Газета
 23 апреля 2007, 00:00   1308

Устаревшие нормы

Устаревшие нормы
Заместитель декана автодорожного факультета ПГТУ по вненаучной работе Альберт Бургонутдинов о причинах плачевного состояния дорог Перми и о способах решения проблемы.
Автор: Кирилл Перов
Заместитель декана автодорожного факультета ПГТУ по вненаучной работе Альберт Бургонутдинов о причинах плачевного состояния дорог Перми и о способах решения проблемы.

Альберт Масугутович, очевидно, что ситуация с дорогами в Перми с каждым годом становится все хуже. Что привело к такой ситуации?
— Печальное состояние пермских дорог – это результат действия нескольких факторов. Во-первых – жесткие климатические условия. Особенно это было видно нынешней зимой, когда покрытие подвергалось гораздо большему воздействию из-за сырости, дождей и смены температуры. Очень серьезную проблему представляет собой и повышение уровня грунтовых вод. Если около 20 лет назад он составлял 6–8 метров, то теперь поднялся до 1,5–2 метров. Вода, находящаяся в непосредственной близости от дорожного полотна, размывает грунт под ним, разрушая основу дороги. А погодные условия в Пермском крае жестче, чем в большинстве регионов России, и чтобы их преодолеть, необходим больший объем финансирования.
Очень много проблем доставляет система водоотвода, которая либо вовсе отсутствует, либо к весне засоряется противогололедными материалами. На многих участках дороги так называемые «ливневки» содержатся не должным образом. Все это в весенний период разрушает дорожное покрытие, что приводит к созданию трещин и выбоин уже через полтора-два года после сдачи его в эксплуатацию. А ведь дороги в регионе строят с применением самых последних технологий, и на момент окончания строительства они ничем не отличаются от дорог в Европе. 
 
То есть при равных исходных данных результат, к которому приходят в России, и в частности в Перми, намного уступает тому, что получается на западе. Как такое возможно? 
— Мало построить дорогу, необходимо еще ее правильно содержать. Если строительство одного квадратного метра полотна и у нас, и в Европе примерно одинаково — это около 2,5 тысячи рублей, то суммы, которые тратятся на содержание, значительно различаются. В 2006 году в Перми на один квадратный метр полотна пришлось примерно 110 рублей, тогда как, например, в Финляндии в пересчете на российские деньги эта сумма достигает около 2 тысяч рублей. Там специалисты ежегодно проводят комплекс работ, применяя специальную технику, которая чистит и подравнивает дорожное полотно, в результате чего оно разрушается намного медленнее. Вообще дорога, построенная в современных условиях, при правильной эксплуатации должна прослужить около 20 лет.
 
Можно ли приблизительно подсчитать, сколько необходимо средств, чтобы привести в порядок все дороги города?
— В Перми около 10 миллионов квадратных метров дорожного полотна. Вообще, в черте города все дорожные работы намного сложнее, чем за чертой города. Необходимо снять старое покрытие, оградить место работ, вскрыть всю дорожную конструкцию, дойдя до коммуникаций. Легче построить 3 километра дороги за городом, чем один в его черте. Ремонт квадратного метра в городе обходится около 700 рублей. Таким образом, ремонт всего дорожного полотна будет стоить примерно 7 миллиардов рублей. На дорожные работы в 2007 году в бюджете Перми есть только 1,5 миллиарда. Из этой суммы 495 миллионов выделено из краевого бюджета.
Практически на эти деньги можно только залатать существующие выбоины. Но во всем мире после того, как выбоина устранена, в течение строительного сезона необходимо закрыть ее новым слоем. У нас этого никто не делает. Кроме того, как заплата, так и дорога должны быть однородными, чего также нет. Кто-то заливает выбоины бетоном, кто-то просто кирпичом закладывает, кто-то строительным мусором. Такие действия могут только частично восстановить ровность дороги после зимы, но через некоторое время асфальтовое полотно просто рассыплется. Пример – дорога, соединяющая два берега Камы через плотину. Каждую весну на этом отрезке накладывают заплаты, однако уже осенью приходится делать то же самое, так как на качественный ремонт не хватает средств.
 
Любопытно, но большинство работников, делающих так называемый «ямочный ремонт» на дорогах Перми, — гастарбайтеры, которые, как известно, являются недорогой рабочей силой. Почему подрядчики экономят?
— Дорожник зачастую загнан в жесткие рамки финансирования, и ему приходится экономить на многом, в том числе и на рабочей силе, чтобы выполнить заказ. Что интересно, финансовые рамки он устанавливает сам, участвуя в тендере. В этом до недавнего времени был значительный минус конкурсной системы – практически определяющим фактором при выборе подрядчика была цена заказа. Таким образом, подрядная организация могла предложить более низкую цену, чем та, которая необходима для качественного выполнения работы. Кроме того, в тендере могло участвовать любое юридическое лицо, которое зачастую нанимало на субподряд различные подрядные организации или некомпетентных специалистов. И когда выпускник автодорожного факультета приходит в частную компанию, ему очень сложно провести расчет стоимости ремонта того или иного участка дороги, если в теории он смотрит, сколько действительно стоит работа, то на практике приходится втискиваться в рамки финансирования, что нельзя назвать благоприятным для дорог фактором.
 
Таким образом, ставится под сомнение эффективность тендерной системы. Может, необходимо ее изменить?
— Она уже постепенно меняется. Конкурсный принцип остается прежним, но условия участия в конкурсе становятся более жесткими. Теперь необходимо наличие специалистов, современной техники, а также участия в строительстве и реконструкции какого-либо участка дороги.
 
Но, судя по наличию гастарбайтеров, можно говорить, что подрядчики до сих пор экономят. Для того, чтобы делать ремонт дорог, специальное образование не нужно?
 — Любой дорожный рабочий должен обладать специализированным образованием – это может быть строительный колледж или училище. Несмотря на это, правильный подход к набору персонала среди подрядчиков встречается крайне редко.
 
Может ли подход измениться, или бизнесу выгодно ежегодно латать выбоины?
— Утверждение, что подрядчики намеренно делают работу низкого качества, неверно. В большинстве своем руководители дорожного бизнеса – очень ответственные люди, которые прошли путь от самых низовых должностей до уровня руководителя. Они по-настоящему переживают за свое дело. И в списке причин плохого состояния дорог подрядные организации занимают последнее место.
Намного более серьезная проблема – устаревшие нормативы строительства. Нормативы, которые действительны сейчас, были разработаны еще в 1986 году для всего СССР. Строить дороги в Перми и крае по этим ГОСТам сейчас нельзя, это не позволяют делать уже упомянутые нами климатические условия региона. Поэтому несмотря на то, что сам ГОСТ с технологической точки зрения идеален, без внесения поправок в Пермском крае он эффективен не будет.
 
Автодорожный факультет ежегодно выпускают специалистов отрасли. Какая часть из них после окончания учебы уходит в дорожный бизнес?
— Последние 15 лет почти все выпускники уходят в дорожные и проектные организации. Уже в начале весны компании, в том числе и из других регионов (Свердловская область, Удмуртия), присылают заявки на специалистов – прорабов, мастеров, которых просто не хватает. Сейчас уже прошло время, когда специалисты с высшим образованием шли работать на рынок, они востребованы в строительной среде.
 
Так как городской бюджет не может обеспечить должный уровень финансирования, можно ли рассчитывать на привлечение инвестиций со стороны частного капитала?
— Они возможны только в том случае, если бизнес, вложившийся в дорогу, будет получать от нее прибыль, а это значит, что дорога станет платной. Планируется, что в течение ближайших 5 лет в России будет открыто 3 таких территории. На уровне федеральных структур обсуждается возможность открыть платный  участок дороги вблизи Санкт-Петербурга, решается вопрос реализовать подобный проект на МКАДе, рассматривается возможность открытия нескольких платных мостов. Но без поддержки власти всех уровней – федеральной, краевой, муниципальной, это невозможно. Чтобы платная дорога появилось в черте города, необходима качественная альтернатива. В Перми подобное можно было бы сделать на улице Якутской.
 
Можно ли решить дорожную проблему в Перми?
— Думаю, что она вполне решаема. Но нельзя сказать, что через несколько лет у нас будут качественные дороги. Возможно, будут только хорошие участки. Однако, если вспомнить, что было 15–20 лет назад, можно с уверенностью заявить, что дороги в Перми и крае становятся лучше. Если раньше в черте города были дороги из брусчатки, то теперь такого нет. То же самое произошло и в регионе. Увеличилась скорость и комфортность проезда по дорогам Пермского края. Сейчас можно доехать до Березников за 2 часа, тогда как 20 лет назад из-за бездорожья на это мог уйти весь день. Для того чтобы частично решить проблему, необходимо три составляющие: более объемное финансирование, создание новой нормативной базы и образование специализированных независимых комиссий, занимающихся проверкой качества работ подрядчика. Такие комиссии могли бы стимулировать подрядные организации на выполнение более качественных работ.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний