Газета
 21 мая 2007, 13:20   949

Нелетная погода

Нелетная погода
Денис Гвоздев, начальник управления транспорта и связи Министерства градостроительства и инфраструктуры Пермского края: «Мы должны повысить инвестиционную привлекательность края. Инструментом для решения этой проблемы может стать пермский аэропорт».
Денис Гвоздев, начальник управления транспорта и связи Министерства градостроительства и инфраструктуры Пермского края: «Мы должны повысить инвестиционную привлекательность края. Инструментом для решения этой проблемы может стать пермский аэропорт».

Денис Валерьевич, недавно в Москве прошла конференция, организованная журналом «Авиатранспортное обозрение», в которой Вы приняли участие. Какие проблемы на ней обсуждались?
— Речь шла о проблемах гражданской авиации, в основном касались проблем региональных аэропортов, таких как в Березниках, и портов региональных центров, которые не попали в систему так называемых хабов Минтранса, связывающих между собой все аэропорты страны.
 
Почему пермский аэропорт не вошел в число хабов?
— Вопрос очень скользкий и доселе непонятный. В систему хабов попали в основном крупные аэропорты центров федеральных округов, а мы к их числу не относимся. Кроме того, востребованность нашего аэропорта к тому моменту, когда формировалась эта система, была невысока: пассажиропоток составлял 200 тысяч человек в год, это очень мало.
 
Чему был посвящен Ваш доклад?
— Мое выступление касалось планов региональных властей в части развития гражданской авиации на территории региона. С 1991 года объемы перевозок пассажиров в крае упали в 3–4 раза, и сегодня вовлеченность пассажиров, то есть число тех, кто пользуется данным видом транспорта, составляет 2 %. Поэтому задача краевой администрации  —  создать максимально комфортные, благоприятные условия для населения, чтобы авиационный транспорт стал доступным.
На сегодняшний день перм-ский аэропорт нас интересует не только как отдельный бизнес, который платит в бюджет определенный налог, но и как инструмент решения более масштабных задач, как средство повышения инвестиционной привлекательности региона. Стимулировать дальнейшее социально-экономическое развитие Пермского края можно за счет внешнего и внутреннего ресурсов. Внешний ресурс — это в первую очередь приход нового бизнеса. На это направлен «Проект 20–24» — снижение налога на прибыль. Но чтобы к нам пришел бизнес, нужно создать ему комфортные условия. Сделать это можно через эффективную, развитую транспортную систему, а для деловых людей сегодня авиационный транспорт является ключевым.
 
Видение пермских властей сходно с тем мнением, которое высказали другие участники конференции?
 — Из региональных чиновников приехали только мы, в основном были представители аэропортов. Вообще мероприятие меня несколько разочаровало — проблемы были лишь обозначены, но никто не предложил конкретных решений. Но то, что я рассказал, очень живо все восприняли, был довольно-таки неплохой резонанс, в том ключе, что власти Пермского края, в отличие от  других, обращают на это внимание и идут навстречу гражданской авиации.
 
Какие проблемы авиатранспортной отрасли существуют сегодня в Пермском крае, каким образом они будут решаться?
— Первоочередным мероприятием является строительство нового терминала.
Несмотря на то что у нас существует множество правовых проблем, до сих пор не решенных, мы пытаемся решать проблемы нашего аэропорта, которые на сегодняшний день тормозят развитие авиационных перевозок. Наш аэропорт из-за некоторых технических показателей и низкой пропускной способности сдерживает увеличение пассажиропотока и мешает привлечению новых перевозчиков, новых воздушных судов.
Поскольку существует риск, что мы можем лишиться статуса международного аэропорта, было принято решение об участии бюджета края в строительстве нового терминала на направлении международных авиалиний.
 
Вы упомянули о юридических проблемах, которые влечет за собой строительство терминала. С чем они связаны?
— Дело в том, что предприятие «Пермские авиалинии» является федеральным, кроме того, оно находится в перечне стратегических. Два года подряд решение о выведении предприятия из этого перечня, к сожалению, не принимается.
Эти проблемы сегодня не позволяют принять окончательное решение и обозначить перспективы развития аэропорта на ближайшие пять лет. Мы вынуждены планировать краткосрочные мероприятия.
Край не имеет права вкладывать деньги в федеральную собственность. Поэтому мы не станет заниматься реконструкцией старого здания аэропорта, а построим новый терминал, который будет находиться в краевой собственности.
 
Кто будет инвестировать в строительство нового терминала?
— На сегодняшний день только краевая администрация. На данном этапе пока никого привлекать не планируется. Вновь создаваемое здание будет находиться в собственности края, но управлять им скорее всего будет ФГУП «Перм-ские авиалинии».
 
Работы по реконструкции аэропорта уже ведутся?
 — 28 апреля мы встречались с проектировщиками из компании «Сивас», которые познакомили нас с  рабочим вариантом строительства нового зала международных пассажирских сообщений. Было предложено несколько вариантов размещения, в итоге выбрали один и обговорили исходные данные. Тогда же принималось решение о разработке проекта вынесения инженерной сети, которая подпадает под зону застройки.
 
Как будет вестись реконструкция?
— Здание построят отдельно, рядом с уже существующим зданием аэровокзала, после чего международный сектор переведут в новый терминал. Что касается внутрироссийских авиалиний, то во время реконструкции технологический процесс останавливаться не будет.
 
Каковы сроки реализации проекта?
— До конца 2008 года. Мы от этих планов не отступаем, может быть, в нормативный срок, до 1 августа, можем и не уложиться, но как минимум коробку здания к этому времени должны будем сделать. Надеемся, что до конца 2008 года терминал будет запущен в эксплуатацию.
 
Планирует ли краевая администрация поддерживать «Пермские авиалинии» в качестве компании-перевозчика?
— Развивать собственные авиаперевозки нам было бы интересно, но пока мы  не имеем такой возможности. Мы понимаем, что сегодня не сможем выдержать существующей конкуренции. Шанс выйти на первые позиции есть только при условии, что авиакомпания будет иметь в собственности новые самолеты, причем их должно быть не менее 8–10. Я не понимаю обоснованности такого шага. Зачем нам своя авиакомпания? Пусть прилетают все кто хочет, а у пассажиров будет право выбора.
На самом деле в мировой практике не так много примеров, когда аэропорт и компания являются единым предприятием. От подобного совмещения давно откзались, потому что это два абсолютно разных бизнеса, которые не должны быть вместе.
Что касается «Пермских авиалиний», хотя передача части функций другой авиакомпании вызвала негативную реакцию, сделано это было по объективным причинам. Финансовое состояние предприятия было нестабильно, в связи с чем у нашей авиакомпании не осталось воздушных судов, которые могли бы осуществлять перевозки пассажиров. Один самолет арендовали у «Сибири», второй — у «Башкирских авиалиний». Эти отношения завершились. Максимальный ресурс наших самолетов ТУ-134 заканчивается, меньше чем через два года «Пермские авиалинии» останутся без собственного авиапарка. Именно поэтому и было принято решение о консолидации авиационной работы ФГУП и авиакомпании «Сибирь». Тем самым мы развели два вида бизнеса, оставив «Пермским авиалиниям» аэропортовый бизнес, а деятельность по перевозке передали свободным авиакомпаниям. Мы открыты для сотрудничества с любыми компаниями, которые готовы сюда прийти, но пока S7 — единственная компания, согласившаяся работать на условиях, предложенных «Перм-скими авиалиниями», хотя переговоры велись со многими.
 
Но ведь потом появилось много негативных откликов, связанных с работой этой авиакомпании. Как Вы можете это прокомментировать?
— Во многом это субъективный фактор. Было недовольство, связанное с задержками авиарейсов. По статистике, в январе было 43 задержки, в феврале их стало еще больше, но в марте их число сократилось до 19. Признаю наше упущение: мы не предусмотрели таких проблем, но администрация стала плотнее работать с авиакомпанией, и динамика  наблюдается положительная. Кроме того, если взять статистику аэропорта «Домодедово», по всем показателям авиакомпания S7 лучшая из тех, кто там летает. За первый квартал этого года рост отправки пассажиров составил 32,5 %. Таких показателей нет нигде. Задачу по доступности авиаперевозок в Пермском крае она все-таки решает. Народ стал летать больше, и мы предполагаем, что к концу года пассажирооборот в аэропорту может  достичь 440–450 тысяч человек, притом что в позапрошлом году он достигал лишь 250 тысяч, а в прошлом — 370 тысяч человек. Это произошло за счет прихода авиакомпаний, развития других направлений и увеличения частоты рейсов. Сейчас планируется частоту полетов на московском направлении увеличить до 10-ти рейсов в день. Предпосылки к этому на сегодняшний день есть.
Но у краевой администрации также есть желание, чтобы потребители услуги авиаперевозки более активно проявляли свою позицию по отношению к тем, кто им эту услугу предоставляет. Таким образом, процесс функционирования компании изменится в лучшую сторону. К  сожалению,  недобросовестным перевозчикам пока многое сходит с рук.  Мы организовали анкетирование в аэропорту и опубликовали в прессе номера телефонов, по которым можно высказать свои претензии к компаниям-перевозчикам, но люди пока не проявляют особой активности. Замкнутость пассажиров не позволяет сегодня изменить качество услуг.
 
Будут ли приход новых авиакомпаний и усиление конкуренции способствовать снижению стоимости авиабилетов?
— Мы проводили такой анализ. По предварительным оценкам, у авиакомпаний есть потенциал снижения стоимости авиабилетов еще на  30 %, так что цена билета в эконом- классе может упасть.
Но  есть вероятность, что приход множества авиакомпаний не повлечет за собой снижения цен. Авиации свойственно наличие картельных сговоров. Возможно, какое-то время будет наблюдаться конкурентная борьба, причем, может быть, не совсем добросовестная, но в итоге все со всеми договорятся. Но для нас самое главное сейчас — сохранить авиационное сообщение хотя бы на минимальном уровне, чтобы вообще все не закрылось.
Поделиться:
Все новости компаний