Газета
 23 апреля 2007, 00:00   1429

Турецкие налетчики

Турецкие налетчики
Авиакомпания Turkish Airlines собирается освоить региональный рынок пассажирских авиаперевозок. Однако этому могут препятствовать несколько факторов, в том числе и конкуренция со стороны уже присутствующих игроков.
Авиакомпания Turkish Airlines собирается освоить региональный рынок пассажирских авиаперевозок. Однако этому могут препятствовать несколько факторов, в том числе и конкуренция со стороны уже присутствующих игроков.

Турецкая авиакомпания Turkish Airlines заявила о своем намерении прийти в Пермь. Как сообщил «bc» заместитель генерального директора ФГУП «Пермские авиалинии» (предприятие управляет аэропортом «Большое Савино») Владимир Вассерман, авиаперевозчик, заинтересованный в присутствии в Перми, намерен открыть регулярный рейс, который соединит краевой центр с одним из городов Турции.
В компании Turkish Airlines эту информацию подтвердили. Как сообщил начальник отдела маркетинга представительства компании в Москве Владимир Кириллов, в настоящее время Turkish Airlines «рассматривает все возможные варианты» присутствия в Пермском крае. По словам специалиста, в настоящее время турецкий авиаперевозчик рассчитывает на два регулярных рейса в неделю в летнее время, соединяющих Пермь и Анталию. «Исследования российского рынка показали, что в последнее время все больше россиян летают в Турцию. Помимо этого, очевиден низкий уровень доверия к чартерным рейсам, так как на них обычно летают устаревшие самолеты, которые почти выработали свой ресурс. Компания, выполняющая регулярный рейс, как правило, предоставляет более качественное и безопасное обслуживание», — говорит Владимир Кириллов. 
 
Факторы. Несмотря на довольно радужные ожидания турецкой авиакомпании, эксперты местного рынка авиаперевозок скептически относятся к открытию регулярных рейсов в Анталию. В качестве одного из главных факторов, препятствующих приходу новых компаний в Пермь и сдерживающих развитие местного авиарынка, называется невысокий уровень благосостояния населения, который не позволяет большинству жителей региона пользоваться услугами авиакомпаний. По данным краевого управления транспорта и связи, услугами воздушного транспорта пользуются не более 3 % пермяков, а некоторые из экспертов отрасли считают, что этот показатель не достигает даже 0,3 %. При этом около 70 % всех пассажиров было перевезено рейсом Пермь — Москва. В Турцию пермяки летают в основном чартерными рейсами, когда плата за билет включена в стоимость путевки.
Еще одним фактором, который может негативно сказаться на вероятности присутствия турецкого авиаперевозчика в Перми, является конкуренция. Пришедшая в регион в декабре 2006 года авиакомпания S7 стала крупнейшим в Пермском крае авиаперевозчиком и, помимо наиболее выгодных московских рейсов, охватила и другие направления, в том числе открыв чартерные рейсы в Анталию. «Думаю, что главным козырем Turkish Airlines, если она решится прийти в Пермь, может стать демпинг», — считает пресс-секретарь S7 Илья Новохатский.
Однако в Turkish Airlines заявили, что демпинг иностранной компании в России обойдется дороже, чем отечественной, поэтому сверхдешевых билетов пермякам ожидать вряд ли придется. В пользу этого говорят более высокие цены на топливо и повышенные ставки на обслуживание авиатехники зарубежных перевозчиков, за все это они платят в среднем на 20–25 % больше, чем отечественные авиакомпании.
 
Рынок и законы. До прихода в регион S7 «Пермские авиалинии» уже работали на летних чартерных рейсах в Турцию. Периодичность полетов тогда составляла один раз в две недели. Как сообщил Илья Новохатский, летом 2007 года S7 намерена отправлять в Турцию два самолета в неделю. «При условии, что заполняемость салона будет достигать не менее 60 %, рейс можно считать рентабельным», — заявил специалист. Таким образом, при учете присутствия Turkish Airlines в Перми уровень предложения на полеты в Турцию может вырасти в разы. Увеличится ли предложение, в данный момент неизвестно. Однако в турецкой авиакомпании считают, что места на постепенно растущем региональном рынке должно хватить всем.
Владимир Кириллов:
— В прошлом году мы зашли в Уфу, где открыли сначала три рейса в неделю. Но спрос на наши услуги постепенно вырос, и мы увеличили количество еженедельных рейсов до четырех. Два рейса в неделю, которые мы планируем запустить из Перми, это чуть более 320 пассажиров. Думаю, что для такого большого города это не является чем-то недостижимым. Тем не менее мы должны более детально изучить ситуацию, прежде чем начать работу  в Перми.
«Turkish Airlines должны провести исследование рынка, прежде чем зайти на него, —  также считает Владимир Вассерман, — а для этого необходимо провести переговоры с местными туристическими компаниями, выяснить уровень потребностей пермяков в полетах в Турцию».
Существенным препятствием для прихода турецкого перевозчика может стать федеральное законодательство. Согласно существующим нормам, Turkish Airlines должны еще получить разрешение на полеты от Росавиации, с которым, как признаются представители авиаперевозчика, могут возникнуть «некоторые проблемы». Только после этого компания сможет начать полеты. 
 
В числе соискателей.  Turkish Airlines стала далеко не первой авиакомпанией, в последние полгода заявившей о своем намерении присутствовать в Пермском крае. До этого краевые власти и «Пермские авиалинии» уже вели переговоры с «Уральскими авиалиниями», «БалтАвиа», Utair, «Красэйр», ГТК «Россия», а также с перевозчиком-дискаунтером Sky Exspress, компаниями «Атлант-Союз» и «Карат». Однако в настоящее время в регионе присутствуют только шесть игроков. Помимо «Аэрофлота», его «дочки» «Аэрофлот-Норд» и S7, это компания «Рязань-Авиатранс», выполняющая по одному рейсу в неделю, Lufthansa,  а также «ВИМ авиа», которая застолбила за собой один рейс в Москву, однако до сих пор не начала продажу билетов. Именно направление Пермь — Москва, являющееся самым прибыльным, привлекает перевозчиков из других регионов. Но так как оно полностью занято (в настоящий момент ежедневно выполняется семь рейсов), то компании, изначально проявлявшие интерес к региону, постепенно его теряют. «Все хотят летать на Москву, а когда мы предлагаем другие маршруты, отказываются», — сетует Владимир Вассерман.
Turkish Airlines выделяется на общем фоне соискателей, так как по законодательству иностранная авиакомпания не имеет полномочий осуществлять внутрироссийские рейсы. В случае если все необходимые для освоения региона процедуры будут пройдены, она станет второй зарубежной компанией, присутствующей в регионе. 
 
Справка «bc»
Авиакомпания Turkish Airlines была основана в мае 1933 года. В 2006 году компания заняла 17-е место среди крупнейших мировых авиакомпаний с флотом из 102 самолетов. Оборот за девять месяцев 2006 года —1,510 млрд евро, чистая прибыль — 131,540 млн евро.
Поделиться:
Все новости компаний