Газета
 09 апреля 2007, 00:00   970

Не дадут расти

Не дадут расти
Федеральные власти планируют ограничить долю ритейлеров на региональных рынках, чтобы защитить поставщиков от их давления. Сами розничные сети экспансию не признают.
Федеральные власти планируют ограничить долю ритейлеров на региональных рынках, чтобы защитить поставщиков от их давления. Сами розничные сети экспансию не признают.

Федеральная антимонопольная служба готовит изменения в Закон «О торговле», касающиеся ограничения доли ритейлеров на локальных рынках. Как сообщил начальник управления ФАС по защите конкуренции в социальной сфере и торговле Тимофей Нижегородцев, размер доли пока обсуждается, но скорее всего она составит 5, 10 или 15 %. Кроме того, антимонопольщики хотят установить и предельную долю розничных сетей от 35 % до 50 %. Ритейлерам, уже занимающим этот процент, будет запрещено заключать сделки по приобретению и аренде новых торговых участков.
По словам Тимофея Нижегородцева, «необходимость внесения изменений в закон о торговле была вызвана тем, что ритейлеры, занявшие прочные позиции на рынке, вымогая любыми путями дополнительные средства, создают для поставщиков невыносимые условия. Если крупные поставщики, имеющие большую долю на рынке, могут соответствовать требованиям сетей и устоять перед их давлением, то средние и мелкие оказываются аутсайдерами. Получается, что сети, находящиеся на конце продуктовой цепочки, тормозят рост производства, а значит, и развитие экономики в целом».
 
Кто виноват? Пермские ритейлеры считают, что поставщики сами виноваты в том, что попадают в невыгодные условия. Так, по мнению генерального директора ООО «Кама-ритейл» Сергея Нагибина (представляющего «Пятерочку» в Пермском крае), они не всегда соответствуют вполне естественным требованиям сетевиков.
Сергей Нагибин:
— Основной проблемой в работе с сетями для некоторых поставщиков является значительно более высокий уровень требований к срокам поставки, качеству товаров, качеству логистики. По этой причине вполне справедливые требования сетевиков трактуются как «неадекватные». Другая проблема — желание производителей выставить на продажу все свои продукты — упирается в простое и понятное ограничение: возможности любого магазина по расширению ассортимента определяются длиной прилавка. Естественно, что в том случае, когда на прилавке помещается 10 бутылок минеральной воды, а производители хотели бы разместить 30, сети приходится делать нелегкий выбор, какой продукт и по какой причине на полку поставить, а какой нет. Высокие требования к поставщикам в значительной степени этим и обусловлены. По-моему, это и есть рынок.
Растущие требования к поставщикам и наценки на их товар ритейлеры объясняют величиной затрат, которые у них намного выше. «Из-за этого рентабельность розничного бизнеса зачастую в разы ниже, чем у поставщика продукции, не говоря уже о производителе. К тому же на сегодняшний день доля неструктурированной розницы очень велика, и соответственно у поставщиков есть альтернатива», — отметил коммерческий директор компании «Добрыня» Александр Брызгалов.
Как удалось выяснить «bc», пермские поставщики считают договорную политику розничных сетей игрой в одни ворота. К примеру, Игорь Иткин, супервайзер компании «Ледяная радуга», специализирующейся на продуктах заморозки, в числе невыгодных условий сделок с сетями назвал большую рассрочку оплаты за поставляемую продукцию. «Ритейлеры, как правило, настаивают на оплате в течение одного-двух месяцев. Это крайне невыгодно, поскольку нам приходится регулировать взаимоотношения с непосредственными производителями, которые ожидают оплаты в срок до двух недель. К тому же сети устраивают для поставщиков аукционы, из-за чего нам приходится занижать стоимость продуктов и работать в минус».
Андрей Горохов, генеральный директор торговой сети «Ангор», решение проблемы взаимоотношений ритейлеров и поставщиков видит в изменении «подхода к сетям разного калибра». По мнению г-на Горохова, «в последние годы производители втянулись в своеобразный бизнес по-русски: любым путем, даже с убытками, продать продукцию крупным федеральным сетям в надежде на то, что мелкие региональные сети закупят ее по более высоким ценам. В действительности региональные сети, зная, по какой цене федералы продают продукцию, выкручивают руки поставщикам до тех пор, пока не добьются таких условий поставки, которые позволяют хоть как-то конкурировать с федеральными сетями». Александр Брызгалов в свою очередь считает, что отношения должны быть партнерскими, а не потребительскими, но для этого необходимо повысить стабильность поставок, качество предлагаемого товара и уровень сервиса. Сергей Нагибин уверен, что невыгодных сделок нет: «Если менеджер компетентен и адекватен и принял решение заключить договор с сетью на «невыгодных» условиях, то, видимо, это означает, что не на таких выгодных, как хотелось бы. Речь идет о какой-то одной стороне сделки, но есть много других, из которых поставщик извлекает достаточную выгоду».
 
Ничего не изменится. Разрабатываемый законопроект «О торговле», в который будет внесен пункт о «снижении порога доминирования» розничных сетей, должен поступить на рассмотрение Правительства РФ 20 июня. Эксперты управления ФАС по Перм-скому краю сложившуюся ситуацию пока не комментируют.
Однако пермские розничные сети уже готовятся к предстоящим изменениям. Как сообщил «bc» Андрей Горохов, «крупные игроки уже давно раздробили свои сети на две или три мелкие: например, оптовая компания «Норма» разделилась на несколько («Норма», «Выбор» и различные ТД и ООО как производные от этих компаний),соответственно торговая сеть «Норман» получила свое продолжение как сети «Виват» и «Добрыня», такому же дроблению в настоящий момент подвергаются все крупные сети Прикамья». С введением квоты на долю рынка, по его мнению, для поставщиков ничего не изменится, так как центр принятия решений о закупках, ценообразовании останется одним, на сколько бы частей собственник ни поделил свою структуру и как бы ее ни называл.
Однако представитель Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев считает, что для крупных ритейлеров такое дробление невыгодно, поскольку, кроме операционной прибыли, для них важна и стоимость акций на фондовом рынке, которая при разделении крупной компании значительно снизится, кроме того, в антимонопольном законодательстве есть понятие «группа лиц», обойти которое довольно сложно. Поэтому единственным последствием нововведений, по мнению г-на Нижегородцева, может стать соблюдение закона крупными торговыми сетями и укрепление позиций региональных производителей.
Поделиться:
Все новости компаний