Газета
 09 апреля 2007, 00:00   1220

С языком наперевес

С языком наперевес
Курсы по изучению иностранных языков спешат за клиентом. Они выдерживают конкуренцию с репетиторами, открываются в спальных районах и готовы обучать хоть македонскому.
Курсы по изучению иностранных языков спешат за клиентом. Они выдерживают конкуренцию с репетиторами, открываются в спальных районах и готовы обучать хоть македонскому.

Рынок курсов иностранных языков в Перми сравнительно молод. 2003 стал годом основания многих центров (тогда открылось примерно шестьдесят процентов всех языковых школ), а наиболее активное его развитие началось в последние 2–3 года. Единственная причина роста числа языковых курсов — повышение спроса на эти услуги. Расширение международных контактов (как на корпоративном, так и на личном уровне), возросший интерес к обучению за рубежом обусловили увеличение потока желающих учить иностранные языки. Кстати, именно с тех пор корпоративные курсы по подготовке к международным экзаменам одни из самых востребованных и высокооплачиваемых. Основным же мотивом для изучения иностранного языка рядовым потребителем остается самообразование.
По мнению директора центра «Контакт» — «Унифонд ПГУ» Светланы Поляковой, «от гламурных домохозяек — потенциальных туристок в развитых странах и клиенток бутиков  контингент слушателей изменился и качественно, и количественно: сегодня это в первую очередь директора предприятий, менеджеры компаний  и заводов, врачи, банковские служащие, программисты, студенты, педагоги, юристы, журналисты, бухгалтеры, ученые и артисты театра оперы и балета. «Это люди, которые понимают, что карьерный рост и конкурентоспособность напрямую зависят от знания иностранного языка», — говорит г-жа Полякова.
Конкуренцию центрам составляют частные предприниматели и физические лица, так называемые репетиторы. Существенные преимущества в организации бизнеса «учителей на дому» — отсутствие арендной платы и налогов — позволяют установить цены ниже рыночных. Так подрабатывают учителя, студенты языковых факультетов, иногда и сотрудники языковых центров. Несмотря на то что репетиторы постепенно проигрывают борьбу за клиента крупным фирмам, их услуги в силу своей доступности еще популярны. Языковые центры стараются предложить сопоставимые цены хотя бы на групповые курсы с меньшим количеством учебных часов. Их стоимость выше, чем у репетиторов, но вполне оправдывает себя — занятия проходят в специальном помещении с использованием аппаратуры и программ, поэтому обучение в таких центрах считается более качественным, чем «домашнее».  Однако профессионализм преподавателей лингвистических школ не всегда выше, чем у репетиторов, — многие специалисты предпочитают работать на себя, а не на фирму.
Чем богаты. Сегодня языковые школы предлагают корпоративные, общеобразовательные, специализированные и детские курсы. Лидерами по доле на рынке в классе общих и корпоративных курсов считаются «Modo Vivere», «Britannia» и «Welcome». Корпоративных клиентов в пермских центрах сравнительно меньше, чем физических лиц, но именно «поставки» учеников от крупного клиента помогают лингвистическим фирмам держаться на плаву — организация может отправить на обучение от десяти до пятидесяти слушателей одновременно. Такими клиентами фирмы гордятся, считают, что это демонстрирует уровень и популярность. В списке известных клиентов «Modo Vivere» —  «Верра Моторс Пермь», центр обучения «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС», дирекция «Культурной столицы». «Britannia» обучала сотрудников ОАО «Метафракс», ОАО «Камская долина», ОАО «Сан-ИнтерБрю», ООО «Открытый форум», ООО «Пермнефтегазпереработка». «Welcome» называет среди своих крупных клиентов компанию «Радиус-Сервис», фондовую инвестиционную компанию «Ермак», «Московский международный банк». Центр   «Контакт» — «Унифонд ПГУ» обучал работников ПФПГ,  «Камкабеля», «Пермских моторов».
Свои лидеры по доле рынка в сфере курсов для детей — «Lingvia» и «Hilton». Кроме изучения иностранных языков, «Lingvia» предлагает занять детей ритмикой и танцами, рисованием, ушу, «Hilton» известен своими лагерями в Перми и Турции. Особенным набором услуг, как правило, центры не располагают, поэтому выбор места для обучения во многом зависит от известности бренда языкового центра и его репутации.
В основном на рынке лингвистических услуг предпочтение отдается классической тройке языков — английскому, немецкому, французскому. Самым востребованным курсом, несомненно, является разговорный английский, однако в «Modo Vivere» заявляют о возросшей популярности немецкого языка. Не многие центры ориентированы на обучение только одному языку: «Альянс Франсез-Пермь» специализируется на французском, «Britannia» и «Hilton» — на английском. Интерес пермяков определило существование и таких дисциплин, как итальянский, испанский, китайский, польский, арабский языки. Центр  «Welcome» по запросу клиента ввел новый курс — русский как иностранный. В будущем, как обещают представители языковых школ, по запросу потребителя откроются другие направления — голландский, македонский языки.
 
Дано не каждому. Цена обучения в последнее время остановилась на отметке 2–3 тысячи рублей в месяц. Сроки освоения языка зависят от степени подготовленности клиента. Чтобы овладеть языком с нуля, придется пройти несколько курсов — от подготовительного до непосредственно разговорного. Один курс занимает три-четыре месяца, таким образом, на обучение необходимо около полугода и в среднем 24 тысячи рублей. Стоимость услуги складывается в первую очередь из зарплаты преподавателя и формы общения — индивидуальные занятия стоят дороже, чем групповые. Как правило, занятия тет-а-тет со специалистом необходимы при подготовке к экзаменам. В остальных случаях потребители выбирают групповые курсы из-за их меньшей стоимость и наличия компании. Образование за рубежом в разы дороже. Месяц учебы студента в Англии стоит порядка 1700 евро, это включает обучение, страховку и проживание. Высшее образование за рубежом обойдется в 15–17 тыс. евро.
Максим Нуртдинов, менеджер по продвижению языкового центра «Modo Vivere»:
— Цена обусловлена платежеспособностью клиента, не на все услуги находятся средства. Для полного освоения языка необходимы примерно два года упорной, постоянной работы и соответствующие финансы.
Однако не все клиенты заканчивают курсы. Вот цифры, давно признанные языковыми центрами: 20–30 процентов учеников не заканчивают обучение и уходят в первой половине года. Неумение работать с языком приводит к тому, что едва человек сталкивается с первыми трудностями, как его желание угасает. В группе из 10 человек со временем остаются только шесть-семь. Ученики корпоративных групп в большинстве случаев завершают обучение, потому что, в отличие от физических лиц, стараются для компании за ее же деньги. Кроме того, иногда они подписывают обязательство перед работодателем закончить учебу.
 
Две головы лучше. Рынок языковых центров уже обеспечил своего клиента набором услуг. Теперь старается быть ближе: «Welcome» видит необходимость в образовании сети своих центров. Он имеет филиал в Закамске, новый планируется открыть в Левшино. Выбор этих микрорайонов, очевидно, указывает на плотность рынка языковых центров в Перми и невозможность открыть здесь филиалы. Скорее всего «Welcome» надеется первым занять не нуждающийся в разнообразии рынок уровня среднего потребителя. Таким образом, в Пермском крае может появиться первая сеть языковых центров.
«Альянс Франсез-Пермь» представлен у нас как отделение всемирной ассоциации. Всего существуют 1074 отделения этой организации, на территории России их девять. Отделения «Альянс Франсез» работают при поддержке посольства Франции. Говорить о существовании российской сети не приходится, до сих пор о попытках создать таковую не известно. Вспомнить только курсы на кассетах для самостоятельного обучения вроде «Ешко»: эффективность такого метода минимальна, не многие осваивают курс. Почему крупные фирмы не выходят на российский уровень? Сотрудники пермских центров объясняют это тем, что на региональном рынке представлено достаточно компаний. Кроме частных, за своего клиента борются и государственные представители: в каждом городе на базе лингвистических факультетов вузов обязательно работает языковой центр. В ПГУ, например, два таких. Их преимущество заключается в том, что основа для бизнеса уже готова: есть помещение, оборудование, а главное, здесь работают лучшие специалисты. Цены держатся на рыночном уровне, а авторитет подкреплен репутацией учебного заведения.
Многие специалисты языковых центров сегодня сходятся в одном: единственный и главный недостаток всех — неразнообразное предложение услуг.
Максим Нуртдинов:
— Приоритет отдается английскому языку, на который ощущается самый большой спрос. Кроме того, на рынке лингвистических услуг слабо развиты методы интенсивного обучения, направления для детей.
Приоритетным, по мнению большинства специалистов, останется корпоративное обучение. Но на смену популярному среди компаний английскому придут, например, немецкий и испанский. Юлия Пискунова, координатор языковых программ клуба «Международное образование», считает, что пермскому языковому рынку необходимо разрабатывать программы обучения, ориентированные на различные цели клиента: «За рубежом развиты курсы иностранных языков по определенным дисциплинам: бизнес, медицина, кулинария, путешествия и прочее. По такому пути должны пойти и в Перми». Сегодня некоторые центры уже опробовали курсы по обучению языку исключительно для бизнеса, однако другие направления неразвиты. До сих пор рынок ориентируется на спрос, но не предпринимает попыток создать предложение, которое может быть востребовано.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний