Газета
 30 апреля 2007, 00:00   955

В равной пропорции

В равной пропорции
В декабре 2007 года выборы в Государственную думу Российской Федерации впервые пройдут по пропорциональной системе. Достоинства новой модели выборов стоят ее недостатков, считают эксперты «bc».
В декабре 2007 года выборы в Государственную думу Российской Федерации впервые пройдут по пропорциональной системе. Достоинства новой модели выборов стоят ее недостатков, считают эксперты «bc».

В декабре пройдут первые выборы в Государственную думу Российской Федерации по пропорциональной системе. Попытку разобраться в этом варианте выборов, выявить, что же ждет политическую систему страны и как изменение избирательной системы повлияет на возможность представительства регионов в Москве, понять, почему аналитики считают такой вариант выборов невыгодным для «Единой России», «bc» сделал в этом материале.
 
В пропорции. Среди существующих систем выборов (мажоритарная, пропорциональная и смешанная) правоведы называют именно пропорциональную систему наиболее дискуссионной. Как достоинство данного варианта выборов специалисты выделяют ускоренное формирование партийной системы в государстве, относительно более дешевые выборы и наличие «голосования за идеологию, а не за личность». В то же время отрицательными сторонами применения данной модели выборов специалисты называют наличие темных лошадок в списках, отсутствие привязки народных избранников к территориям и определенное дробление партийного пространства (при невысоком избирательном пороге 3–4 % в парламент проходят 10–12 политических партий, при его повышении до 7 % число парламентских политических сил снижается до 3–4, но возрастает длина так называемого «хвоста» — голосов партий, не преодолевших избирательного порога).
Фактически еще в 2004 году была обнародована позиция президента Владимира Путина о переходе страны к системе выборов в Государственную думу по мажоритарной системе. В 2005 году был принят соответствующий закон, вступивший в силу в декабре 2006 года.
По мнению главного редактора журнала «Эксперт» (г. Москва) Валерия Фадеева, высказанному на заседании клуба «Строгановский» в Перми, сегодня пропорциональная система выборов достаточно выгодна Кремлю. По его словам, она позволяет решить задачу, стоящую перед Администрацией Президента РФ, — создание системы партий в Государственной думе, аналогичной существующей в регионах, где 11 марта состоялись выборы в региональные представительные органы. «Ведущими элементами этой системы является большинство «Единой России», — считает политолог, — а также гарантированное прохождение в нижнюю палату парламента еще 3-х партий: ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России»».
Господин Фадеев уверен, что переход к пропорциональной системе — это осознанный выбор руководства страны, направленный на создание сильных политических партий путем увеличения проходного барьера и отказа от мажоритарных выборов. «Руководство страны упорно идет по этому пути, — считает политолог. — На определенное время именно пропорциональная система позволит одной партии, «Единой России», установить контроль над парламентом. Может, через 4–8 лет партии будут настолько зрелыми, что возможно будет отказаться от существующего сегодня ручного управления политическими процессами в стране».
 «При реализации пропорциональной системы будет происходить политическое структурирование общества, — уверен политолог Николай Иванов. — В таких условиях любой кандидат вынужден определить свою политическую позицию. Когда идет один депутат, он может играть на интересах и взглядах избирателей. Когда человек представляет политическую партию, возможность обмана избирателей уменьшается. Его идеологическая платформа будет более ясна избирателям. Минус системы — расплывчатая ответственность перед избирателями».
По словам политолога Олега Лысенко, главная задача избирательной реформы — усиление роли политических партий. «Однако не факт, что партии готовы к этому», — считает эксперт.
 
Кому выгодно. По мнению аналитиков, избирательные системы решающим образом влияют и на систему представительства, и на структуру многопартийности. Мировая практика показывает, что в чистом виде мажоритарная система ведет к двухпартийной системе, потому что сначала создаются коалиции, потом укрупненные партии, иначе очень трудно выиграть одномандатные округа. И, напротив, в тех странах, где применяется чисто пропорциональная система, происходит дробление политического поля. Больше всего партий в тех странах, где чисто списочная система, например в Испании или Нидерландах. Число партий, представленных в парламенте, доходит там до 9–12. Кроме того, на количество партий решающим образом влияет барьер, который устанавливается при пропорциональной системе. При 5-процентном барьере обычно бывает от 5 до 7 фракций, при 7-процентном — 3–4, говорят политологи.
«Сама пропорциональная система выборов более справедлива, чем мажоритарная, — считает доктор политических наук, директор Пермского филиала по исследованию политических институтов и процессов Института философии и права УрО РАН Олег Подвинцев. — Именно она позволяет развивать политическую культуру в обществе и политические партии. Однако все достоинства пропорциональных выборов в России сведены на нет высоким избирательным порогом в 7 %. Он может отсечь от власти ряд партий, получивших достаточно серьезную поддержку у избирателей».
 По словам Валерия Фадеева, уже сегодня идет формирование второй партии власти — «Справедливой России», что еще больше сузит круг избранных. «Если «Единая Россия» позиционируется как правоцентристская, то «Справедливой России» отведен левый фланг, — уверен Валерий Фадеев. — Поэтому «единороссы» стараются ликвидировать конкуренцию на правом фланге (в этом трагедия «Союза правых сил»), а для «эсеров» главные конкуренты — прежде всего коммунисты».
Политолог видит в происходящем и определенную опасность для административного аппарата, грозящую расколом. Это он назвал расплатой за тесное «сплетение» политической партии и бюрократического аппарата. Как пример подобного раскола специалист привел ситуацию, сложившуюся в Ставропольском крае, где конфликт личностей перерос в конфликт между чиновниками краевого центра и собственно края.
По мнению советника губернатора Николая Яшина, усиление многопартийности и рост роли политических партий — это политика, последовательно проводимая Кремлем. «Зачастую противодействие губернатору оказывают представители бизнеса (малого, среднего, а иногда и крупного), вступая в политические партии, заявляющие о своей конкуренции с «Единой Россией», — характеризует ситуацию в стране советник по политике. — Сегодня такой партией видит себя «Справедливая Россия»». При активном противодействии в регионе основным врагом для «Единой России» будет именно партия Миронова. «Единороссы» видят для «Справедливой России» нишу в 10–15 % электоральной поддержки. Сергей Миронов заявляет о претензиях на 20–25 %. В таком случае «Единая Россия» не получит большинства в парламенте. Возникнут два центра притяжения, которые будут в конфронтации между собой или пойдут на вынужденное сотрудничество.
Лидер СПС Никита Белых считает, что основная тема для декабрьских выборов — избрание пути «Справедливой России». «В тех регионах, где у «Справедливой России» в списках стояли яркие персоналии, процент на выборах в региональные парламенты в марте и апреле был достаточно высоким, — считает политик. — А там, где понадеялись на бренд, взяли немного. Видно, что бренд пока не работает, поэтому для партии необходимо принять решение, каким путем двигаться. Если это будет путь, аналогичный тому, которым пошла «Единая Россия», ситуация сложится на руку «единороссам»».
Ряд аналитиков заявляют о невыгодности для «Единой России» именно пропорциональной системы выборов. «Посмотрите на ситуацию в Пермском крае, — говорит Николай Яшин, — ведь именно «единороссы» были основными победителями в мажоритарных округах, в то время как на пропорциональных выборах достаточно неплохо выступили другие политические силы».
 
Теряя корни. Среди главных недостатков системы выборов по партийным спискам ее недоброжелатели называют потерю связи депутатов парламента с территориями. Это связывают с экстерриториальностью списка и переполненностью его деятелями федерального масштаба. По словам Никиты Белых, для «Единой России» эта проблема самая острая: «В связи с планом «единороссов» в 45 % депутатских мест по результатам декабрьских выборов в проходную часть списка не попадают многие из более чем трехсот членов нынешней фракции «Единой России». Причем очевидно, что не попадут многие знаковые фигуры из регионов. И даже части москвичей и питерцев придется подвинуться, уступив место зубастым денежным выходцам из регионов, подросшим с прошлых выборов и готовым потеснить нынешних депутатов».
По словам многих аналитиков, нет никаких гарантий, что Прикамье будет представлено в будущем парламенте хотя бы одним депутатом. Это не пугает пермских политиков, которые уверены, что без региональных лидеров партийные списки не обойдутся. «Думаю, что если первыми номерами в списке будут федеральные лидеры, то им не обойтись без представителей регионов на других местах, — считает глава Перми Игорь Шубин. — К этому толкает и ментальность людей, которые настроены голосовать за «своих»».
Несколько по-другому оценивают проблему политологи, которые уверены в том, что разрыв между федеральными политиками и регионами лишь возрастет. «Исход выборов в Госдуму будут определять московские политики. Скорее всего в списках всех политических партий основную часть будут составлять кандидаты-москвичи, — считает Николай Иванов. — Я не удивлюсь, если количество пермских политиков будет сведено к минимуму, или они вообще не будут присутствовать в списках ведущих политических партий. Боюсь, что большинство депутатов не будут связаны с регионом и, таким образом, обратная связь будет минимальной».
С коллегой солидарен и Олег Подвинцев: «Связь депутатов с регионами будет утрачена. Считаю, что субъекты Федерации еще столкнутся с проблемой представительства в центральных органах власти».
«Даже сейчас многие одномандатники не вспоминают о своем округе до очередных выборов, что уж говорить о людях, избранных по партийным спискам, — заметил заместитель главы Пермской городской думы Денис Ушаков. — Но я все же надеюсь, что пермяки попадут в состав новой Государственной думы и будут поддерживать связь с регионом».
 
Справка «bc»
 
2 декабря все депутаты нижней палаты парламента будут избраны по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов.
Федеральные списки кандидатов должны выдвигаться только политическими партиями, имеющими право участвовать в выборах. Закон не предусматривает создание избирательных блоков при проведении выборов. В федеральный список кандидатов должны входить не более 500 кандидатов, которыми могут быть не только члены партии, но и иные лица, число которых не должно превышать 50 % от общего числа кандидатов.
Согласно документу, федеральный список кандидатов может содержать общефедеральную часть (не более трех человек) и в обязательном порядке разбиваться (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, число которых не может быть менее 100. При этом общее число избирателей, зарегистрированных на территории, которой соответствует одна региональная группа, не может быть менее 650 тысяч и более 3 миллионов человек.
Региональная часть федерального списка должна охватывать всю территорию России. Регистрация списков, согласно документу, осуществляется на основании подписей избирателей или избирательного залога, причем партии, представленные в Госдуме, освобождаются от этой процедуры.
В результате выборов в Госдуму проходят депутаты по федеральным спискам, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки в совокупности подано более 60 % голосов избирателей. Если ни один из списков не получил 7 и более процентов (в совокупности 60 %), то выборы признаются несостоявшимися.
Поделиться:
Все новости компаний