Газета
 30 апреля 2007, 00:00   1846

До зрелости далеко

До зрелости далеко
Вся масса рекрутинговых компаний разделилась на два пула. В зависимости от выбранного агентства стоимость услуг может различаться в два раза.
Вся масса рекрутинговых компаний разделилась на два пула. В зависимости от выбранного агентства стоимость услуг может различаться в два раза.

Популярность рекрутинговых услуг в Перми растет день ото дня. В условиях кадрового голода поиск квалифицированного специалиста или даже рабочего представляется задачей, от решения которой зависит дальнейшее развитие и успех компании. Сегодня около трети компаний, работающих на пермском рынке, прибегают к услугам кадровых агентств. Через рекрутеров закрываются до 30 процентов имеющихся вакансий.
 
Кто есть кто. В октябре этого года рынок рекрутинга отметит свое двенадцатилетие, именно столько лет назад в городе было открыто первое кадровое агентство. Чуть позже появились еще буквально три-четыре игрока, преимущественно филиалы иногородних компаний. В то время пермские работодатели не рассматривали профессиональных рекрутеров в качестве подспорья в подборе персонала. Соответственно сформировать спрос участникам рынка было очень непросто.
Светлана Тюрина, директор кадрового агентства «АНКОР-Пермь»:
— Первыми и основными заказчиками на тот момент являлись западные компании, желающие открыть в области филиал. Но для того, чтобы объяснить пермским работодателям, что такое рекрутинг и чем эта услуга может быть полезна, мы потратили немало времени и средств, вели активную работу со СМИ, проводили консультации и прочие мероприятия по продвижению своих услуг. Спрос сформировался только после нескольких лет активной «просветительской» работы.
Однако после кризиса 98-го года заинтересованность работодателей быстро угасла. Дефолт заставил их затянуть пояса и экономить буквально на всем, в том числе и на персонале. Но уже в 2000 году рынок рекрутинга в Перми заработал с новыми силами. Спрос резко вырос из-за перехода страны к рыночной экономике, и собственникам пришлось серьезно поменять свои взгляды на бизнес.
Как рассказала «bc» Ольга Болотова, директор кадровой консалтинговой компании «Отдел кадров», при подборе персонала через агентство компания-работодатель получает ряд значительных преимуществ. Во-первых, это возможность найти лучших из лучших. «Чаще всего такие кандидаты уже работают и объявлений о вакансиях, к сожалению, не читают. В этом случае может очень пригодиться обширная база кандидатов и современные технологии поиска, имеющиеся у нас», — говорит она. Во-вторых, срочность. Почти каждой компании знакома ситуация, когда сотрудник нужен был еще вчера.
Ольга Болотова:
— Обратившись к нам, работодатель сможет значительно сократить сроки поиска. Как правило, в таких «горящих» случаях уже за один день будут предоставлены первые кандидаты, соответствующие требованиям.
И наконец, экономическая выгода, поскольку работа с кадровыми агентствами позволяет значительно снизить затраты труда и времени сотрудников, а также избежать расходов, связанных с оплатой рекламы вакансии, телефонными переговорами и т. п.
Сегодня в Перми насчитывается более 40-ка рекрутинговых компаний. Хотя, по мнению экспертов, рынок достигнет зрелости еще не скоро, ведь основную его часть пока составляют маленькие кадровые агентства, не обладающие всеми необходимыми ресурсами для оказания действительно качественных услуг. И говорить о здоровой конкуренции среди игроков все еще сложно.
Светлана Тюрина:
— Существует давно сформировавшийся пул, в который входят серьезные крупные агентства, работающие на рынке уже много лет. И есть мелкие компании, многие из которых не избегают соблазна пожертвовать качеством ради получения выгоды. Собственники таких агентств практически в одиночку занимаются всем: продают и рекламируют свои услуги, участвуют в подборе кандидатов, ведут делопроизводство и так далее.
Эксперт предупреждает, что при такой организации работы вопросы качества подбора персонала отходят на второй план, так как просто не остается времени на совершенствование деятельности. Поэтому, чтобы создать рыночную компанию на кадровом рынке, необходимы профессиональный подход к формированию собственного штата сотрудников и четкое позиционирование агентства для клиента.
 
Курс на персонифицированный подход. По мнению Светланы Тюриной, одной из основных тенденций рынка услуг по подбору персонала является отрыв лидеров рынка от остальных компаний. Все показатели ведущих кадровых агентств сегодня значительно выше, чем у остальных игроков рынка. Нестабильность мелкого бизнеса играет свою роль. Таким образом, лидеры имеют возможность развиваться и еще дальше уходить от аутсайдеров. Идет процесс естественного отбора, увеличивается объем рынка, усиливается конкуренция, повышаются требования к эффективности работы.
Ольга Болотова:
— Сегодня на рынке появилось много новых местных кадровых агентств и представительств московских и иностранных компаний. При этом многие агентства не выдерживают конкуренции и по истечении некоторого времени закрываются либо перепрофилируются на другие виды деятельности, например, обучение, оценка персонала и так далее.
Именно качество услуг является сегодня ключевым параметром при выборе партнера по рекрутменту. К сожалению, не все агентства способны поддерживать должный уровень качества услуг, и это дискредитирует всех рекрутеров. По мнению экспертов, слабым местом пермских кадровых агентств является отсутствие гибкого подхода к выполнению задач, поставленных клиентом, и невнимательность к специфике деятельности компании-заказчика. «Заказчики ориентируются уже не столько на стоимость, сколько на «клиентоориентированность» провайдера услуг. И это — хороший сигнал для гибких кадровых агентств, умеющих «настроиться» на клиента», — считает Светлана Тюрина.
По мнению Ольги Болотовой, пермский рынок услуг по подбору персонала все еще не пестрит обилием всевозможных услуг. Например, компании, которые занимаются аутстаффингом или хэдхантингом, можно по пальцам пересчитать. В это число опять-таки входят серьезные крупные агентства и иногородние игроки, обладающие хорошим ресурсом. А грамотно подобрать топов сегодня могут только единицы.
 
Цена вопроса. Сегодня на рынке существует большой разброс цен на услуги рекрутеров. Средняя стоимость специалиста составляет примерно 16–18 % от его годового дохода. Крупные и давно зарекомендовавшие себя агентства просят у заказчика порядка 30 %. Более мелкие агентства в ходе переговоров часто снижают цены до 12–15 % от годового дохода, а вместе со снижением стоимости падает и качество оказываемых услуг.
Светлана Ильиных, директор кадрового агентства IBC Human Resources:
— Сумма договора зависит от уровня и сложности вакансии. Также учитываются эксклюзивность работы, деловая репутация компании-заказчика, интерес к ней со стороны потенциальных кандидатов, ограничения и методы поиска, уровень оплаты и условия работы сотрудника. Также серьезное агентство должно предоставить вам гарантию бесплатной замены специалиста в случае обоснованного его увольнения в течение всего испытательного срока кандидата.
Однако очевидно, что цена не может быть единственным критерием при выборе рекрутера. Гораздо важнее правильно оценить соотношение цены и качества, на которые вы хотите рассчитывать. По мнению Светланы Ильиных, в этом поможет информация о возрасте агентства, ведь чем дольше агентство работает на рынке, тем больше известно о том, как оно себя ведет и с клиентами, и с кандидатами. И только агентство, специализирующееся на подборе сотрудников необходимого вам профиля и уровня квалификации, поможет сэкономить время, средства и вероятнее всего подберет наиболее подходящего вам работника. В любом случае нужно помнить, что рекрутеры — это не панацея, а всего лишь инструмент, эффективность которого зависит от того, как его использовать.
 

Комментарий
 
На что надо обратить внимание при выборе рекрутера?
 
Светлана Ильиных, директор кадрового агентства IBC Human Resources:
— Критерии, которыми фирмы должны руководствоваться в первую очередь: рекомендации фирм-партнеров, а также форма оплаты. По моему мнению, стоит прислушаться к рекомендациям клиентов, партнеров, кандидатов, которые уже работали с тем или иным агентством. Рассказ об успешном опыте подбора сотрудников и принципах построения отношений с компанией-заказчиком — один из самых весомых аргументов в пользу выбора рекрутера. Агентства, которые предоставляют действительно качественные услуги по подбору персонала и обеспечивают максимальное соблюдение этических норм, вкладывают значительные средства в повышение квалификации своих сотрудников, техническое оснащение компании, разработку эффективных методов и технологий работы.
 
С какими проблемами может столкнуться работодатель, самостоятельно подбирая персонал?
 
Елена Южакова, директор УКЦ «Карьерист»:
— В первую очередь это сложности в формировании критериев подбора кандидатов, трата большого количества времени на проведение собеседований и серьезные затраты на рекламу. Кроме того, некоторые все еще не понимают технологии работы кадрового агентства и как следствие считают необоснованной цену, которую приходится платить за поиск специалистов.
 
Вадим Фурманчук, заместитель директора по развитию «Кадровой консалтинговой компании»:
 — Современные условия развития рынка таковы, что предприятия начинают конкурировать за счет эффективного использования человеческих ресурсов, а кадровая политика становится одним из определяющих факторов успеха. Формирование и развитие собственной эффективной службы персонала оборачиваются немалыми инвестициями, что может себе позволить не каждое предприятие. Именно поэтому люди, осознающие важность задачи, предпочитают обращаться к профессионалам.
Поделиться:
Все новости компаний