Газета
 23 апреля 2007, 00:00   1095

Хватит плакать — пора посмеяться

Хватит плакать — пора посмеяться
Минувшая неделя для пермских театралов ознаменовалась очередной премьерой театра «У моста»: снова Шекспир, но на этот раз искрометная комедия-мистификация «Двенадцатая ночь».
Минувшая неделя для пермских театралов ознаменовалась очередной премьерой театра «У моста»: снова Шекспир, но на этот раз искрометная комедия-мистификация «Двенадцатая ночь».

Театр «У моста», по признанию режиссера Сергея Федотова, «сильно полюбил Шекспира», и, похоже, что последний отвечает ему взаимностью, ведь это уже третий спектакль по бессмертным произведениям драматурга, и без сомнения, очередной успех. До этого актеры уже успели порадовать публику постановками «Гамлет» и «Ромео и Джульетта».
Все эти работы режиссера очень разные. Если до этого были средневеково-мрачный Принц Датский и по-итальянски жаркие события, разворачивающиеся на площадях Вероны, то «Двенадцатая ночь» — совершенно другая пьеса. Она принципиально отличается от предыдущих постановок по Шекспиру. Самым немыслимым образом герои пьесы — Виола и Себастьян — попадают в кораблекрушение и оказываются на берегах Иллирии, станы, считавшейся у англичан времен Шекспира сказочной. В традициях жанра шекспировской комедии герои не могут найти друг друга до самого финала.  «В ней нет никакой логики, — считает Сергей Федотов, — там ничего не стыкуется». Поэтому решено было просто окунуться в стихию шекспировского театра и от души посмеяться над хитросплетениями и интригами иллирийского двора.
Любопытно, что «Двенадцатая ночь» — последняя комедия Шекспира, позже подобных произведений он больше не писал. Поэтому эта постановка интересна как для режиссера и актеров, так и для зрителя. Знаменитое «весь мир — театр», возможно, относится именно к этой комедии, ведь она действительно необыкновенно театральна, и, по словам режиссера, «все путаницы были придуманы специально для сцены».
По словам Сергея Федотова, «Двенадцатая ночь» — самый дорогостоящий за всю историю театра проект. Реализован он был при финансовой поддержке строительной группы «Камская долина», которая к своему пятнадцатилетию решила приурочить премьеру комедии. «Времена меценатов снова настают, — говорит режиссер, — а Шекспира за три копейки не поставишь». Именно поэтому совместно с «Камской долиной» была выбрана пьеса, в которой можно было достаточно широко развернуться, полностью реализовать весь потенциал театра.
Точно можно сказать, что затраты оправдали себя: шикарные костюмы из дорогих тканей, максимально приближенные к модным тенденциям шекспировских времен, сложные красочные декорации… Каких усилий стоило театру только воспроизведение точной копии фрегата XVIII века, ставшего неофициальным символом постановки. Месяц ушел на создание этого  плавсредства по оригинальным чертежам. Но потраченных времени и сил не жалко: выплывающий из-за кулис почти настоящий корабль — подлинная изюминка спектакля.
Но даже самые дорогие и совершенные декорации — ничто без таланта и мастерства актеров, чего не отнять у труппы театра. И дело тут, пожалуй, в режиссерской концепции, которая предполагает отсутствие какого-либо амплуа актера, что позволяет играть совершенно разных по характеру персонажей в любой театральной эстетике. Это делает актерский коллектив и в целом театр уникальным не только среди других театров Перми, но и России, и даже мира. Как подтверждение этому — многочисленные премии и регалии театра.
Актеры, знакомые нам по предыдущим спектаклям, предстают здесь в совершенно новых для себя образах. Так, Михаилу Орлову удалось перевоплотиться в шута Фесте, хотя еще совсем недавно его можно было видеть в роли Гамлета. А Иван Маленьких из булгаковского Воланда или семидесятилетней старушки из пьесы «Красавица из Линэна» превратился в балагура и пьяницу, сэра Тоби Бэлча. Как всегда, отлично справились со своими ролями Анна Агафонова (Оливия), Виктор Владимиров (герцог Орсино), Мария Сигаль (Виола), Сергей Детков (Мальволио) и другие.
Несмотря на то что за театром закрепилась репутация «мистического», в этом спектакле ничего сверхъестественного нет, поэтому и работать с этой постановкой режиссеру и актерам было легко. ««Двенадцатая ночь» — очень смешная пьеса, и во время репетиций, — вспоминает режиссер, — мы часто останавливались, чтобы просто посмеяться».
Вот и получилось все очень смешно, легко, весело, ярко и музыкально. Зрителя ждет блестящая игра актеров, атмосфера праздника и отличная возможность почувствовать азарт интриги. Именно интриги, ведь классическая пьеса Шекспира с закрученным сюжетом буквально сплетена из таинственных загадок, которые разрешаются в самый последний момент.
«Двенадцатая ночь» стала девятой и последней премьерой этого театрального сезона, а напоследок, как правило, оставляют самое лучшее, и комедия подтверждает этот закон. Новый же театральный сезон театр «У моста» встретит не только в отремонтированном здании, но и в новом для себя статусе краевого театра. Ну и конечно, нас снова ждут яркие премьеры и проверенные временем постановки.
Поделиться:
Все новости компаний