Газета
 30 апреля 2007, 00:00   889

Старый новый знакомый

Старый новый знакомый
В Перми снова показывают польское кино. Это напоминает встречу старых знакомых — фильмов из Польши и зрителя с Западного Урала. Они так давно не виделись… И встреча вышла достаточно трогательной.
Автор: Кирилл Перов
В Перми снова показывают польское кино. Это напоминает встречу старых знакомых — фильмов из Польши и зрителя с Западного Урала. Они так давно не виделись… И встреча вышла достаточно трогательной.

25 по 29 апреля в Перми в рамках Недель национальных кинематографий проходил фестиваль «Современного польского кино». Для пермского зрителя работы польских кинематографистов — определенным образом организованное путешествие в прошлое. «В советские годы польское кино — уникальное явление мировой культуры — было чрезвычайно авторитетно и популярно среди российских зрителей, — говорит программный директор «Пермской синематеки» Анна Сидякина. — Польским режиссерам — в силу несколько более либерального по сравнению с Советским Союзом политического режима — удавалось говорить о противоречиях социализма откровеннее, чем нашим мастерам кино. Фильмы Анджея Вайды, Кшиштофа Занусси, Ежи Кавалеровича, Анджея Мунка, Ежи Гоффмана, Кшиштофа Кесьлевского поднимали серьезные социальные, нравственные проблемы, подавали их в непривычно остром ракурсе, отчего едва ли не каждый показ новой польской картины становился у нас событием».
И действительно, все помнят аншлаги в кинотеатрах на развлекательных фильмах — детективах и комедиях Юлиуша Махульского (вспомните хотя бы искрометную дилогию «Ва-банк») или серьезных, переполненных философскими размышлениями и сложными аллюзиями фильмах Анжея Вайды (вызывающие до сих пор у киноманов трепет «Человек из мрамора», «Пепел и алмаз» и «Канал»). А прекрасные костюмированные исторические драмы Ежи Гоффмана («Пан Володыевский», «Потоп» и др.) и сейчас являются примером для кинематографистов (стоит сравнить антураж и подачу исторических мест у Гоффмана и в «Ермаке»).
Именно поэтому зрительский интерес к польскому кинематографу столь высок. В программе до-статочно хорошо представлена кинопродукция последних лет. Открыл программу фильм классика мирового кино Анджея Вайды «Месть» (2002 год). Это экранизация одноименной комедии классика польской литературы XIX века Александра Фредро. По сути это «Ромео и Джульетта» с хорошим концом: непримиримые враги-соседи и юные влюбленные — их дети. А кроме того, в фильме масса комических деталей и созвездие знаменитейших актеров польского кино — Роман Полянски (режиссер-мэтр почтил кумира своей юности участием), Януш Гайос (вспомните Янека из «Четырех танкистов и собаки»), Анджей Северын, Катажина Фигура (муза Юлиуша Махульского), великий Даниэль Ольбрыхский и другие.
Большой интерес у зрителей вызвала также режиссерская работа выдающегося польского актера Ежи Штура «Погода на завтра». Острая социальная позиция автора, его умение понять другого потрясают. Также в составе программы показа — «Варшава» Дариуша Гаевского, «Долг» Кшиштофа Краузе, «День психа» Марека Котерского. Эти фильмы достаточно хорошо представляют современное польское кино — близкое пермякам по духу, с такой понятной мотивацией поступков героев. По мнению одного из зрителей, наиболее интересное в польском кино — это сочетание европейской культуры и славянской души, столь интересное российскому зрителю».
Особняком стоит показ классики мирового кино — снятой в 1988 году мастером Кшиштофом Кесьлевским десятисерийной картины «Декалог». Мало того, что она составляет по объему большую часть показанного материала. Картина также являет собой настоящую энциклопедию человеческих эмоций, кипящих в спальном районе, обезличенные дома которого похожи один на другой, а живущие в них люди переживают настоящие драмы. По сути отсылающий своих зрителей к библейским десяти заповедям фильм не является иллюстрацией Книги Книг.
«Это четвертый фестиваль польского кино, проходящий в нашем городе за последнее десятилетие, — говорит один из организаторов показа, руководитель Пермского центра польской культуры, член конгресса поляков России Мария Старцева. — Правда, последний из них состоялся достаточно давно, четыре года назад. В тот раз демонстрировались фильмы, копии которых есть в Перми. Фильмы, которые представлены на этом фестивале, предоставлены нам Польским культурным центром в Москве. В показе участвуют как фильмы, снятые в последние годы, так и ставший уже классикой фильм выдающегося кинорежиссера Кшиштофа Кесьлевского «Декалог». Есть непреходящие ценности, и эта работа выдающегося мастера кино также представлена пермскому зрителю».
«Мы так давно не видели хорошего нового польского кино, что провести этот фестиваль было крайне необходимо, — говорит Анна Сидякина. — В 90-е годы с польским кинематографом произошло то же самое, что и с российским: сначала произошел коллапс, вызванный крахом системы кинопроизводства и проката, появилась ориентация на голливуд-скую продукцию. Кинопроизводство Польши накрыла волна массовой продукции. Лишь в самые по-следние годы в польской кинематографии начались процессы возрождения, возвращения к своим историческим и культурным корням. Эту тенденцию и отражает программа «Современное польское кино», связующая достижения польского кинематографа эпохи расцвета с тем лучшим, что создано мастерами польского экрана на стыке веков».
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний