Газета
 14 мая 2007, 13:20   1982

Сити без менеджера

Сити без менеджера
Количество муниципальных образований Пермского края, отказавшихся от должности сити-менеджера, растет. По мнению специалистов, эта тенденция в дальнейшем только усилится.
Количество муниципальных образований Пермского края, отказавшихся от должности сити-менеджера, растет. По мнению специалистов, эта тенденция в дальнейшем только усилится.

Несмотря на то что институт сити-менеджеров становится все более привычным, сегодня остаются убежденные сторонники идеи избрания, а не  назначения главы администрации.
Согласно логике Федерального закона № 131, каждая из трех ветвей власти в нашей стране — представительная, исполнительная и судебная — выполняет свои функции и отлична от другой по спектру проблем, которые решает.  В таком случае и порядок наделения их полномочиями тоже должен быть разным, настаивали сторонники введения должности сити-менеджера. Предполагалось, что, если избранный мэр не выполнит обещанное, избиратели смогут решить вопрос о продлении его полномочий лишь спустя достаточно длительное время. В случае же если с исполнением обязанностей не справится сити-менеджер, его можно будет немедленно заменить на другого, без дополнительной нагрузки на городской бюджет в виде внезапных перевыборов. Однако сегодня все чаще звучит иная точка зрения, согласно которой эффективность самого института сити-менеджера ставится под сомнение. Основные аргументы критиков состоят в том, что сити-менеджеры все чаще занимаются политикой, а не своими прямыми обязанностями и снять их достаточно сложно.
Муниципалитеты Пермского края поделились на тех, кто принял должность сити-менеджера и прописал это в своем уставе, и тех, кто отказался от нее. При этом число последних с недавних пор стало увеличиваться.
После того как сити-менеджер Чайковского — глава администрации городского поселения Алексей Новиков добровольно оставил свой пост, мэр города Юрий Востриков объявил о том, что Чайковский пополнит число городов Прикамья, не имеющих сити-менеджеров. На брифинге, посвященном данной теме, г-н Востриков напомнил про опыт Нытвы, Краснокамска и Губахи, где глава поселения и глава администрации выступают в одном лице. «Основная правовая база поселений по этому вопросу уже сформирована, —  отметил  г-н Востриков в ходе брифинга.
Пермский политолог Олег Лысенко считает, что в Прикамье сегодня наиболее эффективным является такой вариант распределения властных полномочий, когда практическое руководство муниципальным образованием осуществляет всенародно избранный кандидат. «Причина в том, что ответственность, которую берет на себя человек при выставлении своей кандидатуры на выборах, является пусть и слабой, но все же гарантией исполнения обязательств, — уверен он. — Во всем мире эффективно существуют и работают схемы как с фигурой назначаемого сити-менеджера, так и всенародно избранного мэра. Однако стоит учитывать, что на Западе традиции, общественное мнение и институты гражданского общества удерживают людей от злоупотребления властью. В России такой традиции, к сожалению, пока нет».
Большинство экспертов «bc» считают, что конфигурация властных постов в муниципалитетах обусловлена в основном спецификой отношений доминирующих в муниципальном образовании бизнес-игроков. На взгляд Олега Лысенко, особенно сильно такое влияние ощущается в небольших городах, образованных по принципу монопроизводства. В большинстве своем это города на северо-востоке региона. «Там, где доминирующим игрокам выгодно поддерживать противовес мэру, появляются и закрепляются сити-менеджеры», — сказал эксперт.    
Политолог Сергей Бойко заметил, что ситуация распределения полномочий в каждом конкретном случае обусловлена различными причинами. «Достаточно часто определенная конфигурация расстановки руководящих постов в муниципальных образованиях диктуется раскладом сил между региональной властью и доминирующими группами на местах, — считает он. — Насколько региональное руководство может обеспечить контроль над муниципалами, настолько рассматривается необходимость создания поста сити-менеджера».
Сергей Бойко отметил, что важно также принять во внимание соотношение сил внутри самого муниципального образования или города. «Уровень влияния депутатов на исполнительную власть также является важным фактором, который необходимо учитывать, — отмечает г-н Бойко. — На первый план выходит удобство схемы реализации властных полномочий в рамках муниципалитета. Стоит отметить, что депутаты, входящие в представительные органы на местах, представляют либо свои интересы, либо выражают мнение крупных игроков данного муниципалитета. В случае когда избирается оппозиционное руководство города, сити-менеджер — это компромиссная фигура, способная сгладить противоречия внутри муниципального образования».
Глава Кунгура, также отказавшегося от должности сити-менеджера, Амир Махмудов считает, что одна из причин подобных решений кроется в недостатке профессиональных кадров. «На должность сити-менеджеров надо готовить специально, необходимо, чтобы это были специалисты, профессионально разбирающиеся в муниципальном строительстве и городском хозяйстве, — подчеркнул г-н Махмудов. — Сегодня эти должности занимают, как правило, специалисты из бизнеса, социальной сферы, а должен быть человек с государственным складом ума, избавленный от политического влияния определенных групп». 
Стоит отметить, что недовольство менеджериальной формой руководства муниципалитетами складывается также из отсутствия определенности полномочий и ответственности лиц. Председатель комитета по государственной политике и местному самоуправлению Законодательного собрания Пермского края Юрий Елохов сравнивает муниципалитет с крупным предприятием: «Мэр как председатель совета директоров при наличии генерального директора — сити-менеджера часто не подписывает ряд важных документов лично, однако всегда несет за принятые решения полную ответственность».
По мнению г-на Елохова, сейчас сложно говорить об определенной тенденции отказа от должности сити-менеджера, однако в рамках полномочий муниципалитетов присутствует возможность избрания той или иной конфигурации распределения властных функций. «Муниципальное образование вправе выбирать, необходим ли пост сити-менеджера с точки зрения эффективности управления», — считает он.
Юрий Елохов подчеркнул, что готов содействовать инициативам представителей местного самоуправления в отношении модернизации федерального закона о местном самоуправлении. Вместе с тем он заметил, что шансов на изменение федерального законодательства очень мало и необходимо «эффективно использовать те возможности, которые мы имеем сейчас».
 
Справка «bc»
Сегодня в Пермском крае действуют различные схемы реализации властных полномочий. В частности, в Кунгуре, Губахе, Краснокамске, Нытве уставы городских поселений не предусматривают отдельной должности главы администрации (сити-менеджера). В другой группе, пока более многочисленной, должность сити-менеджера присутствует и закреплена соответствующим нормативным актом. В нее входят Пермь, Березники, Красновишерск, Добрянка, Лысьва, Соликамск, Чусовой.
Поделиться:
Все новости компаний