Газета
 23 апреля 2007, 00:00   999

Гудзон — Кама

В Пермском академическом театре оперы и балета состоялись премьеры балетов «Времена года» и «Концерт». Эта постановка явилась продолжением русско-американского сотрудничества на пермской сцене.
В Пермском академическом театре оперы и балета состоялись премьеры балетов «Времена года» и «Концерт». Эта постановка явилась продолжением русско-американского сотрудничества на пермской сцене.

В середине апреля в Пермском академическом театре оперы и балета состоялась премьера, вечер хореографии Джерома Роббинса, представленный балетами «Времена года» и «Концерт». Эта постановка явилась продолжением русско-американского сотрудничества вслед за успешным осуществлением проекта «Хореография Джорджа Баланчина на пермской сцене».
Джером Роббинс, режиссер и хореограф популярного мюзикла «Вестсайдская история», известен миру и как автор более 60-ти балетов, в которых он развивал лучшие традиции классического танца. Среди наиболее прославленных балетных произведений Роббинса — «Клетка» на музыку И. Стравинского, «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси, «Концерт» и «Танцы на вечеринке» на музыку Ф. Шопена, хореографическая версия «Вариаций Гольдберга» И. Баха. Джордж Баланчин называл Роббинса одним из тех редких художников, которым удалось посредством движения выразить подлинно американский дух. Стоит отметить, что оба великих мастера — эмигранты из России, в прошлом Георгий Баланчивадзе и Джером Рабинович.
Спектакли Роббинса исполняются во многих театрах мира, но, к сожалению, российских постановок не так много и они мало известны российскому зрителю. В начале 90-х санкт-петербургским Мариинским театром была осуществлена постановка балета «В ночи» на музыку Шопена, а в 2000 году в Большом театре свет рампы увидел «Послеполуденный отдых фавна». И вот, впервые в России, перм-ский театр представляет «Времена года» на музыку Дж. Верди, один из самых блистательных образцов хореографии Джерома Роббинса, и «Концерт» — редкий образец комедийного спектакля на балетной сцене. Постановка осуществлена представителями Фонда Джерома Роббинса  Бартом Куком и Марией Калегари, бывшими танцовщиками, лично работавшими с Джеромом Роббинсом и танцевавшими в этих балетах.
«Времена года» — это балет на музыку Джузеппе Верди из опер «Сицилийская вечерня», «Ломбардцы», «Трубадур». В основе постановки лежит хореографическая миниатюра «Весна», имевшая настолько громкий успех, что балетмейстер расширил ее до спектакля. В нем он представил все времена года, заимствовав стилистику старинных придворных балетов. Античное божество Янус знакомит зрителей с четырьмя персонажами, представляющими аллегории четырех времен года. Затем они со своей свитой поочередно сменяют друг друга на сцене, чинно раскланиваясь друг с другом и зрителями.
Но эти классические образы по воле постановщика становятся ироничными и даже комедийными за счет их окружения. Например, первой на сцене появляется Зима, сопровождаемая  зябнущими девушками-снежинками. Они сбиваются тесной  стайкой в центре сцены, чтобы противостоять двум юношам, морозным ветрам. В классическую хореографию вплетены па, имитирующие скольжение на коньках. Подобные находки юмористически окрашивают, казалось бы, старомодные балетные сюжеты. Но внешне непринужденный танец скрывает сложнейший рисунок хореографии. Артисты своим танцем иронизируют над балетными штампами.
«Концерт» — это остроумная интерпретация лирических произведений Шопена в комическом, гротескном ключе. Этот спектакль часто называют одноактным шаржем, шаржем и на балет, и на концертное исполнение, и на театр в целом. Во время исполнения увертюры опущен занавес, изображающий перспективу старинного концертного зала с точно таким же занавесом, так что зритель видит бесконечное чередование сцен и партеров, как если бы в зеркалах, поставленных друг напротив друга. Затем он поднимается, музыкант (профессиональный пианист Павел Нерсесьян) проходит к роялю, садится за инструмент и стряхивает с него белоснежным платком тучи пыли. Один за другим появляются слушатели. Каждый приносит с собой раскладной стул и усаживается в «зале», а затем капельдинер решает спор из-за перепутанных мест. Все персонажи необыкновенно характерны: чрезвычайно сосредоточенный мужчина, две шумливые девушки-подружки, супружеская пара — ревнивая жена и муж, интересующийся только своей газетой, неземная девушка-мечтательница в широкополой шляпе. Она так поглощена музыкой, что придвигается вплотную к роялю, обнимает его и даже не замечает, как из-под нее убирают стул. Так и замирает в воздухе на своих пуантах. Череда юмористических миниатюр — фантазий слушателей, навеянных им музыкой, завершается сценой, где все превращаются в бабочек. А пианист достает из рояля огромный сачок и…
Благодарные пермские зрители приняли американскую хореографию с восторгом. После каждого па-де-де, па-де-буре и сольных вариаций следовала буря оваций, артистов вызывали на поклон по нескольку раз. Следующий спектакль пройдет 17 мая, во время фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж».
Поделиться:
Все новости компаний