия Каца в должность сити-менеджера Перми, он не стал яркой публичной фигурой и не выделялся на фоне мэра города. Оценки экспертов издания в отношении промежуточных итогов работы г-на Каца на посту сити-менеджера разделились.
За год, истекший после вступления Аркадия Каца в должность сити-менеджера Перми, он не стал яркой публичной фигурой и не выделялся на фоне мэра города. Оценки экспертов издания в отношении промежуточных итогов работы г-на Каца на посту сити-менеджера разделились.

Практически ровно год назад было принято решение о назначении Аркадия Каца на пост главы администрации города Перми. Количество споров, возникших вокруг необходимости создания поста сити-менеджера, не поддается исчислению, однако решение об исполнении Федерального закона № 133 было принято, и по прошествии некоторого времени можно подвести промежуточные итоги. 
 
Неприемлемая форма. Ряд экспертов издания по-прежнему считают, что создание поста главы администрации, назначаемого представительным органом, неправильно по форме. Депутат гордумы Галина Слаутина заявила, что никогда не поддерживала идею двойной структуры управления городом. «Решение о введении поста сити-менеджера политическое, — заметила Галина Слаутина в интервью «bc». — Не был прописан функционал вводимого поста, и поэтому пришлось решать эту проблему по ходу работы, и до решения конкретных проблем у администрации еще просто руки не дошли». По мнению госпожи Слаутиной, структура двойного подчинения априори безответственна. «Сити-менеджер считает цифры, за которыми часто не замечает людей, — посетовала г-жа Слаутина. — Деятельность муниципалитета является достаточно многосторонней: муниципальные власти несут ответственность за объекты социальной инфраструктуры, дороги, благоустройство и многое другое. Реальное положение дел в данной сфере — наглядный показатель работы администрации».
Сходного мнения придерживается представитель оппозиции и предприниматель Вячеслав Вахрин, который отметил, что форма разделения властных полномочий между главой города и главой администрации неэффективна и это наложило отпечаток на деятельность сити-менеджера в первый год его работы на данном посту. «Есть глава города со своими амбициями и желанием управлять процессом, но есть и фигура главы администрации, который хочет делать то же самое, — заметил г-н Вахрин. — При этом Кац, оставаясь в тени Шубина, может направлять финансовые потоки администрации лишь в одному ему известных целях. Он не избирался людьми и может делать это без зазрения совести».
Вячеслав Вахрин основной акцент в своих критических замечаниях сделал на несоответствии программных установок Аркадия Каца с его реальными делами, выполненными на посту сити-менеджера. «Стоит обратиться к тексту программы, с которой г-н Кац шел на пост главы администрации, и мы увидим, что практически ни один из пунктов его программы не выполнен», — заявил г-н Вахрин.
Однако в среде депутатов встречаются более сдержанные оценки. Депутат гордумы Максим Тебелев заявил, что в первую очередь необходимо обратить внимание на то, что  г-н Кац стал заниматься работой, не знакомой ему ранее. «Стоит отметить, что интересен результат деятельности сотрудника краевой администрации, перешедшего на нижестоящий уровень управления, — отметил г-н Тебелев. — Было интересно взглянуть на то, как он будет решать проблемы, которыми никогда ранее не занимался. В частности, это оптимизация бюджетного потока и, например, решение дорожных вопросов».
По мнению Максима Тебелева, год работы сити-менеджера на своем посту «принес господину Кацу бесценный опыт, который можно будет использовать в дальнейшем. Нельзя сказать, что Аркадий Кац по истечении года работы на новой должности стал гораздо больше практиком, чем теоретиком-финансистом, — подчеркнул г-н Тебелев. При этом он заметил, что пришло время для целенаправленной и конкретной работы: «Фразы о расстановке приоритетов и подборе команды хороши для первого года работы. Сегодня пришло время воспользоваться плодами приложенных в данном направлении усилий и продемонстрировать реальные сдвиги в решении существующих проблем».
 
Командная игра. Ряд экспертов издания акцентировали внимание на том, что значительную часть минувшего года Аркадий Кац потратил на формирование команды и расстановку приоритетов.
Заместитель председателя Пермской городской думы Денис Ушаков отметил, что работа городской администрации вызывает еще большое количество вопросов. «С точки зрения задачи улучшения среды обитания горожан результата не видно», — отметил г-н Ушаков. Он считает также, что это объясняется объективными и субъективными причинами. «Если рассматривать проблему объективно, то понятно, что на формирование команды и расстановку приоритетов в работе необходимо время, однако год — достаточно большой срок для того, чтобы продемонстрировать конкретные результаты, которых мы сегодня не наблюдаем, — считает Денис Ушаков. — Среди субъективных причин можно назвать то, что сегодняшняя команда состоит из исполнителей, в отличие от прежней, в которой было больше созидателей. Тогда преобладали креативные личности, сегодня — технократы. Это формирует несколько иную стратегию работы администрации, направленную больше на реализацию спускаемых сверху директив, чем на формирование политики созидания».
Впрочем, Денис Ушаков подчеркнул, что реальные результаты работы администрации можно будет увидеть лишь к осени текущего года. «Главные вехи в работе сегодняшней команды — защита городского бюджета на предстоящий год и ситуация с городскими дорогами, — заметил  г-н Ушаков. — К октябрю горожане смогут увидеть результаты работы команды сити-менеджера».
Депутат гордумы Наталья Мельник отметила, что работа Аркадия Каца за минувший год выделяется прежде всего с точки зрения решения командных вопросов. «Стоит отметить энергичность и желание выстроить работу администрации в том виде, который сам господин Кац считает наиболее эффективным», — подчеркнула она. По мнению г-жи Мельник, основная работа администрации еще только предстоит. «Хотелось бы пожелать Аркадию Кацу, чтобы сотрудники администрации понимали его с полуслова, так как темп, заданный им сегодня, предусматривает очень серьезные усилия всей команды».   
По оценкам депутата гордумы Михаила Касимова, ситуация в управленческой сфере города после изменения структуры руководства улучшилась. «Раньше, при прежней администрации, каждому из заместителей мэра контролируемая ими сфера отдавалась фактически на откуп, что сегодня обернулось чередой уголовных дел, — считает г-н Касимов. — Сейчас управление стало более дисциплинированным. Произошла централизация руководства, причем в хорошем смысле этого слова. Забрав часть полномочий у районных администраций, городская администрация возвращает их, но уже более осмысленно, чем это было раньше».
Напомним, что Контрольно-счетной палатой Перми бюджет 2006 года был назван худшим по исполнению за последние три года. Михаил Касимов затруднился отнести назревшие бюджетные проблемы однозначно в пассив г-ну Кацу. «Стоит отметить, что расходы бюджетов предыдущих лет были скрытыми, дефицит переносился на следующие годы, — пояснил  г-н Касимов свое затруднение. — Соответственно долги бюджета накапливались с каждым годом. В 2006 году было принято волевое решение о выплате всех долгов. Аркадий Кац выступил сторонником такого решения. Сложно дать однозначную оценку его действиям».
 
Стройки в позитиве. Однозначно в пассив главе администрации и его команде Михаил Касимов относит целый ряд проблем, оставшихся сегодня нерешенными. «К недостаткам работы администрации можно отнести политику в строительной сфере города, — отметил г-н Касимов. — Стратегия «чистого листа», в соответствии с которой спорные решения прежней администрации в строительной сфере признавались сохраняющими силу, бесперспективна. Без ревизии необдуманных решений будет взрыв, и первым свидетельством этого можно считать решение Ленинского районного суда об отмене Генплана города». Михаил Касимов также заметил, что форма публичных слушаний, проводимых по принятию «Правил землепользования и застройки», — лишь «имитация» настоящих общественных обсуждений.
С г-ном Касимовым солидарен известный общественный деятель, исполнительный директор Общества развития предпринимательских инициатив Денис Галицкий, который считает, что просчеты главы администрации города и его команды связаны с чересчур «менеджериальным» подходом к решению городских проблем. «Перед руководителями города стоят цели скорее гуманитарного характера: решение проблем населения, малого бизнеса, — заметил г-н Галицкий. — А сегодняшняя городская администрация нацелена на повышение эффективности во всех сферах деятельности, что неприемлемо в руководстве муниципальным образованием. Обсуждение «Правил застройки и землепользования» — это наглядный пример того, как администрация относится к мнению горожан». Г-н Галицкий отметил также, что для главы администрации и его команды «важно научиться слушать мнения окружающих и корректировать целевые ориентиры своей деятельности в пользу большей «социальности» принимаемых решений».
Председатель краевого комитета профсоюзов Виктор Ефремов отметил, что положительно оценивает деятельность Аркадия Каца за истекший период. «Как и в прошлые годы, когда мне доводилось работать вместе с господином Кацем, он демонстрировал и демонстрирует деловой подход к решению проблем, конкретику и высокий профессионализм, — заметил г-н Ефремов. — Единственное, что хотелось бы пожелать Аркадию Кацу на предстоящий период работы, — обращать внимание на социальную ориентированность принимаемых решений».
Представители строительной сферы Перми позитивно оценивают работу администрации за минувший год. «Минувший год продемонстрировал, что администрация уделяет большое внимание сфере строительства, — отметил исполнительный директор ассоциации «Пермские строители» Владимир Копытов. — Оживилась работа над «Правилами землепользования и застройки». Несмотря на несовершенство федерального законодательства, 800 тысяч квадратных метров земли выставлено на конкурс как строительные площадки. При этом можно сказать, что конкурсы проводятся достаточно регулярно и в целом концепция комплексной застройки, избранная городскими властями в качестве приоритета, не может не внушать оптимизма».
При этом Владимир Копытов заметил, что строители заинтересованы в улучшении работы городской администрации. «Хотелось бы увеличения количества реализуемых площадок, — заметил он. — Кроме того, строителям важно увидеть инвестиционные программы развития коммунальных систем на территории осваиваемых площадок, в которых было бы учтено мнение монополистов в сфере ЖКХ». Кроме того, по словам г-на  Копытова, для строителей важна поддержка администрации в области решения проблемы расселения ветхого жилья. «Мы отдаем себе отчет в том, что это не входит в круг прямых обязанностей администрации, но строители не смогут решить эту проблему без поддержки город-ских властей».
Подобное мнение бытует и в оппозиционной среде. «Решение проблемы расселения ветхого жилья за счет краевого бюджета свелось исключительно к расселению старых домов на улице Революции, вокруг второй очереди гипермаркета «Семья»», — заметил Вячеслав Вахрин.
 
Разное. Эксперты «bc» не могли обойти вниманием также ряд проблем, вызвавших широкий общественный резонанс. «Повышение оплаты за проезд мотивировалось администрацией как назревшая необходимость, требующаяся для решения проблем городского транспорта, — напомнил г-н Касимов. — Однако «гонка льгот», продемонстрированная перевозчиками весной, — наглядное свидетельство того, что резервы у них были, и возникает вопрос об обоснованности повышения тарифов».
К негативным последствиям работы администрации Михаил Касимов отнес и решение вопросов по льготной аренде помещений, имеющих социальную значимость. «Решение по аренде в той форме, в которой оно было принято, неприемлемо, — подчеркнул г-н Касимов. — Вся финансовая нагрузка в данном случае ложится на арендаторов и в свою очередь на их клиентов, а это превращает решение социально значимой проблемы в его имитацию».
Главный редактор газеты Business Class Вадим Сковородин считает, что в деятельности сити-менеджера за минувший год можно выделить как позитивные, так и негативные моменты. «С одной стороны, за тот год, в течение которого господин Кац работает сити-менеджером, в администрации произошли серьезные системные перемены (формирование новой управленческой команды, перемены в бюджетной политике, активизация работы по подготовке площадок под строительство, движение к большей прозрачности деятельности администрации и т. п.), — считает г-н Сковородин. — Но с другой — не уделялось должного внимания проблемам собственно городского хозяйства. Как следствие — критика властей за плохие дороги, некачественную уборку улиц и ряд других подобных вещей».
Вадим Сковородин в интервью корреспонденту «bc» подчеркнул, что одним из главных просчетов городской администрации он считает недостаточную информационную поддержку решений, принимавшихся в стенах администрации Перми. «Очевидно, что поначалу не придавалось значения PR-обеспечению деятельности городской администрации, отсюда и та критика, которая обрушилась на власти, — заметил главный редактор Business Class. — А поскольку критика продолжалась и оставалась без ответа, то создалось впечатление, что Кац не может дать достойный отпор, и это почувствовали в том числе депутаты, отсюда их смелость в оценках деятельности сити-менеджера».
Глава Перми Игорь Шубин работу Аркадия Каца в течение этого года оценивает в целом положительно. «Хотя, конечно, есть и замечания и некоторые претензии, —  заметил мэр. — При этом я уверен, что год притирки стал хорошим уроком и в будущем Аркадий Борисович непременно учтет ошибки и не повторит их впредь».
Сам Аркадий Кац оценивает свою деятельность скорее позитивно, при этом он согласен со многими критическими замечаниями в свой адрес.
«Мы видим конкретные проблемы и пути их решения, — заметил г-н Кац. — Как управленческая команда мы преодолели в течение минувшего года низшую точку и надеемся в предстоящий период стабильно развиваться».
 
Комментарии
 
Игорь Шубин, глава Перми:
— Аркадий Борисович — один из сильнейших управленцев региона, это подтверждает и его деятельность в городском экономическом совете в девяностые годы, и работа в качестве вице-губернатора в краевой администрации. Поэтому его кандидатура на должность сити-менеджера в 2006 году ни у кого не вызвала сомнений. Деятельность Аркадия Борисовича в течение этого года я оцениваю в целом положительно, хотя, конечно, есть и замечания и некоторые претензии. При этом я уверен, что год притирки стал хорошим уроком и в будущем Аркадий Борисович непременно учтет ошибки и не повторит их впредь. К серьезным недочетам я отношу, например, невнимание к состоянию пермских дорог весной нынешнего года. Необходимо было просчитать риски, учитывая самое неблагоприятное развитие событий. Этого сделано не было. Именно поэтому я поручил Аркадию Борисовичу заняться этой работой, неся за нее персональную ответственность. Считаю, что его позиция при решении этого вопроса должна быть однозначно жесткой и принципиальной.
Тем не менее с приходом новой команды менеджеров начал меняться сам подход к решению городских проблем. Да, можно было избрать путь популистских решений, сосредоточившись на  частных поверхностных задачах. Это дало бы быстрые результаты. Мы же изначально договорились о том, что управленческие решения городского уровня будут носить сущностный характер. Вполне естественно, что такие изменения происходят значительно медленнее и их гораздо сложнее объяснить городскому сообществу, так как люди ожидают быстрых и положительных результатов. Поэтому городские власти частенько становятся мишенью для прессы, но это нормально и объяснимо.
Из того, что удалось Аркадию Кацу, следует назвать, во-первых, формирование команды. Он собрал толковых менеджеров, как принято говорить в последнее время, «системщиков», и сумел нацелить их на решение ключевых задач.
Системно начали решаться вопросы градостроительства: заработали аукционы, скомпонованы площадки под комплексную застройку. Неудачей — думаю, что локальной, — стал оспоренный в суде Генплан. Этот важнейший документ вовремя не проанализировали, не была сделана оценка рисков, которые он содержит. Теперь уже ясно, что в документ необходимо вносить изменения с учетом нового Градостроительного кодекса, совершенствовать его, вновь начинать процедуру проведения экспертиз, согласований, утверждать на городской думе.
Кац ввел системный подход к реализации муниципального заказа, выстроил единую систему координат в исполнении бюджета, сейчас администрация корпит над среднесрочным бюджетом. Их справедливо критикуют и депутаты и КСП за неисполнение бюджета 2006 года. Я тоже не всегда удовлетворен отчетами чиновников, хотя понимаю, что это издержки переходного периода. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Думаю, пойди местное самоуправление популистским путем, проблемы города очень быстро приобрели бы хронически кризисный характер. Наш вариант, повторюсь, более медленный, но, я думаю, верный, и результаты будут очевидны уже в ближайшие год-два. Это, например, так долго ожидаемая комплексная застройка микрорайонов, строительство дорог по принципу качества, а не дешевизны, возведение сервисных, досуговых центров, снос ветхого жилья, принципиально новая схема благоустройства Перми. Очень серьезную проблему предстоит решать администрации и по ситуации с утилизацией твердых бытовых отходов, и мне не хотелось бы, чтобы в этом вопросе появились нежелательные пробуксовки.
 
Аркадий Кац, глава администрации города Перми:
Считаю, что мы (имею в виду главу города, главу администрации и думу) за этот год по большинству направлений деятельности провели очень серьезную работу, нацеленную на открытость, достижение конкретных результатов и, что очень важно, совпадающую с чаяниями и мнением населения и бизнеса. В сфере строительства мы очень серьезно продвинулись в вопросах выделения площадок, и я уверен, что мы уходим от проблемы дефицита участков под строительство. Серьезный прогресс достигнут в вопросах управления имуществом, администрация выполнит по итогам года план по приватизации на сумму в 700 миллионов рублей (напомню, что в 2006 году эта сумма составила 130 миллионов), мы стали предельно открыты в этом сегменте, навели порядок со сдачей в аренду муниципальных объектов. В социальной сфере были приведены в нормативное состояние многие школы и больницы, хочу напомнить, что 150 учебных заведений могли не начать учебный год из-за проблем с лицензированием, однако эта проблема была решена. Могу уверенно сказать, что прозрачность и качество исполнения бюджета повысились кратно. Очень значимым и рубежным для администрации и экономики города моментом станет принятие бюджета на трехлетний срок. Ведь фактически мы объявим конкретные планы на длительный срок по всем направлениям деятельности, для бизнеса это крайне важно. Серьезная критика в адрес администрации звучала по вопросам качества городских дорог. Это одна из самых серьезных проблем сегодняшнего дня. Могу сказать, что будет принят пообъектный план реконструкции и ремонта дорог на три года и каждый житель сможет оценить работу администрации в этом направлении.
Считаю, что низшую точку как управленческая команда мы уже прошли. Мы видим проблемы города, знаем, как их решать, и под решение каждой из них есть конкретные проекты.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний