Газета
 21 мая 2007, 13:20   789

В частные руки

В частные руки
Три предприятия, находящиеся в региональной собственности, в скором времени полностью пойдут с молотка. Эксперты уверяют, что влияние на рынок будет минимальным.
Автор: Кирилл Перов
Три предприятия, находящиеся в региональной собственности, в скором времени полностью пойдут с молотка. Эксперты уверяют, что влияние на рынок будет минимальным.

Администрацией края объявлен тендер на оценку рыночной стоимости акций четырех предприятий, находящихся в государственной собственности. Речь идет об ОАО «Пермавтодор», ОАО «Птицефабрика «Менделеевская»», ОАО «Пермхлеб» и ЗАО «Фирма «Уралгазсервис»». Согласно условиям конкурса, он закончится не позднее 18 июня 2007 года. Продажа названных предприятий состоится непосредственно после оценки стоимости акций. Однако эксперты «bc» не исключают, что даже при вполне адекватной цене желающих приобрести эти компании не найдется.
В частности, это касается ЗАО «Птицефабрика «Менделеевская»», несмотря на то что власти намерены продать все 100 % акций этого предприятия. Как сообщил «bc» Авенир Грамолин, председатель комитета по развитию АПК Пермского края, дальнейшая судьба птицефабрики весьма туманна. «Давать какие-либо прогнозы относительно судьбы «Менделеевской» сейчас просто невозможно», — сказал он.
Как подчеркнул Авенир Грамолин, курс на приватизацию — общая генеральная линия государства, и сфера сельского хозяйства здесь не является исключением. Однако привлекательность сельскохозяйственных активов невысока, что связано с низкой конкурентоспособностью российских продовольственных товаров по сравнению с импортными.
Слова эксперта подтверждаются фактами. Как сообщил «bc» директор «Пермского аналитического центра» Сергей Седов, торги по «Менделеевской» уже несколько раз переносились по причине отсутствия потенциальных покупателей. «Логичнее, если ими станут кто-то из уже присутствующих на пермском рынке, — считает Сергей Седов. — Не думаю, что этот актив будет интересен новым игрокам из других регионов. «Менделеевская» не такая уж и большая птицефабрика».
В частности, актив может быть интересен мясоперерабатывающим предприятиям, заинтересованным в снижении рисков, связанных с поставками сырья. Другая группа вероятных покупателей — владельцы птицефабрик, стремящиеся расширить число своих активов.
Авенир Грамолин подчеркнул, что с продажей птицефабрики власти потеряют рычаг контроля ценовой ситуации на рынке. Однако эксперты «bc» уверены, что и сейчас рыночная доля «Менделеевской» не превышает 3–5 %, что значительно ограничивает возможности ее влияния на рынок.
Администрация города намерена продать и 12 % уставного капитала ЗАО «Уралгазсервис». Сергей Седов так прокомментировал эту ситуацию: «Предположу, что покупателями станут структуры «Газпрома», вряд ли кому-либо еще будет интересен 12-процентный пакет этого актива». Генеральный директор ООО «Пермрегионгаз» Андрей Агишев уточнил, что «Уралгазсервис» — закрытое акционерное общество, поэтому эти акции приобретет кто-либо из акционеров. «Вопрос в цене и в том, как пройдут переговоры между акционерами. Это нормальный процесс, которым должна заниматься сторона, желающая эти акции продать», — сказал он. Андрей Агишев уверен, что на рынок продажа доли акций «Уралгазсервиса» никак не повлияет и конечные потребители не ощутят на себе никаких изменений.
Также в 2007 году планируется приватизировать 100 % обыкновенных именных акций другого предприятия, ОАО «Пермавтодор», занимающегося производством асфальтов и других строительных материалов. Дорожно-строительный бизнес, поставщиком для которого является «Перм- автодор», в Пермском крае является на сегодняшний день достаточно интересным, однако в случае с «Пермавтодором», похоже, налаживать доходный бизнес этого предприятия будет очень нелегко.
Сергей Седов:
 — Реальным покупателем «Пермавтодора» может быть стратегический инвестор. Однако надо учесть, что, помимо затрат на покупку предприятия, новому собственнику явно придется осуществлять дополнительные инвестиции. Да и сам переход на коммерческие рельсы для таких государственных предприятий достаточно тяжелый в плане временных затрат. Потребуются инвестиции в технику, персонал, оптимизацию структуры предприятия, его бизнес-процессов и так далее. Однако, с учетом намерения администрации края увеличить в перспективе финансирование дорожной отрасли, объем этого рынка , возможно,в перспективе вырастет, может быть, это поспособствует инвестиционной привлекательности предприятия.
По информации «bc», основным претендентом на покупку этого актива является Научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры (НТПИТИ). Это предприятие входит в состав группы компаний «Аэродромдорстрой», являющейся крупным в масштабах страны игроком на рынке строительства и реконструкции дорог, аэродромов, искусственных сооружений. Косвенным подтверждением факта вероятной покупки «Пермавтодора» именно этой структурой является имеющаяся у «bc» информация о том, что она в настоящее время осуществляет поиск сотрудников в пермское подразделение.
Полностью будет продано и ОАО «Пермхлеб», однако ситуация с вероятными покупателями здесь обстоит еще сложнее. По информации «bc», в настоящее время «Пермхлеб» существует фактически лишь на бумаге и не осуществляет производственную деятельность. Поэтому администрации Края придется найти инвестора, который захочет заново запустить производство. К тому же, как и в случае с «Менделеевской», рыночная доля «Пермхлеба» окажется столь мала, что даже в случае запуска предприятия ощутимого влияния на рынок оно не окажет. Нити государства по управлению ценами на рынке хлебопроизводства будут окончательно потеряны, но, как пояснила «bc» начальник планово-экономического отдела ОАО «Хлебокомбинат 2» Галина Маркова, на сегодняшний день цены на хлебобулочные изделия в Пермском крае и так диктуются исключительно рынком, поскольку в руках государства не находится ни одна реально функционирующая компания по производству хлебной продукции.
Таким образом, едва ли приватизация данных предприятий, будь то частичная, как в случае с «Уралгазсервисом», или полная, как в случае с остальными предприятиями, окажет влияние на соответствующие отраслевые рынки. Из реализуемых активов наибольшие перспективы имеют «Пермавтодор» и «Менделеевская».
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний